В Греции прошел международный симпозиум исследователей апокрифической литературы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Значительное число докладов была посвящено влиянию библейской литературы на апокрифы.

САЛОНИКИ. В салоникийском Университете имени Аристотеля прошел четырехдневный научный симпозиум, посвященный исследованиям раннехристианской апокрифической литературы, сообщается на сайте этого научного форума.

Одна из главных целей симпозиума – осмыслить место христианских апокрифических текстов внутри всего комплекса раннехристианской литературы и обсудить результаты, полученные в ходе последних исследований проблемы взаимодействия между апокрифическими и каноническими текстами, а также влияние апокрифических традиций и сюжетов на церковных авторов и церковное искусство поздней античности и Средневековья.

Работа симпозиума проходила по нескольким тематическим направлениям.

Значительное число докладов была посвящено влиянию библейской литературы на апокрифы, а также использованию апокрифических идей и образов в трудах отцов и учителей Церкви и средневековых богословов, проповедников, историографов.

Так, в сообщении Б. Бэка «Интертекстуальность и рецепция Истории в сказаниях о пророках Ионе и Илии в сочинении “О жизни и смерти пророков”» был проанализирован уходящий, предположительно, корнями в иудейские предания апокрифический рассказ об Ионе (расширенная версия библейского текста), который переплетается и творчески синтезируется со сказанием об Илии. Затем ученый отслеживает дальнейшую герменевтическую переработку и расширение этого сказания на протяжении V-XVIII вв., особо останавливаясь на житии Ионы в Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.).

Также много сообщений было посвящено усвоению, переводам на славянские и другие европейские языки апокрифов (в частности, Протоевангелия Иакова, Евангелия от Никодима и др.), а также переработке разных апокрифических концепций, сюжетов и тем, использованию апокрифов в качестве одного из источников канонического законотворчества (одноименный доклад архимандрита Грегориоса Папатомаса) и монашеской письменности (Д. Сыроид – с докладом «Образ Рая в средневековых монашеских житийных текстах и апокрифические источники этого образа»; Н. Куременос – с докладом «Сад из “Апокрифа заклинателей Яннеса и Ямбреса” в египетской монашеской традиции»).

Отдельное заседание симпозиума было составлено из докладов, касающихся сугубо богословской проблематике апокрифических письменных памятников: «Theios Eros в “Деяниях Павла и Феклы», «Псевдонимичная автобиография Дионисия Ареопагита, как пример имплементации философских концепций в христианство»; «Апокрифы: идеологическая матрица византийского иконоборчества» и т. д.).

На одном из заседаний с докладом на тему «Жизнь апостола: правило или исключение?» выступил известный российский византинист А. Виноградов.


     Источник: Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru