В концертном зале им. Чайковского прозвучала оратория Генделя "Страсти по Брокесу"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В концертном зале им. Чайковского прозвучала оратория Генделя "Страсти по Брокесу"
В следующих концертах цикла публика услышит другие сочинения композитора.

Цикл "Барокко. Гендель" в зале имени Чайковского открылся "Страстями по Брокесу" – это редко звучащее сочинение, в котором композитор использовал не евангельский текст, а его стихотворное переосмысление, сделанное немецким поэтом Генрихом Брокесом. На концерте была Дженнэт Арльт.

Георг Фридрих Гендель за свою жизнь написал 40 опер, 32 оратории, множество церковных хоралов. Но к жанру "Страстей", в отличие от своего современника Иоганна Себастьяна Баха, обратился лишь единожды. Его "Страсти" созданы не на евангелический текст, а на либретто немецкого поэта Генриха Брокеса. Тот написал поэтическую адаптацию сразу всех четырех вариантов Евангелия одновременно. Это одно из немногих сочинений Генделя на родном, немецком языке. "Произведение действительно первого эшелона, но почему-то в первую очередь исполняется английский Гендель, иногда итальянский Гендель, но вот Гендель немецкий практически не звучит", – говорит художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Intrada Екатерина Антоненко.

Сюжет оратории охватывает время от Тайной Вечери до смерти и погребения Христа. По своей образности "Страсти по Брокесу" напоминают музыкальную драму. Иисус, Мария, Иуда и апостолы, подобно оперным персонажам, эмоционально высказываются в дуэтах и ариях. "Такого рода музыка требует очень больших ресурсов. Я даже не могу сказать, конкретно каких, и душевных, и физических, и голосовых", – считает оперная певица Диляра Идрисова.

“Страсти по Брокесу” исполняют вокальный ансамбль Intrada, Государственный академический камерный оркестр и семь солистов. У каждого из певцов за плечами – опыт исполнения пассионов других композиторов, прежде всего Баха. У контратенора Ивана Бородулина здесь сразу три партии: прислужника Пилата, Иуды, апостола Иоанна. "Контратенор – это один из королей, наверное, барочной музыки. Для меня эта оратория характерна еще и тем и близка еще тем, что я христианин. Я знаю этот сюжет. Я пою в церкви с семи лет и пишу музыку для церкви", – делится оперный певец Иван Бородулин. Одна из особенностей исполнения барочной музыки – обязательное наличие аутентичных инструментов. Это теорба – басовая разновидность лютни. Инструмент, созданный в мастерских дома Медичи, был популярен в XVI-XVII веках, но после XVIII столетия почти не используется. "Про теорбу говорят, что в оркестре ее не слышно, но слышно, когда ее нет. То есть она некую тембровую окраску придает. В медленных частях, да, она аранжирует, украшает", – комментирует музыкант Ася Гречищева.

"Страсти" по Брокесу открывают серию программ Московской филармонии, посвященных Генделю и музыке барокко. В следующих концертах цикла публика услышит другие сочинения композитора.

https://smotrim.ru/article/4230721