В Италии у грабителей могил изъяли исключительную группу этрусских урн, саркофагов и погребальных предметов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Италии у грабителей могил изъяли исключительную группу этрусских урн, саркофагов и погребальных предметов
Все они происходят из разграбленной гробницы в Читта-делла-Пьеве, недалеко от Перуджи

ПЕРУДЖА. Итальянские власти изъяли исключительную группу древних этрусских урн, саркофагов и погребальных предметов, разграбленных из одной гробницы в Читта-делла-Пьеве, городе недалеко от Перуджи в центральном итальянском регионе Умбрия, сообщает The History Blog.

Среди изъятых предметов – восемь каменных урн, два саркофага и богатый набор из более чем 50 погребальных предметов, датируемых последней четвертью 3-го века до н. э.

Расследование было начато в апреле этого года после того, как отдел культурного наследия карабинеров получил наводку о возможных незаконных раскопках в Читта-делла-Пьеве.

Фотографии большого количества больших погребальных урн с лежащими фигурами на крышках, дизайн, типичный для этрусской погребальной практики, циркулировали на нелегальном рынке древностей.

Археологи-консультанты определили урны на фотографиях по их декоративному стилю как, вероятно, происходящие из этрусского некрополя в районе Кьюзи.

Расследование позволило сузить местоположение до этрусского гипогея, связанного с родом Пульфна, который впервые появился в 2015 году, когда фермер наткнулся на него во время вспашки поля. Тогда были обнаружены четыре урны и два саркофага, все принадлежавшие мужчинам.

Хотя разграбленные урны и саркофаги, по-видимому, в основном принадлежали женщинам, на некоторых из них было выгравировано патронимическое имя «Пульфна». Так исследователи смогли точно определить вероятное место находки.

Поскольку урны и саркофаги были большими и тяжелыми, у грабителей должны были быть специализированные механические орудия, такие как землеройные машины и краны. Только несколько человек были способны мобилизовать такие ресурсы, что дало властям короткий список подозреваемых. Главным из них был местный владелец бизнеса, чья компания имела тяжелое землеройное оборудование и который владел землями, прилегающими к ферме, где в 2015 году был найден гипогей Пульфны.

Действуя на основе информации о том, что продажа награбленных артефактов неизбежна, карабинеры получили разрешение прослушивать телефоны подозреваемых, следить за ними и шпионить за всеми их махинациями с помощью дрона.

Со всей этой информацией они смогли найти вероятное место укрытия предметов и получить ордер на обыск. Урны, изображенные на фотографиях, действительно были там найдены и конфискованы.

Кадры с дрона также показали место раскопок. Насколько смогли сказать археологи, это была двухкамерная гробница. К сожалению, археологическое исследование места находки показало, что оно было полностью разрушено мародерами.

Они не обращались с украденным содержимым с особой осторожностью. Одна из крышек двух саркофагов была найдена фрагментами снаружи гробницы. Однако сохранившаяся крышка цела, и на ней написано имя VELIA LEFNI PULFNASA. Внутри находятся останки скелета женщины возрастом около 40 лет.

Предварительная реконструкция разрушенных камер предполагает, что саркофаги и две самые роскошные и богато украшенные урны находились в первой камере.

Урны сделаны из местного белого травертина и украшены рельефной резьбой со сценами битвы и охоты, эпизодами из охоты Аталанты и Мелеагра на калидонского вепря, а также этрусской версией убийства Троила, одного из сыновей царя Приама, Ахиллом в присутствии пары Ванф (демонов подземного мира). Обезглавленное тело героя находится перед алтарем, лежащим на брюхе павшей лошади. Ахилл держит обезглавленную голову за волосы.

Крышки урн увенчаны полулежащими фигурами, представляющими усопшего. Урны содержат прах.

Эти две урны находятся в состоянии сохранности настолько исключительном, что полихромные пигменты и позолота сохранились в больших секциях.

Также в главной камере находился значительный погребальный набор, включающий бронзовую керамику разных форм: situlae (ведра), olpai (кувшины для воды), oinochoai (кувшины для разливания вина) и фляги.

Найден бальзамарий, все еще содержащий следы благовонной мази, и костяной гребень. Есть также четыре бронзовых зеркала, украшенных фигурной гравировкой. Одно из них украшено волчицей, кормящей ребенка перед несколькими божествами (можно узнать Геракла и Минерву).

Волчица, кормящая мальчика, является очевидной отсылкой к основополагающему мифу Рима, хотя на изображении нет второго ребенка. История Ромула очень редко изображается в этрусском искусстве, и необходим дополнительный анализ, чтобы подтвердить, что именно о ней идет речь на зеркале.

Примечательно, что зеркало датируется концом IV века до н. э., поэтому оно намного старше гробницы, в которой было найдено. Это была семейная реликвия.

Остальные пять урн находились во второй подземной камере. На одной из них выгравировано имя владельца (VEL PULFNA CLANTI….) и изображена голова горгоны, выходящая из куста аканта между рифлеными пилястрами. Оригинальная полихромия сохранилась очень хорошо. Другая урна гладкая, поддерживается двумя сфинксами и крышкой с умершим зрелого возраста. На двух других есть полулежащая фигура на крышке, но постдепозитная деградация сделала поверхности нечитаемыми невооруженным глазом.

Операция по изъятию этрусских артефактов стала одной из самых значимых не только по количеству и качеству находок, но и по их сохранности, а также по тому факту, что они происходят из одного места.

«Возвращение этрусских погребальных контекстов Читта-делла-Пьеве напоминает нам о важности археологического, культурного и исторического наследия для всей Италии. Более 50 восстановленных элементов погребального приданого, два саркофага, восемь урн предлагают новую возможность погрузиться в захватывающую этрусскую вселенную и еще раз рассказать фундаментальный фрагмент сложной стратификации обществ, которые на протяжении тысячелетий оживляли историю Италии и вносили вклад в формирование нашей национальной идентичности, которая здесь защищена, оберегается и усиливается», — так пафосно прокомментировал событие министр культуры Италии Алессандро Джули.

https://sedmitza.ru/text/10468766.html