В Кириллове отреставрировали алтарную дверь из Ферапонтова монастыря

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: kirmuseum.org

Москва, 9 октября. Реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника восстановили уникальную алтарную дверь XVIII века из ансамбля Ферапонтова монастыря, объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Икона находилась в аварийном состоянии, но отреставрирована и вскоре будет представлена в открытом фондохранилище, передает ТАСС со ссылкой на музей.

«Завершена консервация редчайшей алтарной двери, поступившей к нам на хранение из ансамбля Ферапонтова монастыря. Ранее она украшала диаконник ферапонтовского храма. Алтарная дверь относится к XVIII веку и уникальна своими образами – на одной створке алтарной двери изображены сразу два святых. Традиционно на алтарных дверях с разных сторон изображали архангелов Михаила и Гавриила или же архидиаконов Лаврентия и Стефана, в нашем же случае представлен памятник редчайшей иконографии, когда на створке алтарной двери мы видим архидиакона Ермолая и пророка Захария», – сообщил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.

Как отметил заведующий отделом реставрации живописи Николай Петухов, икона поступила в аварийном состоянии, находилась под старыми профилактическими заклейками из микалентной бумаги. «На памятнике размером 191 на 63 см были вздутия левкаса с красочным слоем, отслоения паволоки, мелкие шелушения красочного слоя, пылевые загрязнения поверхности живописи. Сегодня работа по консервации экспоната завершена: укреплен левкас и красочный слой, удалены рабочие заклейки и поверхностные загрязнения с живописи и основы памятника. Теперь алтарные двери будут переданы в открытое фондохранилище», – сказал реставратор.

Фонд открытого хранения древнерусской живописи находится в Вологодской башне. После ее недавней реставрации в интерьере появилось современное оборудование, которое помогает сохранить культурное наследие страны в лучшем виде. В башне устроены стеллажи, металлические драйверы и выдвижные системы сеток для хранения экспонатов. Постоянно поддерживается специальный температурно-влажностный режим.

О монастыре

Преподобный Ферапонт в XIV веке в возрасте 60 лет пешком пришел из Москвы в край лесов и озер для молитвенного подвига и уединения вместе с монахом Кириллом, будущим основателем Кирилло-Белозерского монастыря. Около года Ферапонт разделял труды преподобного Кирилла, а потом по его благословению удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст и в 1398 году между Паским и Бородаевским озерами основал монастырь.

Ансамбль Ферапонтова монастыря – один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы. Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы 1490 года постройки. Ферапонтов монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия – ведущего московского иконописца и величайшего мастера фресок конца XV – начала XVI веков, продолжателя традиций Андрей Рублева.

Как отмечал губернатор Вологодской области Георгий Филимонов, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри – это и ныне места силы Русского Севера, которые ежегодно привлекают более 350 тыс. паломников и туристов.

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109224