В Хьюстоне, штат Техас в Музее изящных искусств открылась выставка «Жизнь с богами: искусство, верования и народы»
ХЬЮСТОН. Выставка «Жизнь с богами: искусство, верования и народы» в Музее изящных искусств в Хьюстоне, штат Техас, рассказывает историю человеческих поисков сакрального в искусстве, сообщает ArtnetNews.
Экспозиция Музея изящных искусств основана на книге и радиопередаче Нила МакГрегора.
Как и многие другие произведения искусства, созданные в годы Ренессанса, картина Доменикоса Теотокопулоса – «Эль Греко» «Пятидесятница» (ок. 1600 г.) основана на истории из Нового Завета. В частности, она изображает схождение Святого Духа на Деву Марию и апостолов в виде белого голубя.
Представленная на выставке «Пятидесятница» — это большая вертикальная картина, изображающая группу людей в красочных одеждах, собравшихся вокруг маленького белого голубя, спускающегося с темного неба и испускающего луч яркого солнечного света.
Первоначально созданная как часть алтаря для семинарии Colegio de Dońa María de Aragón в Мадриде, Испания, «Пятидесятница» — это больше, чем простая иллюстрация религиозного повествования или догмы, утверждают устроители выставки. Благодаря своему творческому выбору — например, замене огненного ветра, описанного в тексте Книги Деяний, на вышеупомянутую птицу или использованию себя в качестве модели для одного из апостолов, смотрящего прямо на зрителя, — Эль Греко не просто придает форму и очертания сакаральному, но и исследует свое собственное отношение к этой концепции, отмечают кураторы экспозиции.
Придание формы и вида сакаральному – главная тема постоянной выставки «Жизнь с богами: искусство, верования и народы». Выставка исследует, как художники из разных культур и эпох представляли концепции, неотъемлемые от их систем верований, включая жизнь, смерть, загробную жизнь, паломничество и, как следует из названия, богов.
«Жизнь с богами» курирует Нил МакГрегор, известный историк искусства и бывший директор Национальной галереи и Британского музея в Лондоне. Тема выставки дорога его сердцу, поскольку в 2018 году он уже вел одноименное радиошоу на BBC, за которым в 2018 году последовала книга-бестселлер.
Как писала газета The Guardian об этой книге, охватывающей все: от французского секуляризма до мифологии племени юпик на Аляске: «Жизнь с богами — это не история религии, не аргумент в пользу веры и не защита какого-либо одного верования. Скорее, это попытка определить природу веры, то, как она влияет на людей и страны, в которых они живут, и показать, насколько она фундаментальна для объяснения того, кто мы и откуда мы пришли».
Выставка в Хьюстоне еще более масштабна. Она представляет искусство и артефакты из Национального музея Прадо в Мадриде, королевской резиденции махараджи Джайпура в Индии, Национальной галереи Ирландии, Национального музея антропологии в Мехико и Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, и это лишь некоторые из них.
«Жизнь с богами» выходит далеко за рамки христианской иконографии. Помимо «Пятидесятницы» Эль Греко, посетители могут полюбоваться деревянной статуей из Японии XIII века Дайитоку Мёо, буддийского божества-хранителя, также известного как «Царь Мудрости», внушающей благоговение, с инкрустированными кристаллами вместо глаз. Также представлена статуя стоящего Будды из красного песчаника, сделанная в Индии примерно в конце V века.
Пожалуй, самым впечатляющим экспонатом выставки является раковина с гравюрами человеческих черепов из Веракруса на севере Мексики, датируемая периодом между 900 и 1521 годами нашей эры, но, вероятно, все же изготовленная еще до прибытия Христофора Колумба в 1492 году.
Помимо древних артефактов, в экспозиции «Жизнь с богами» также представлен ряд современных картин с религиозным подтекстом, в частности, картина «Ручей пересекает путь» Джона Биггерса, афроамериканского художника-монументалиста, чьи работы, сочетающие религиозную символику с критикой экономической, социальной и расовой несправедливости в истории США, приобрели известность в эпоху «Гарлемского ренессанса».
«Эта выставка о том, как люди повсюду создавали прекрасные вещи, чтобы найти свое место во времени и в мире», — сказал МакГрегор, — «и как мы используем произведения искусства, чтобы думать о том, как мы относимся друг к другу. Помещение искусства в этот контекст позволяет вести другой разговор. В музеях многие великие объекты могут потерять свое изначальное предназначение, которое было духовным. Выставка такого рода может вернуть им это предназначение, позволяя по-новому и глубже подойти к великим и знакомым произведениям».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии