В Москве открылось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Служба коммуникации ОВЦС, 21.02.2023. 21 февраля в Малахитовом зале гостиницы «Даниловская» открылось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященное теме: «Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире».

Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. В состав делегации вошли: настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев); председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов); преподаватель Казанской духовной семинарии, член Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонах Роман (Модин); секретарь по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов; сотрудник Отдела внешних церковных связей, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии диакон Илия Кашицын; старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доцент Института стран Азии и Африки Московского государственного университета Е.В. Дунаева; сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Б. Нелюбова; заведующий кафедрой исламоведения Казанской духовной семинарии В.Н. Рогатин.

Иранскую делегацию возглавил председатель Организации по культуре и исламским связям Ирана ходжат-уль-ислам Мохаммад Махди Иманипур. В число членов делегации Ирана вошли: член Совета по религиозной политике и координации межрелигиозного диалога Ирана ходжат-уль-ислам Махмуд Мохаммади Араки; руководитель Научной ассоциации исламского знания Ирана профессор Фатима Табатабаи; руководитель Культурного представительства Ирана в России Масуд Ахмадванд; президент Фонда исследования исламской культуры им. Ибн Сины Хамид Хадави.

Открывая заседание, митрополит Кирилл в своем вступительном слове подчеркнул, что кризисные события, с которыми столкнулся сегодня мир, стали следствием пропаганды потребительской идеологии и культа эгоцентризма среди людей. Архипастырь отметил, что и Россия, и Иран ныне вынуждены противостоять тем силам, которые стремятся уничтожить независимость и ценности обоих народов. Указав на кризис международного права и угрозы глобальной войны, митрополит Кирилл констатировал, что данные события требуют богословского ответа со стороны православных и мусульман, объединенных решимостью защищать свои духовные ценности до конца. Иерарх предложил посвятить нынешнее заседание Совместной комиссии памяти ее прежнего сопредседателя – почившего в 2020 году митрополита Феофана, и ее сооснователя – почившего в том же году аятоллы Мохаммада Али Тасхири.

Далее по традиции были прочитаны отрывки из Евангелия и Корана. Затем с приветствием к участникам встречи обратился ходжат-уль-ислам Мохаммад Махди Иманипур, который также констатировал актуальность нынешнего диалога и поблагодарил представителей Русской Православной Церкви за организацию визита иранской делегации и проведение заседания. Он подчеркнул значимость российско-иранских отношений, особенно в их религиозном аспекте.

Митрополит Кирилл огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Далее к собравшимся обратился Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Российской Федерации Казем Джалали. Он указал на рост нетерпимости и экстремизма по религиозному признаку в мире, попытки столкновения религий между собой. Посол дал высокую оценку динамике развития российско-иранских отношений, отметив важность их межрелигиозного аспекта.

Затем митрополит Кирилл зачитал доклад на тему: «Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире», в котором подробно описал опыт социальной работы Казанской и Татарстанской митрополии в период пандемии коронавирусной инфекции. Был представлен опыт больничного служения священнослужителей, его межрелигиозный аспект, опыт государственно-религиозного сотрудничества. Владыка Кирилл отметил, что данный опыт оказался весьма полезен и сейчас с точки зрения развития социального церковного служения. Архипастырь также осветил в своем докладе ряд проблем, возникших на фоне ограничения доступа к богослужениям, вакцинации и общественной сегрегации населения.

Далее слово было передано ходжат-уль-исламу Мохаммаду Махди Иманипуру, выступившему с докладом на тему: «Роль религии в современном мире». Сопредседатель Комиссии с иранской стороны представил анализ динамики восприятия религии и духовности в условиях современного мира. Он указал на попытки отодвинуть религию на окраину общественной жизни в допандемийный период, однако во время пандемии коронавируса можно было констатировать рост религиозности среди населения планеты. Вместе с тем, религиозные общины призваны дать ответ на сопутствующие вызовы экстремизма, связанного с религией. Докладчик отметил важность социальной и просветительской функций религии в этом процессе. Ходжат-уль-ислам также указал на активное участие верующих в борьбе с эпидемией. Он отметил необходимость противостояния России и Ирана противникам, развернувших против них гибридную войну: экономическую, информационную, идеологическую. Выступающий предложил сформировать совет религиозных лидеров для координации противостояния общим вызовам и угрозам.

Архимандрит Александр (Заркешев) выступил с докладом на тему: «Российско-иранская комиссия «Православие-Ислам»: четверть века братского богословского диалога». Он подробно изложил историю становления и развития Совместной комиссии, принципы ее работы, тематику заседаний и вклад старейших ее участников – Святейшего Патриарха Кирилла, аятоллы Мохаммада Али Тасхири, ходжат-уль-ислама Махмуда Мохаммада Араки, митрополита Феофана, ходжат-уль-ислама Мохаммада Махди Иманипура и других. Отец Александр также упомянул почившего в 2021 году от последствий коронавируса заметного участника XI заседания Комиссии протоиерея Льва Семенова.

Затем митрополит Кирилл передал слово ходжат-уль-исламу Махмуду Мохаммаду Араки, выступившему на тему: «Роль религии и религиозных деятелей в период (глобальных) кризисов, приносящих несчастья человечеству». Докладчик указал на упоминания в Коране Христа, Пресвятой Богородицы и апостолов, призывы следовать их примерам, которые объединяют между собой христиан и мусульман. Он представил анализ глобальных вызовов человечеству в последние годы и подчеркнул общность подходов к преодолению коронавирусной инфекции со стороны религиозных общин Ирана и России, рассказал о больничном служении учащихся иранских духовных школ. Ходжат-уль-ислам Араки выразил особую благодарность России за то, что она первой предоставила Ирану партию вакцины в условиях санкционной блокады со стороны других стран. Он дал высокую оценку развитию диалога между Русской Православной Церковью и исламской общиной Ирана, предложив теснее сотрудничать в практическом плане для преодоления существующих и будущих кризисов.

По окончании первой секции заседания его участники обменялись памятными подарками.

Заседание продолжилось выступлением иеромонаха Григория (Матрусова) на тему: «Предпосылки и факторы развития российско-иранского взаимодействия в социально-гуманитарной сфере в постпандемийный период». Он обратил внимание на общность позиций христианства и ислама по вопросу богопочитания, а также на мировоззренческие сходства и различия. Докладчик обозначил проблемы, с которыми столкнулись православные и мусульманские общины во время пандемии коронавируса, в том числе в сфере межрелигиозных отношений, в силу новых, дистанционных форматов общения. Отец Григорий выделил российско-иранский религиозный диалог как важное направление глобальных христианско-мусульманских отношений, поскольку Русская Православная Церковь является своего рода медиатором между суннитами и шиитами, имея многолетние отношения с представителями обоих направлений ислама. Было предложено осуществлять обмен преподавателями для чтения гостевых лекций в духовных школах и иные инициативы для углубления знаний друг о друге.

Далее прозвучал доклад профессора Фатимы Табатабаи на тему: «Кризис веры и религиозная сплоченность». В данном выступлении было обращено внимание на феномен личностных и духовных кризисов среди людей, особенно среди молодежи, на фоне таких вызовов как эпидемии и природные катаклизмы. Докладчица обозначила проблему соотношения проявляющегося в мире зла и промысла Бога о мире для верующих, а также предложила пути выхода из кризисных ситуаций с опорой на опыт межрелигиозного взаимодействия. Вместе с тем, была отмечена роль женщин в практике утешения людей, переживающих кризис веры. Ф. Табатабаи наряду с этим указала на положительный опыт исламского мистицизма для преодоления таких явлений. Прозвучала трактовка коранических текстов аятоллой Хомейни и другими комментаторами, которые указывали на необходимость преодоления человеком своего «эго», взращивания любви, дистанцирования от праздности.

М.Б. Нелюбова представила доклад-презентацию «Социальное служение в Русской Православной Церкви и уроки пандемии COVID 19». В нем содержалась оценка влияния пандемии на российское население в бытовом, экономическом, психологическом плане. Данные перемены вызвали пересмотр ценностей, обнажили ряд глубоких общественных проблем. Наряду с этим, изменились и подходы к социальному служению и делам милосердия, что было особенно заметно по деятельности Русской Православной Церкви, которая развернула в России и за рубежом масштабную гуманитарную работу. Она заключалась в развертывании горячих линий поддержки, развитии волонтерской работы, домов для мам, пунктов сбора и распределения денежной и материальной помощи. Церковь обеспечила обучение священнослужителей и их работу в «красных зонах» с больными и медиками. Кроме того, М. Б. Нелюбова осветила и возникшие с пандемией проблемы, еще требующие работы: положение бездомных и пожилых людей, рост случаев домашнего насилия. Наряду с этим, было отмечено, что пандемия позволила вывести на новый уровень диалог Церкви и государства по обозначенным вопросам, возбудила феномен солидарности между организациями, бизнесом и религиозными общинами, усилила авторитет Церкви как социального института. В завершение докладчица рассказала об опыте православно-мусульманского сотрудничества по линии женских организаций и гуманитарным вопросам.

Хамид Хадави представил сообщение на тему: «Пандемия короновируса с точки зрения религии». В нем он дал философскую и богословскую оценку пандемии коронавирусной инфекции, рассматривая ее как проявление зла в мире. Данный вопрос был подробно исследован иранскими богословами с точки зрения Корана. Они пришли к выводу, что данное испытание было ниспослано людям как побуждение к молитве, терпению и осознанию ответственности за свои поступки, в то время как состояние покоя и благоденствия часто ведет человека к праздности и гордыне.

Первый день работы Совместной комиссии завершился выступлением священника Димитрия Сафонова на тему: «Вклад митрополита Феофана в развитие диалога Русской Православной Церкви с исламскими общинами». Выступление содержало анализ многолетней деятельности в сфере православно-мусульманских отношений почившего в 2020 году митрополита Феофана. Был отмечен высокий авторитет архипастыря среди мусульман во многих странах мира, его умение вести общение с людьми разных вероисповеданий и культурной принадлежности. В докладе прозвучал ряд малоизвестных фактов из миротворческого служения митрополита Феофана, которое началось еще в 1970-е годы в виде межрелигиозных миротворческих форумов. Получив немалый опыт общения с иноверными на Святой Земле, будущий архипастырь вернулся в Россию, откуда был затем направлен на служение в Аргентину, где познакомился с будущим Папой Римским Франциском – кардиналом Хорхе Марио Бергольо. Далее последовали труды на посту представителя Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате, после которых архимандрит Феофан стал заместителем председателя ОВЦС, курируя межрелигиозные вопросы. На этом посту он внес значительный вклад в развитие российско-иранского религиозного диалога, фактически стоя у его истоков. Став епископом, архипастырь посетил в 2003 году Ирак, откуда привез весть об угрозе уничтожения религиозных меньшинств в случае начала американского вторжения. Далее было участие в спасении захваченных террористами детей в Беслане, продолжение работы в составе Совместной российско-иранской комиссии по диалогу, возрождение традиций исламоведения в русских духовных школах, управление Казанской кафедрой, участие в работе группы «Россия-исламский мир» и иных важных межрелигиозных мероприятиях.

По окончании мероприятий руководство и члены делегаций направились в Представительство Республики Татарстан в Москве, где был дан ужин от имени Президента Республики, с участием председателя Духовного управления мусульман РТ муфтия Камиля Самигуллина.

https://mospat.ru/ru/news/90074/