В Конго и Южном Судане духовенство пытается усмирить межплеменные конфликты «из-за суетных материальных благ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Конго и Южном Судане духовенство пытается усмирить межплеменные конфликты «из-за суетных материальных благ»
В столкновениях погибли уже сотни мирных жителей и боевиков, многие бегут из зон боев

КИНШАСА. В Конго и Южном Судане духовенство пытается усмирить межплеменные конфликты «из-за суетных материальных благ», а тем временем в столкновениях погибли уже сотни мирных жителей и комбатантов, и очень многие бегут из зон боев, сообщает fides.

Кардинал Фридолин Амбонго (Fridolin Ambongo), архиепископ Киншасы, столицы Конго, посетил территорию Квамута в провинции Май-Ндомбе – примерно в ста километрах от столицы на юго-западе Демократической Республики Конго. Эта территория в последнее время стала ареной конфликта племен теке и яка. «Я был в Квамуте с 23 по 26 сентября, и постарался принести утешение нашим братьям и сестрам в это тяжкое время испытаний, насилий и страданий, – сказал архиепископ по возвращении в епархию. – Я посетил в больнице раненых местных жителей и убедился в том, что их любовь к Богу и вера ничуть не ослабли. Я убедился, что конфликт порожден суетным стремлением к особым материальным благам для себя и своей семьи. Печально, что не все из нас способны противостоять греховной жажде материальных благ и осознавать преступления, в которые она нас ввергает рано или поздно».

Визит кардинала состоялся в то время, когда насилия в провинции Май-Ндомбе все больше разгораются. Столкновения племен теке и яка уже вылились за пределы территории Квамута, в том числе в соседнюю территорию Багата. В епархии Кенге 26 сентября епископ Жан-Пьер Квамбамба (Jean-Pierre Kwambamba) принял вождей и старейшин племен яка и теке в попытке найти пути выхода из конфликта, чтобы умиротворить враждующих и определить первостепенные направления для срочной гуманитарной помощи. Выяснилось, что конфликт уже пришел и на территорию Кенге, куда стремятся многие беженцы из Квамута в поисках спасения и накапливаются во временных лагерях для перемещенных лиц. Сообщается, что в ходе столкновений уже убито не менее 50 солдат, а в целом за время конфликт погибло уже более 150 человек, а большая часть населения в страхе бежала с территории.

Племя теке поселилось несколько десятилетий тому назад на песчаных плато, которые простираются по обе стороны реки Конго, и установило там свою систему правления, которая вскоре была принята местными племенами. Племя яка (также называемое баяка) пришло в эти места несколько позже теке и занялось мирным трудом. Его земледельцы выращивают маниоку, арахис и сладкий картофель, разводят домашнюю птицу и мелкий скот. Племена заключили договор, согласно которому племя яка выплачивает вождям теке нечто вроде арендной платы за землю. С этим договором оба племени мирно сосуществовали на этих землях многие годы.

Однако в последнее время в мирных отношениях племен что-то разладилось, и теперь теке обвиняют яка в неуплате земельного налога. В начале августа возник спор племенных общин в городе Квамут, и дело дошло до стрельбы. С тех пор страсти только разгорались, а столкновения усиливались. В них все чаще обе стороны применяют огнестрельное оружия, как сообщает местный депутат Гай Мусомо (Guy Musomo), задавая вопрос об источнике поставок оружия конфликтующим племенным группам. Последние вооруженные столкновения зафиксированы на этой территории 21 и 22 сентября в деревнях Бибонга, Энгвеме и Бисиала, где погибло порядка 80 человек.

Тем временем межплеменные отношения накаляются и в Южном Судане, как сообщает агенство Fides. Опасность растущего трайбализма (племенного национализма) подчеркивает монсеньор Стефан Амейу Мартин Мулла (Stephen Ameyu Martin Mulla), архиепископ Джубы и апостольский администратор епархии Торита. «Трайбализм – величайший враг нашей страны, – провозгласил архиепископ Джубский во время евхаристического воскресного богослужения 25 сентября в приходе Богоматери Скорбящей в Торите. – Мы не можем строить нашу нацию и Церковь на трайбализме. Если мы строим их на трайбализме, мы тем самым отвергаем Крещение, Святое Причастие, конфирмацию, ибо мы входим в раскол и ссоры, трайбализм нас разделяет. Он никак не помогает церкви и нации соединяться и развиваться; более того, он заставляет некоторых христиан сомневаться в таинствах».

Архиепископ призывает «духовенство и мирян всеми силами противостоять трайбализму в Южном Судане, ибо он наш самый главный враг, и лишь коллективными усилиями и всеми доступными средствами мы сможем покончить с ним». «Южный Судан – новая нация, получившая независимость от Судана в июле 2011 года и, следовательно, взросшая на наших общих национальных, а не племенных корнях, – напоминает архиепископ Амейу. – Неустанно призывайте Бога на помощь в вашей борьбе с трайбализмом, ибо трайбализм страшное зло, разделяющее нас. Спасение возможно только для всех нас вместе, независимо от того, богаты мы или бедны, кто мы и откуда родом, ибо для Бога «нет ни эллина, ни иудея». Нам всем надлежит сотрудничать, повседневно работать всем вместе ради духовного блага, ибо только совместная упорная работа на общий дом может спасти нас; а мы, духовенство, стремимся спасти вас через управление епархией в меру наших сил и разума. Этот совместный труд объединяет наше духовенство и мирян, а если среди них поселяется разлад, то он неизбежно сказывается и на служении прихода и епархии».

Епископы Южного Судана постоянно напоминают верующим, что племенная замкнутость, вражда и ксенофобия несовместима с христианской верой. «Все люди созданы по образу Божьему, и потому ни одно племя не лучше других племен, – подчеркивал монсеньор Барани Эдвардо Хийборо Куссала (Barani Edwardo Hiiboro Kussala), епископ Томбура-Ямбио, в своем послании к Международному дню мира 2020 года (см. публикацию Fides за 22.09.2020).

В Южном Судане на сегодня насчитывается 64 племени. Самым крупным считается динка, ему несколько уступает в численности племя нуэра. В этом новом государстве все еще нередки столкновения на почве этнической принадлежности – как индивидуальные, так и групповые, общинные. При этом в структуре южносуданских политических партий, фракций, государственных служб и силовых формирований все еще явно прослеживаются племенные связи, предпочтения и предубеждения. В декабре 2013 года в стране разразилась гражданская война, в которой столкнулись наиболее крупные этнические группы страны.

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/10181153.html