В Метрополитен-музее приоткрыли некоторые секреты покупки «Мадонны Строганова» работы Дуччо ди Буонинсенья
НЬЮ-ЙОРК. Дуччо ди Буонинсенья, известный также как просто Дуччо, считается одним из ключевых художников раннего итальянского Ренессанса, в творчестве которого все еще сильно влияние готики. Полагают, что сохранилось всего около дюжины работ этого художника XIV века. Одной из таких работ является «Мадонна с Младенцем» (около 1290–1300) из музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Картина написана темперой и золотом на деревянной панели, длина самой длинной стороны которой не превышает 11 дюймов. В настоящее время она экспонируется на выставке «Сиена: Расцвет живописи, 1300–1350 гг.» в знаменитом нью-йоркском музее.
Работа является своего рода жемчужиной в коллекции Метрополитен, и к тому же, как оказалась, стала одной из самых дорогих покупок в истории музейных коллекций.
Картина попала в заголовки газет в 2004 году, когда стала самой дорогой из когда-либо приобретенных Метрополитен-музеем. Окончательная сумма продажи, которая состоялась в частном порядке через Christie's, так и не была обнародована, но те, кто был знаком со сделкой, предполагали, что она составила от 45 до 50 миллионов долларов, сообщает АrtnetNews.
Работа изображает помещенную в центре фигуру Девы Марии, облаченной в черную и золотую ткань, с крошечным Младенцем Иисусом на руках, одетым в ярко-оранжевый и темно-красный цвета. Остальная часть работы залита золотом, что создает поразительный световой эффект, который сохраняется и по сей день.
И сама картина, и история ее продажи окутаны тайной, что породило целую мифологию.
Оригинальная рама картины была опалена в двух нижних углах, вероятно, из-за свечей, горящих под ней. Было высказано предположение, что картина могла находиться в течение многих лет как функциональный религиозный объект в жилой обстановке, возможно, в спальне, а не в художественном пространстве.
Хотя считается, что за восемь столетий картина не прошла через руки многих торговцев, все эе каждый из ее былых владельцев оставил свой собственный след в истории. Во время продажи картину Метрополитену в музее заявили, что она будет называться «Мадонна Строганова», отражая имя первого из ее зарегистрированных владельцев, графа Григория Строганова. Она также известна как «Мадонна Стокле», в честь следующего человека, который ее приобрел, Адольфа Стокле.
Цена последней продажи вызвала удивление, особенно потому, что такую астрономическую сумму заплатило государственное учреждение. Но музей Метрополитен осторожно заявил, что его колоссальная плата была взята из закрытого банка для приобретений, подкрепленного частными пожертвованиями, и не будет урезать другие статьи бюджета для управления музеем. Спешка при покупке картины подчеркивает «акулье» чувство конкуренции между общественными интуициями, которое чаще приписывают частным коллекционерам.
Кит Кристиансен, куратор европейской живописи в музее Метрополитен, который руководил приобретением, рассказал New York Times, что он решил купить работу в течение 30 минут после того, как увидел ее фотографию. Это было ускорено его страхом, что конкурент, такой как Лувр, в коллекции которого также не было работ Дуччо, может перехватить шедевр. Он также заявил о чувстве гордости за то, что эта работа показывает чисто религиозный сюжет, в отличие от знаменитого пейзажа из коллекции Фрика «Искушение Христа на горе» (1308-1311).
В ответ на критику по поводу очень маленьких размеров приобретенной им картины Кристиансен заявил, что, когда дело касается исторических шедевров, размер не имеет значения.
«Конечно, люди будут поражены тем, насколько он мал», — сказал он. — «Если вы подумаете о великих картинах эпохи Возрождения в Метрополитен, они все маленькие. Наш Боттичелли, «Последнее причастие святого Иеронима», наш Мантенья, «Поклонение пастухов» или наш диптих ван Эйка — все наши величайшие картины — маленькие картины».
Точное время создания «Мадонны Строганова» неизвестно. Специалисты, исходя из стилистических особенностей, датируют ее последним десятилетием XIII века.
Первый известный владелец картины — граф Григорий Сергеевич Строганов (1829—1910 гг.), по его собственному утверждению, приобрел ее у какого-то тосканского антиквара. Он же первым атрибутировал ее как работу Дуччо. Строганов впервые продемонстрировал картину на выставке старинного сиенского искусства в палаццо Публико в 1904 году. Она произвела большое впечатление на знатоков и специалистов, которые подтвердили атрибуцию. Картина, как и вся коллекция графа, хранилась в его римском палаццо.
После этого на протяжении ста лет картина находилась в частных коллекциях и почти не выставлялась. После смерти Строганова в 1910 году картиной владели его наследники, у которых ее приобрел брюссельский коллекционер Адольф Стокле. В 1930-х годах картина дважды выставлялась, но после смерти коллекционера в 1949 году она была почти недоступна даже для исследователей. Лишь в 2004 году картина была приобретена нью-йоркским музеем Метрополитен.
Большинство специалистов подтверждают авторство Дуччо и датировку картины концом XIII века. Однако есть и другие мнения. Например, историк искусства профессор Джеймс Бек утверждал, что «Мадонна Строганова» — подделка XIX века.
«Мадонна Строганова», выполненная на деревянной панели небольшого размера (27,9 × 21 см) была предназначена, вероятно, для небольших частных помещений. Некоторые эксперты полагают, что «Мадонна Строганова» была первоначально центральной частью полиптиха, но об остальных его частях ничего не известно.
В.Н.Лазарев писал, что в этот период Дуччо остается в основном в рамках византийской традиции и лишь в некоторых аспектах воспринимает ренессансные влияния: светотеневые переходы становятся более мягкими, формы обретают бо́льшую округлость и предметность. В то же время, в «Мадонне Строганова» отразились мотивы готики и влияние Джованни Пизано, работавшего в Сиене в это же время.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии