В храмах Москвы и Петербурга совершена литургия на музыку Чайковского ко дню его памяти

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Литургия на музыку Чайковского в Феодоровском соборе, 2023. Фото: feosobor.ru

Москва, Петербург, 11 ноября. Память Петра Ильича Чайковского (7 мая 1840 – 6 ноября 1893) почтили в храмах поминовением композитора и исполнением его литургии на текст службы Иоанна Златоустого. В московском храме Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке песнопения исполнил Московский синодальный хор. «Духовная музыка Чайковского воспринята Церковью. Она помогает услышать слово Божие», – сказал после службы настоятель храма протоиерей Николай Лищенюк. По традиции, установленной в столице в середине XX века регентом Матвеевым, такая служба проходит в ближайшее воскресенье ко дню памяти Чайковского.

В Санкт-Петербурге в этот же день, 10 ноября, литургия на музыку Чайковского совершена в Спасо-Преображенском соборе в центре города. В 1860-е годы композитор жил на Кирочной улице недалеко от храма и приходил туда на богослужения. Питерская традиция церковного исполнения литургии Чайковского сложилась в XXI веке. Подобные службы проходили не только в Преображенском соборе, но и в Федоровском, а также в Александро-Невской лавре, в некрополе которой покоится композитор.

Масштабные сочинения Чайковского – «Литургия» и «Всенощная» (написанная через 10 лет), которые под силу лишь большому хору, исполняют в разных храмах Русской Православной Церкви и в другие дни. На богослужении музыка Чайковского звучала в храме Христа Спасителя и других церквях столицы, в Воскресенском кафедральном соборе Алма-Аты, в Благовещенском соборе Воткинска – на родине композитора, а также в храмах Ейска, Калининграда, Сочи, Ижевска и других городов.

Духовное сочинение «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковский начал обдумывать весной 1878 года в России, как он писал Н. Фон-Мекк, а продолжил в уединении на вилле на северо-восточном берегу Женевского озера. Произведение впервые было исполнено в церкви Киевского университета в июне 1879 года, а затем в Москве. По мнению музыковедов, оно стало значимым событием после полувекового застоя в церковной музыке в России.

В то время в русские богослужения проник «приторно-слащавый стиль», как писал Чайковский ректору Киевской академии. С благоговением относясь к древним распевам, признавая заслуги русских духовных композиторов XVIII века, учитывая свой собственный опыт (в юности он был регентом в училище правоведения), Чайковский создает свою музыку, которая, по словам духовных лиц, соответствует строю православного богослужения. В дневниках композитора встречаются записи о посещении им разных храмов, участии в таинствах.

После своей последней, Шестой симфонии, Чайковский думал о евангельских текстах. «Сколько раз я мечтал об иллюстрировании музыкой слов Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» и потом: «ибо иго Мое сладко и бремя Мое легко». Сколько в этих чудных, простых словах бесконечной любви и жалости к человеку!» – писал Чайковский в письме к великому князю Константину Романову за три месяца до кончины.

Елена Дорофеева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109553