В Лондоне проходят сразу две выставки старинного католического искусства

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Лондоне проходят сразу две выставки старинного католического искусства
Одна из них посвящена скульптуре эпохи Возрождения, а другая испанскому искусству колониального периода

ЛОНДОН. В столице Британии проходят сразу две выставки старинного католического искусства – одна из них посвящена скульптуре эпохи Возрождения, а другая испанскому искусству колониального периода, сообщает catholicnewsagency.

В эти дни два из четырех крупнейших музеев Лондона проводят выставки старинного католического искусства, причем обе эти выставки являются первыми в своем роде для принимающих их музеев. В музее Виктории и Альберта (это самый первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства, основанный в 1852 году) развернута экспозиция выставки «Донателло: Скульптура эпохи Возрождения». Это вообще первая в Великобритании выставка произведений этого «родоначальника итальянского возрождения» 15 века. Выставка продлится до 11 июня, и хотя в ее названии звучит имя одного Донателло, посетители увидят в музее также произведения многих его современников и последователей.

Другая выставка под названием «Испания и испаноязычный мир» проводится в Королевской академии искусств с марта до 10 апреля. Она представляет искусство Испании и ее бывших колоний в Новом Свете, а экспонаты для нее любезно предоставлены Испанским обществом Америки в Нью-Йорке, которая располагает крупнейшим фондом исторических произведений испанской культуры и искусства, собранных со всех континентов.

В последние годы музей Виктории и Альберта заметно понизил высокую планку, заданную его основателями, королевой Викторией и принцем Альбертом, в стремлении привлечь пресыщенную зрелищами публику эпатажем, рассчитанным на самые всеядные вкусы. Так, в 2017 году в нем прошла выставка «Краткая история нижнего белья», а в 2022 году выставка «Формирование мужественности». Священное искусство Донателло и скульптура эпохи Возрождения для музея, таким образом, «хорошо забытая старая» тема. Известно, что королева Виктория никогда не бывала в Риме, однако часто навещала Флоренцию, и именно в годы ее правления музей заказал там копии в натуральную величину двух самых известных статуй Давида – работы Донателло и Микеланджело. Хотя скульптура Донателло представляет собой одно из немногих произведений этого мастера, не вполне соответствующих викторианским стандартам скромности и благопристойности, королевская чета при ее заказе несколько вышла за их тесные рамки вкусов той эпохи.

Скульптура Давида была создана Донателло около 1440 года, а на лондонской выставке представлена ее бронзовая копия 19 века. Последний раз оригинал покидал Флоренцию в 1930 году с делегацией во главе с Бенито Муссолини, прибывшей с пропагандистской миссией в Королевскую академию. Музей Виктории и Альберта также приобрел вполне благопристойную, полностью одетую версию Давида Донателло (1408) в мраморе. Это первое произведение великого мастера, которое встречает посетителей выставки. А обнаженный образ Давида, созданный Донателло в юности (в возрасте лишь 22 лет), своим тщательно продуманным натурализмом заложил основу для последующих скульптур, которые он ваял в течение своей долгой жизни.

Второе центральное место в экспозиции, после мраморного Давида, занимает бронзовое распятие Христово в натуральную величину работы Донателло, причем оно любезно предоставлено в экспозицию церковью. Подобное сочетание произведений делает выставку такой замечательной. Необходимо иметь в виду, что многие из представленных работ создавались для строго определенных священных сред, объемов и утвари, и выглядели в них более органично, чем в безликих современных стенах. Однако большинство из них давно покинули храмы и приобретены различными музеями. Нынешним католикам привычно видеть в храмах резные священные образы, и не все осознают, что скульптурные образы и картины эпохи Возрождения в свое время служили самым благочестивым целям, а потом на протяжении многих поколений украшали стены общественных галерей. В нынешней экспозиции распятие Христово работы Донателло выставлено между двумя скульптурными образами в сочетании, которые в целом восходит к композиции Голгофы, только места Дисмаса и Нераскаявшегося вора занимают бронзовые статуи епископа и Святого Георгия.

В экспозиции представлено примерно 150 шедевров Донателло и его современников, а выставка в целом напоминает посетителю, что религиозное искусство на протяжении примерно тысячи лет было единственной формой европейского искусства в обществе. Большинство произведений искусства на этой выставке явно католические, в том числе и образы Пресвятой Богородицы с Младенцем, которые имели особое значение для художников эпохи Возрождения. Донателло был новатором в том смысле, что смягчил суровый канон и сделал эти образы более «человечными», причем на техническом уровне достиг совершенства в искусстве передачи перспективы через детали мелкой точной резьбы.

Выставка «Испания и испаноязычный мир» в Королевской академии искусств напоминает о том, что куда бы ни направлялись испанские и португальские колонизаторы, за ними следовали миссионеры. Она знакомит посетителей с шедеврами католического искусства, адаптированными для восприятия новообращенных жителей колоний. В каждом из них есть особое очарование и своеобразие, неуловимый отпечаток страны, в которой они создавались. Экспозиция подобрана так, чтобы воздать должное иезуитам и другим монашеским орденам, которые поощряли творческую одаренность в религиозном искусстве и одновременно стремились оградить коренное население от бесчинств конкистадоров и их преемников, как это показано в классическом фильме Роберта Де Ниро и Джереми Айронса «Миссия» о церкви в Новом Свете.

На картинах, картах и портретах можно видеть и образы светских колонизаторов, которых ныне принято считать злодеями и угнетателями завоеванных народов. А вот религиозное искусство времен испанской империи полно великолепия, силы и боли. Впрочем, на этой выставке нет ни одного из тех распятий в испанском стиле, которые воспроизводят муки Христовы с подчеркнутым натурализмом, муками и кровью. Единственные представленные на выставке распятия из Старого Света выполнены во вполне строгом классическом стиле из монохромного драгоценного металла.

Представленные картины – как из Испании, так и из колоний Испанской империи – отличаются образностью и глубокой духовностью. Несколько странно, что в них отсутствуют образы распятия Христова, а преобладает вариации скорбной аскезы святого Петра из Алькантары и святой Терезы Авильской (Боливия, 1720-е годы). Есть образ Непорочного зачатия с девой Марией, изображенной в сонме ангелов-херувимов (Мексика, 1640). В испанской метрополии суровые образы кисти Эль Греко конца 16 века получили продолжение триста лет спустя в полотне Игнасио Зулоаги – оно изображает группу кающихся, несущих образ Христа, и эти портретные изображения поражают своей строгостью, чувством и глубиной.

Также странно, что на выставке не представлен ни один из самых популярных в этих странах христианских образов Богоматери Гваделупской. Зато есть священная реликвия, которую, по преданию, обрел новообращенный ацтек Хуан Диего из рук самой пресвятой Девы Марии, когда она явилась ему в 1531 году. Это богато украшенный плащ с изображениями символов дохристианской веры, в том числе полумесяца под ногами Богоматери, который символизирует триумф света и добра над древним ацтекским богом тьмы.

Выставки в музее Виктории и Альберта и Королевской академии напоминают посетителям о том, что католицизм многие века придавал особое значение художественным образам и скульптурам, особенно в те времена и в тех уголках мира, где верующие не умели читать книги и замяли их зрительными образами. При этом Вселенская Церковь, приходя в новые земли – как в римские колонии античных времен, так и в земли Латинской Америки после завоевания, всегда с разумной осторожностью относилась к языческому наследию местных народов, и нередко опиралась на лучшее в прежних культурах.

Сергей Игнатьев

https://sedmitza.ru/text/10231420.html