В древнеегипетском храме Эсна обнаружены новые изображения

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В древнеегипетском храме Эсна обнаружены новые изображения
Храм Эсна, расположенный в 60 километрах к югу от Луксора в Египте, проходит масштабную реставрацию

КАИР. Возведенный в древнеримский период храм Эсна, который расположен в 60 километрах к югу от Луксора в Египте, проходит масштабную реставрацию в рамках египетско-германского проекта сотрудничества, сообщает Рhys.org.

Сам храм больше не существует, но большой вестибюль или пронаос был заново обнаружен более 200 лет назад – он является вполне завершенным самостоятельным строением.

Реставрационные работы ведутся с 2018 года. С египетской стороны ими руководит Хишам Эль-Лейти из Центра документации Министерства туризма и древностей (MoTA); с немецкой стороны — египтолог, профессор Кристиан Лейтц из Института исследований Древнего Ближнего Востока при Тюбингенском университете.

За последние 1800 лет местные жители много раз разжигали костры в вестибюле храма. В результате некогда красочные украшения стен и колонн почернели.

За последние шесть лет команда из 30 египетских реставраторов под руководством Ахмеда Эмама раскрыла цвета астрономических изображений, покрывающих весь потолок, а также цвета 18 внутренних колонн. Преобладают желтый и красный цвета.

В этом году начался новый этап реставрации. Специалисты завершили реставрацию южной внутренней стены и южной части западной задней стены. Они выявили оригинальные цвета с доминирующими желтыми и красными пигментами, что резко отличает их от цветовых схем, встречающихся в других местах, например, в храме Дендара, где преобладают белый и светло-голубой.

«Величайшим открытием этого года стали многочисленные расписные детали одежды царя и божеств Эсны, их короны и троны», — говорит Кристиан Лейтц. — «Раньше мы вообще не могли их видеть из-за толстого слоя сажи на рельефах».

Все эти расписанные детали являются неотъемлемой частью сцен подношений, которые покрывают внутренние стены храма. Исследователи знали об иероглифических текстах и ​​рельефах, но недавно обнаруженные украшения на изображениях трона имеют свое собственное значение.

В одной из сцен — подношение лука и стрел богине Нейт — группа реставраторов обнаружила четыре расписных лука в нижней части трона — возможно, часть изначально девяти луков, что является отсылкой к «девяти лукам» как обозначению Верхнего и Нижнего Египта и семи других территорий, управляемых царем Египта.

Другой пример — фартук царя в одной из сцен подношения. Он украшен двумя растениями: папирус (вверху) — эмблема Нижнего Египта, а лилия (внизу) — эмблема Верхнего Египта, символизируя, что царь является правителем двух частей страны.

Возможно, самая захватывающая сцена — это сцена со священной ладьей местного божества Хнума, которая несет святилище бога. Эту лодку несут несколько жрецов, которые выносят ее из самой внутренней части храма в процессии, чтобы в особых случаях жители Эсны могли хотя бы увидеть закрытое святилище бога. В остальное время года она была спрятана в храме, куда имели доступ только жрецы.

Работы по консервации возобновятся в начале ноября. Главной целью следующего зимнего сезона является очистка внешней части шести передних колонн храма. Это невозможно сделать летом из-за сильной жары.

Реставрационные работы в храме Эсна спонсируются Фондом Древнего Египта, Американским исследовательским центром в Египте и Фондом Герды Хенкель.

Пронаос храма в Эсне имеет длину 37 метров, ширину 20 метров и высоту 15 метров. Это сооружение из песчаника, которое было возведено перед фактическим зданием храма до или во время правления римского императора Клавдия (41–54 гг. н. э.) и, вероятно, было намного больше самого храма.

Его расположение в центре города, вероятно, способствовало тому, что вестибюль сохранился и не использовался в качестве карьера для строительных материалов, как другие древние сооружения в средневековый период истории Египта. Даже во времена Наполеона пронаос привлекал внимание ученых, поскольку считался идеальным примером древнеегипетской храмовой архитектуры.

https://sedmitza.ru/text/10460930.html