В храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке исполнили «Всенощную» Рахманинова
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, в канун памяти которого мы совершили это всенощное бдение. И по многолетней традиции нашего храма сегодня за всенощным бдением звучала музыка Сергея Васильевича Рахманинова.
«Всенощное бдение» было написано Рахманиновым всего за два года до революции 1917 года. До революции оно исполнялось несколько раз, но только на концертной сцене, ибо произведение это очень сложное и для его исполнения требуется большой и высокопрофессиональный хор. А после революции, как вы знаете, эта музыка была запрещена на долгие 70 лет, как и другие произведения религиозного искусства.
В Советском Союзе «Всенощное бдение» Рахманинова не звучало нигде кроме этого храма — здесь, раз в год, «Всенощная» исполнялась под руководством замечательного регента Николая Матвеева. Мы возродили эту традицию, и сейчас «Всенощная» звучит за богослужением в нашем святом храме. Конечно, не каждую субботу, но звучит тогда, когда мы в Великом посту вспоминаем Сергея Васильевича Рахманинова, великого русского композитора. Для исполнения его произведения мы значительно увеличиваем наш Московский Синодальный хор, который поет в этом храме, или приглашаем другой хор, как например, сегодня, когда за богослужением пел Государственный академический хор «Мастера хорового пения» под руководством народного артиста России Льва Конторовича. Я благодарю хор за замечательное пение.
Хотел бы также обратить внимание на то, что «Всенощная» Рахманинова – это, несомненно, выдающееся произведение музыкального искусства. Может быть, это вообще самое значительное произведение для хора, написанное на русской земле. Думаю, что никогда – ни до Рахманинова, ни после него – ни один композитор не написал столь величественного произведения. Оно действительно трудно для исполнения в церкви, но это та музыка, которая хвалит Бога. И в каждой строке партитуры Сергея Васильевича мы можем услышать благодарение и восхваление Богу, восхищение перед величием Божьего мира.
Особенностью Рахманинова как композитора было то, что он очень любил и нередко воспроизводил в своей музыке колокольный звон. Причем мы можем услышать, как этот колокольный звон звучит у него в исполнении симфонического оркестра или в исполнении двух роялей, или других музыкальных инструментов. Но во «Всенощном бдении» Рахманинов тоже воспользовался звуками колокольного звона и удивительным образом вплел их в свою хоровую партитуру. Опять же, ни один композитор, насколько мне известно, ни до, ни после него, не делал этого, во всяком случае, с таким мастерством и художественной убедительностью.
Но для нас, верующих людей, самое главное и трогательное в этом произведении то, что оно является хвалой Всевышнему Богу, и что наш великий композитор посвятил это произведение Богу. И вот уже более столетия «Всенощное бдение» Рахманинова звучит в концертных залах, а иногда и в храмах, прославляя нашего Господа.
Всех вас сердечно поздравляю с праздником.
23 марта 2019 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии