В Китае отмечают резкое сокращение католического духовенства и монашества за время пандемии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Китае отмечают резкое сокращение католического духовенства и монашества за время пандемии
Ситуация осложняется старением прелатов и упадком набора в семинарии

ПЕКИН. В Китае скорбят о резкой убыли католического духовенства и монашества за время пандемии, причем ситуация усугубляется старением прелатов и упадком набора в семинарии, пишет fides.

В стране каждый год 4 или 5 апреля отмечают «праздник Цинмин» – день поминовения предков и умерших, согласно древней китайской традиции. В эту годовщину Католическая церковь в Китае также поминает священников и монахинь, ушедших из жизни за последние двенадцать месяцев. Все католические общины сильно пострадали от оскудения духовенства в период пандемии коронавируса, жертвами которой стали в первую очень пожилые монахини и священники. Это сокращение усугубляется старением католического духовенства, сокращением набора в семинарии и посвящений в священнический сан.

В 2022 году католическая церковь в Китае потеряла не менее 13 священников и 7 монахинь, по неполным данным издания Xinde, авторитетной католической онлайн-газеты на китайском языке. Большинство смертей произошло в период так называемой «бойни престарелых» в период пандемии, когда власти внезапно разом отменили все карантинные меры. Среди умерших епископов и священников семеро были старше 75 лет, а шестеро не достигли 65 лет. Из семи умерших монахинь четыре были старше 75 лет, а трем остальным было менее 65 лет. Течение времени и непредсказуемые напасти вроде недавней пандемии вызывают естественное угасание поколения священников и монахинь, родившихся до 1949 года. Они прошли невзгоды периода Культурной революции, а затем вложили свой труд, веру и духовные силы в возрождение многих католических общин. Теперь поколение священников и монахинь, пополнивших духовенство в 1980-х годах, в период «Реформ и открытости» при правлении Дэн Сяопина, также начинает входить в пожилой и престарелый возраст. Вот почему вопрос о прогрессирующем старении католического духовенства в Китае начинает приобретать все более острое значение, тем более что призвания к священству и посвященной жизни явно сокращаются.

Христианская вера признает и исповедует, что смерть не есть конец жизни, а начало новой жизни вечной, а общение с единоверцами, вернувшимися в Отчий дом, сопровождает дни Церкви-странницы на земле. Эта вера утешает скорбь местных общин, особенно самых малочисленных, где потеря каждого священника и мирянина воспринимается как серьезная потеря. Многие пожилые католики помнят, сколько материальных средств и духовных сил было вложено в 1980-1990-х годах в вовлечение молодежи на путь священства и посвященной жизни. Это было время, когда возобновлялась работа семинарий, пополнялись ряды послушников, возрождался энтузиазм и надежда. Молодые священники, юные монахини и миряне оплодотворяли жизнь общин юношеским энтузиазмом, высоко ценя и перенимая христианскую мудрость пожилых священников и монахинь, с которыми вместе и провели с успехом тогдашнюю «миссионерскую перезагрузку».

Нынешние времена порождают новые чрезвычайные обстоятельства и обнажают слабости. Общины молятся о том, чтобы простая и мужественная вера многих монахинь и священников за последние почти полвека перешла в новое поколение духовенства, монашества и мирян. Безвременные кончины епископов, священников и монахинь в последние годы напомнили о настоятельной необходимости должных забот о физическом и духовном здоровье. Многим следовало бы отказаться от чрезмерного подвижничества, заставляющего трудиться сверх меры, пренебрегать здоровьем, посвящая все силы и время апостольской работе, а потом вести одинокую борьбу с преждевременными болезнями и немощами.

Многие общины пострадали от преждевременных смертей монахинь и священников. В епархии Исянь (провинция Хэбэй) сейчас оплакивают сестру Марию Ян Хуэйлинь из Конгрегации Святого Сердца Иисуса, ушедшую в возрасте всего 50 лет из-за внутреннего заболевания, запущенного в неустанных духовных трудах. А 10 марта прошлого года умер 59-летний епископ Юньчэна (в провинции Шаньси) У Цзюньвэй от сердечного приступа. Он не жалел себя, опекая курсы катехизации, строительство новых церквей, помогая священникам в пастырских и богослужебных трудах и общественной деятельности даже в трудное время пандемии. А в католической общине Тибета скорбят о преждевременном уходе отца Джозефа Ма Чжакси, человека уединенной жизни и молитвы, который скончался в январе 2020 года в возрасте всего 39 лет. Он проводил дни своей недолгой жизни в крайней нищете и холоде, жил впроголодь и постоянно странствовал в горах, посещая затерянные общины и пронося им пастырское наставление, заботу, утешение и таинства.

Данные о численности христиан в Китае противоречивы. В конце 2006 года тогдашний руководитель государственного религиозного бюро Е Сяовэнь сообщил информационному агентству, что христиан в Китае насчитывается порядка 130 миллионов человек. На сегодняшний день свобода вероисповедания предусмотрена в конституции только для следующих признанных государством религий под общим названием «патриотическое объединение»: католичество, православие, протестантизм, буддизм, даосизм и ислам. При этом католики, сохранившие верность Ватикану (их в Китае около 10 млн. против 4 млн. «католиков-патриотов») жалуются на репрессии и закрытия надомных молелен. Правительство Китая обвиняет Ватикан в связях с «преступным режимом» Тайваня и во вмешательстве во внутренние дела Китая. Министерство иностранных дел КНР сочло «оскорбительной» канонизацию в 2001 году китайских католических мучеников, погибших в 1648-1930 годах. Тем не менее, в стране растет численность христиан, посещающих подпольные «домашние» церкви.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10240406.html