В Китае происходит паломничество на остров святого Франциска Ксаверия к символическому мавзолею святого
ШАНЧУАНЬ. В Китае происходит мировое паломничество на остров Шанчуань к символическому мавзолею святого Франциска Ксавьерия, который умер здесь в возрасте 46 лет, стремясь с проповедями на материковый Китай, пишет fides.
Жизнь миссионера-иезуита Франциска Ксаверия (1506—1552) может служить иллюстрацией к словам Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упавшее в землю, не умрет, то так и останется лишь одним зерном, а если умрет, принесет богатый урожай» (Ин 12:24). Франциск Ксаверий, день памяти которого отмечается католической церковью 3 декабря, умер на рассвете этого дня в 1552 году от пневмонии в листвяной хижине на острове Шанчуань ввиду прибрежной провинции Гуандун, куда стремился с Благой Вестью. С собой у него было только распятие, которое унаследовал новообращенный китаец-переводчик. С мирской точки зрения, его миссия окончилась пролным провалом. И тем не менее, Франциск Ксаверий сегодня почитается как святой покровитель миссий и великий миссионер.
Более 470 лет спустя его «пшеничное зерно» все еще приносит обильные плоды. Тому свидетельством сотни миссионеров, которые после него принесли Евангелие в Китай, идя по стопам его апостольских трудов. Остров Шанчуань, где завершилась его земная жизнь, считается южными вратами в Китай и форпостом Великого Шелкового пути, и ныне на нем вырос целый парк вокруг мемориала святому миссионеру-иезуиту. Многие считают его первой католической святыней Китая, важным объектом паломничества для католиков всего мира. Там теперь стоит часовня, большая статуя святого Франциска Ксаверия, крест и источник чистейшей воды. Гражданские власти со своей стороны заботятся о благоустройстве этого места поклонения и духовности.
Еще в августе 1986 года власти округа Тайшань выделили средства в дополнение к пожертвованиям католиков со всего мира на постройку мемориала. Останки святого Франциска Ксаверия с 1553 года покоятся в базилике Доброго Иисуса (Basilica do Bom Jesus) в Гоа. Над его первой гробницей на острова Шанчуань воздвигнут символический мавзолей с мемориальной доской 1639 года. Надпись на китайском и португальском языках гласит: «Это место вечного упокоения святого Франциска Ксаверия, иезуитского проповедника Востока». Католики Китая и других стран щедро жертвуют на сбережение и реставрацию святыни. Трудами монахов и мирян построены ступени, ведущие к главному входу в мемориал и дорога с холма к памятнику, а также придорожная часовня, статуя святого и каменный крест.
В 2006 году бывшие студенты и попечители гонконгского колледжа иезуитов Ва Янь пожертвовали средства на реставрацию мемориала в ознаменование 500-летия со дня рождения святого. В сентябре 2011 года муниципалитет Тайшань признал гробницу муниципальным объектом культурного наследия. В декабре 2015 года правительство провинции Гуандун также признало это место объектом культурного наследия провинции. Китайское правительство чтит мемориал Франциска Ксаверия как важное историческое свидетельство влияния Морского Шелкового пути на китайскую культуру и религию.
На берегу моря паломников встречает крест, а от него вверх ведут каменные ступени к часовне святого. Каменная лестница на обратной стороне холма, украшенная изваяниями Страстей Христовых, выводит путника на вершину к большой статуе святого. Сосны вокруг статуи изогнуты. Местное поверье гласит, что сосны чудесным образом сами склонились из почтения к святому. Еще более удивителен источник, из которого святой некогда черпал воду. Его сруб полностью затопляется во время прилива, однако, лишь только морские волны отступают, вода в источнике вновь становится пресной и чистейшей, пригодной для питья без кипячения.
«Великий миссионер Франциск Ксаверий, – говорил папа Франциск в в одном из интервью, вошедшем в книгу «Senza di Lui non possiamo far nulla» (Без него мы ничего не можем сделать), – умер, глядя на берег Китая, куда он так хотел попасть, но не сумел. Он умирает вот так, ни с чем, один пред Господом. Он умирает там, и его хоронят, словно сажают в землю семя. Такова судьба всех миссионеров, окончивших жизнь в странах своего служения. Умирая там, они становятся семенами в земле своего назначения. Истинные миссионеры в народах – это не просто эмиссары, посланцы или посредники. Вы идете на миссию, следуя за Иисусом и вместе с Иисусом. Вы идете с ним. И когда кому-то суждено стать великим миссионером, мы понимаем, что именно Господь ведет и приводит его».
Святой Франциск Ксаверий почитается как один из основателей Общества Иисуса (ордена Иезуитов) и первый католический миссионер в Японии. В 1529 году он познакомился с Игнатием Лойолой, а 15 августа 1534 года вместе с ним и еще шестью собратьями принял взаимные обеты послушания, целомудрия и бедности. В 1537 году основатели Общества (уже 9 человек) прибыли в Рим, где были приняты Римским папой Павлом III. По отбытии из Рима, 24 июня 1537 года в Венеции был рукоположен в сан священника. В 1540 году написал устав иезуитского ордена под названием «Формула института», который был утвержден буллой Римского папы 17 сентября 1540 года.
Франциск Ксаверий стал первым миссионером в истории ордена иезуитов – в Индии, странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. После отплытия из Европы в 1541 году, служил в Индии (1542 – 1544), на Молуккских островах (1545 – 1547) и в Японии (1549 – 1551). В 1542 году на Мадагаскаре он получил известие, что Святой Престол назначил его апостольским нунцием Востока. Вскоре он прибыл в Гоа, столицу португальской Индии, возглавил там колледж Святого Павла – первый миссионерский пункт иезуитов в Азии, откуда и стал совершать поездки по южной Индии и соседним странам.
Он проповедовал среди ловцов жемчуга на востоке Индии, обратил в христианство короля западного берега Индии, посетил остров Цейлон. За три года построил около 40 храмов на южном побережье Индии. В 1545 году отправился на Молуккские острова (нынешняя Индонезия). В 1549 году прибыл в Японию с подарками для «короля». Узнав, что в Японии бедность считалась пороком, стал проповедовать среди богатых японцев. В проповедях доносил до японцев христианское значение Бога через буддистский термин Дайнити. За два года в Японии ему удалось создать три первые католические общины.
В начале сентября 1552 года корабль «Санта Круз» высадил его на острове Шанчуань –это было единственное место в Китае, которое разрешалось посещать европейцам для сезонной торговли. Там он и умер, а слуга-китаец похоронил его на берегу. В феврале 1553 года его тело перенесли в церковь Святого Павла в Малакке, а в декабре перевезли в Гоа, где оно и находится доныне в базилике Доброго Иисуса. Раз в 10 лет на 6 недель его нетленные мощи выставляются для всеобщего обозрения (последний раз в 2014 году). Некоторые думают, что тело забальзамировано; другие считают нетленность его мощей свидетельством чуда.
Франциск Ксаверий выполнил огромную работу по распространению католицизма в странах Азии. Найдя компромисс с древней церковью святого Фомы в Индии, он разработал основы миссионерских методов Общества Иисуса. Он соединял христианскую миссию и политику, и, в принципе, был не против распространения христианства силой. Он обладал качествами великого миссионера, был харизматической личностью, имел огромный лингвистический талант и всегда стремился к новым землям и народам. Его деятельность оставила огромный след в миссионерской истории Индии, Японии и Китая, указав путь для дальнейших поколений католических миссионеров, и не только иезуитов.
Он сам смог увидеть многие результаты своей работы, однако ставил перед собой намного более великие цели. Римско-католическая Церковь ответила на его призыв, вовремя осознав важность его трудов, а результаты этих трудов вышли далеко за рамки его собственного ордена. Широкой нынешней распространенностью в мире Католическая церковь в значительной степени обязана Франциску Ксаверию, Маттео Риччи и всему поколению великих миссионеров того времени.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии