В Генуе найдена картина «Поклонение пастухов» работа известного голландского караваджиста Маттиаса Стомера

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Генуе найдена картина «Поклонение пастухов» работа известного голландского караваджиста Маттиаса Стомера
Стомер переехал в Италию и работал в основном между Неаполем и Сицилией, где сохранились некоторые из его шедевров

ГЕНУЯ. Выдающееся открытие сделано в Генуе: картина «Поклонение пастухов» Маттиаса Стомера была найдена в архиве Лигурийской провинции монахов-капуцинов, сообщило итальянское интернет-издание Finestre sull Аrte.

Работа, скорее всего, была выполнена на Сицилии в 1640-х годах. Полотно выполнено в стилистике Микеланджело Меризи да Караваджо и приписывается Маттиасу Стомеру, также известному как Маттиас Стом (Амерсфорт, ок. 1600 г. – Сицилия, после 1650 г.), выдающемуся голландскому художнику, на которого оказали влияние последователи Караваджо из числа его соотечественников (в частности, художники-караваджисты из Утрехта). В дальнейшем Стомер переехал в Италию, где работал в основном между Неаполем и Сицилией, местами, где сохранились некоторые из его главных шедевров.

Работа представляет собой картину на сюжет «Поклонение пастухов». Открытие было сделано благодаря историку искусств Джакомо Монтанари, который заметил картину во время своего визита в штаб-квартиру архива Провинции братьев-капуцинов в Генуе.

Открытие датируется прошлым августом, но сообщение о нем было обнародовано только в самом конце 2024 года, поскольку последние несколько месяцев были потрачены на сравнение найденного шедевра с другими картинами и консультации среди ученых, а также поиск любых документов, которые могли бы предоставить дополнительную информацию об этой работе.

Картина довольно потрепана, с заметными потертостями красочного слоя и осыпаниями цвета, что, однако, не мешает оценить исключительное качество этого живописного шедевра, настолько, что в нем специалисты сразу же узнают руку Стомера.

На самом деле, генуэзское полотно можно сопоставить с известными работами знаменитого голландского художника, такими как «Поклонение» в музее Каподимонте в Неаполе, в Палаццо Мадама в Турине и особенно с «Поклонением пастухов» в Монреале, которое, по-видимому, имеет наибольшее сходство с работой, обнаруженной в Генуе (фигура Мадонны, в частности, почти полностью повторяется, и сильное сходство также обнаруживается в фигуре Святого Иосифа, не говоря уже о таких стилистических элементах, как способ освещения фигур, контрасты светотени и способ изображения драпировки, которые без особых сомнений отсылают к искусству Стомера.

Именно из-за сходства найденной в Генуе картины с работами 1640-х годов уже можно сделать первые выводы о ее датировке и предположить, что этот шедевр мог быть создан в те же годы.

Монтанари дал знать, что он нашел не только консенсус среди ученых, но и некоторые документы, которые могли бы пролить свет на историю картины. На самом деле это может быть холст, созданный для сицилийского дворянина Джузеппе Бранчифорте, графа Маццарино и принца Бутера, который упоминается в хрониках того времени как страстный коллекционер и который насчитывал несколько работ Стомера в своей коллекции.

Коллекция Маццарино-Бутера была позднее, в восемнадцатом веке, рассеяна и мы не уверены, принадлежала ли работа, обнаруженная в Генуе, именно ему, но в некоторых инвентарных списках на Сицилии и в Неаполе были обнаружены следы работы Стомера с тем же сюжетом и почти идентичными размерами, что и у генуэзского полотна. Данное обстоятельство тоже может помочь в идентификации полотна.

В то же время, упомянутая в описях работа, которая, вероятно, является генуэзской, задокументирована в Неаполе до 1801 года, после чего ее следы теряются.

«Это одна из тех случайных находок в архиве», — сказал Джакомо Монтанари в интервью TG Rai Liguria. — «Я был там, искал другие вещи, и затем эта картина в коридоре, который был немного в тени, попала в прекрасный свет, и имя Маттиаса Стома сразу пришло мне на ум, и мы, очевидно, попытались найти для нее контекст, чтобы понять, как эта картина попала в Геную. Это сицилийская работа Стома, из того времени, когда он написал самые важные вещи в своей карьере, и времени, когда у него был большой коллекционный контакт с Генуей. Ни одна из этих работ не осталась в Генуе сегодня, и парадоксальным образом это полотно, созданное для Сицилии и перевезенное в Неаполь, воссоединяет этого горячо любимого художника здесь с коллекционным прошлым, которое мы в значительной степени утратили».

На сегодняшний день картина выставлена ​​в Епархиальном музее в Генуе, в самом сердце исторического центра лигурийской столицы.

Работа, как можно видеть, нуждается в реставрации, которая может вывести ее из плохого состояния. Идея руководства музея заключается в том, чтобы начать сбор средств для сбора необходимой суммы денег, чтобы позволить вмешательство реставраторов с целью вернуть работе полную читаемость и представить ее снова, но «в более «подходящем виде», к Рождеству следующего года.

Кроме того, следующим шагом станут научные исследования, которые смогут максимально реконструировать историю картины. Однако, даже только по первой информации, распространенной и обнародованной, найденную работу уже можно считать одним из главных открытий года, и не только в Италии.

https://sedmitza.ru/text/10485057.html