В честь покровителей животных. Храм Флора и Лавра в Мясниках
А. Васнецов. «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке»
Мясницкая дворцовая слобода: люди и храмы
Мясницкая – одна из самых красивых московских улиц, которой удалось сохранить свою историческую застройку, при этом потеряв три храма. Среди них была и церковь святых мучеников Флора и Лавра.
В 1573 году при Иване Грозном в Москве насчитывалось около 500 человек, занимавшихся продовольственным обслуживанием царского двора. На них возлагалась ответственность печь хлеб, поставлять мясо и рыбу, варить кисель, привозить из огородов и садов овощи и фрукты. Эти люди селились в определенных частях города, обычно не очень далеко от Кремля, образовывая слободы. О существовании Мясницкой слободы сегодня напоминает одноименная улица, не имевшая в давние времена ни малейшего престижа и лоска. Стоявшие здесь Мясницкие ворота Белогородской стены не сохранились, но появилась Мясницкая площадь. Эти земли стали заселяться еще в начале XVI века при царе Василии III Ивановиче представителями важной профессии – царскими мясниками. Находились в Мясницкой слободе и царские конюшни.
В 1471 году здесь появился храм святого Евпла, в память о мире с Великим Новгородом. Слободским же считался храм Николая Чудотворца в Мясниках, известный с 1620 года. Однако была в слободе еще одна церковь – мучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей и домашнего скота. Появление рядом с Мясницкими воротами храма, посвященного этим святым, было вполне объяснимо. Однако не все так просто. Дело в том, что Никольская церковь стояла ближе к Кремлю, а Фроловская – к скотопригонному (животинному) рынку (сегодня это место Гусятникова переулка), который располагался перед стеной Белого города на отшибе площади Красных ворот. Это была «Коровья площадка» – рынок, где крестьяне и прасолы (оптовые скупщики) торговали скотом. Царские мясники покупали здесь скот и гнали живой товар прямо к выходившим на Красную площадь Фроловским воротам Кремля.
Флор или Фрол?
Имя Флор, произошедшее от латинского слова «цветок», в разговорной русской речи приобрело другую самостоятельную форму – Фрол. Так было легче его произносить, да и звучало как будто бы лучше, поэтому храм Флора и Лавра стали называть Фроловским. И не только храм, но и кремлевскую башню, а позднее и одну из частей Мясницкой улицы. Она была Фроловкой, а другая – Евпловкой.
Свое название кремлевская башня и ворота, построенные в 1491 году, получили по храму Флора и Лавра, который стоял около и был построен не позднее XV века. Затем они стали Спасскими в честь иконы Спаса Нерукотворного, что была доставлена из Хлынова по воле царя Алексея Михайловича в 1648 году. В Кремль она попала через ворота Фроловской башни. Вскоре над ними был написан лик Спасителя. А что же Фроловский храм?
Первое упоминание о деревянном Фроловском храме связано с сильным пожаром, случившимся в июне 1547 года. Сохранились легенды. По одной – храм разрушили после распоряжения царя Ивана III о разборе всех построек, примыкавших к стенам Кремля в радиусе 21 метра. Так начали бороться с пожарами. Разобрали и деревянную церковь мучеников Флора и Лавра. По другой легенде этот храм от кремлевской стены в Мясницкую слободу перенес сам Иван Грозный. Где же истина, до сих пор остается загадкой. Но известно главное: церковь поставили у Мясницких ворот.
Фроловский храм у Мясницких ворот
Память о церкви мучеников Флора и Лавра в Мясниках сегодня хранит только Фроловский переулок. Была ли она отстроена заново из дерева или перенесена по бревнышку от Кремля, и какой была ее архитектура, неизвестно. Но храм в слободе появился. В эти времена слобода была уже не та: у Мясницких ворот стала селиться знать, появились архиерейские подворья, что вытесняло старожилов. В 1632 году в слободе насчитывалось 105 дворов, из них мясникам принадлежало всего семь. Через 20 лет их останется только два.
К Фроловскому храму, прихожанами которого были не ремесленники, прилегал погост. В 1654–1655 годах в Москве случилось большое несчастье – «моровое поветрие», эпидемия чумы. Места на кладбище не хватало, и к нему присоединили территории опустевших частных владений.
В это трудное время, начиная с 1651 года, шло строительство каменной церкви, которое закончилось в 1657 году. Через год вышел указ царя Алексея Михайловича называть Мясницкие ворота Фроловскими, что как-то не прижилось у москвичей.
Пятиглавый храм предстал в стиле русского узорочья. Рядом стояла прекрасная шатровая колокольня. Внутреннее убранство Фроловской церкви впечатляло не только богатством утвари и позолоченным иконостасом с прекрасными иконами, но и настенными фресками. Это были нетипичные для большинства русских церквей изображения не причастных к библейским сказаниям греческих философов Солона, Фукидида, Ермия, Платона, Стоика и Аристотеля, державших в руках хартии с изречениями. Но почему? Может быть, как подражание домовому храму русских царей – Благовещенскому собору Кремля? Такое художественное явление до сих пор остается темой для дискуссий. Греческие философы, благодаря своим псевдоизречениям о Христе, приравнивались к христианским мыслителям и даже святым Русской Православной Церкви, на что указывают нимбы над их головами. Однако изображения философов всегда находились в отдалении от центра храма, что также имеет символическое значение – запрет на вход в Святая святых церкви.
Церковь святых Флора и Лавра в Мясниках, фото из альбома Н. Найденова, 1882 г.
19 августа по старому стилю к церкви святых Флора и Лавра в Мясниках вели украшенных цветами и лентами лошадей, шли кучера, конюхи, да и просто те, у кого была лошадь. Священники служили молебен Флору и Лавру и окропляли святой водой лошадей. Все верили, что после этого с ними никакого лиха не случится.
Реставрация 1900 года
В XVIII веке Мясницкая приобретает современную геометрию и становится одной из аристократических улиц Москвы, где селится титулованное дворянство. И это во многом благодаря Петру I, который ездил по ней в Немецкую слободу. Так, может быть, поэтому в 1703 году в церкви Флора и Лавра был освящен, а в 1772 году обновлен придел святых Петра и Павла?
Напротив Фроловского храма на Мясницкой улице купил двор князь Александр Меншиков (сегодня это место Центрального почтамта) и перестроил деревянную церковь Архангела Гавриила на Поганых прудах, сделав из нее архитектурный шедевр в стиле петровского барокко – Меншикову башню.
Во второй половине XIX века улица привлекает богатое купечество, и к концу столетия она уже буржуазная и деловая. По ней, освещенной газовыми фонарями, курсируют конки, а потом трамваи. Новые жители Мясницкой посещают древний Фроловский храм, подновление которого прошло в 1851 году.
На полотне художника Сергея Светославского можно увидеть, как выглядела в 1878 году эта церковь, вид на которую открывался из окон Училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1900–1901 годах обветшавшую церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот реставрировали. Работами руководил Константин Михайлович Быковский, русский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. О том, какой была эта реставрация, сведений не сохранилось. А Мясницкая улица продолжила свое развитие: появилось много магазинов и доходных домов, ее главные люди – купцы и фабриканты.
Флор Ермаков, прихожанин и благотворитель
В конце XIX века уклад Мясницкой улицы, деловой и респектабельной, окончательно сложился. Небольшой храм Флора и Лавра посещали многие из тех, кто жил здесь в доходных домах и усадьбах или работал в конторах и магазинах. История сохранила имя одного из прихожан Фроловского храма – это Флор Яковлевич Ермаков, купец 1-й гильдии, действительный статский советник, владелец текстильных фабрик в Москве и Вышнем Волочке. Это его ситец, недорогой и красивый, в народе называли «ермак».
Флор Яковлевич Ермаков
В последние десять лет жизни Флор Яковлевич передал свои миллионы, полученные от продажи фабрик, на благотворительность, которой, впрочем, он занимался всегда. Отход от дел и переосмысление жизни были связаны с чередой потерь близких людей. Кроме того, большое влияние на него оказала книга протоиерея Стефана Дерябина «О христианском милосердии».
В 1876 году он приобрел дом № 17, стоящий и сегодня рядом со знаменитым чайным магазином Перловых. Архитектор Виктор Коссов построил новое строение. В нем разместилась одна из Ермаковских богаделен, находившихся под патронажем Ведомства учреждения императрицы Марии. Богадельня на Мясницкой была самой большой и имела несколько корпусов.
Безусловно, при таком заведении должны были устроить домовую церковь, как в двух других отделениях – на Трехгорке и в Сокольниках. Но сведения сохранились лишь о храме при Александровской богадельне в Сокольниках. В августе 1877 года в нем были освящены приделы Живоначальной Троицы и святых мучеников Флора и Лавра. Позднее храм будет называться Александровским: то ли по имени императора Александра, или императрицы Александры Федоровны, или дочери Ермакова – Александры Флоровны.
Интересно, что потеря сведений о церквях на Мясницкой кажется усмешкой истории. Ведь именно на этой улице находилась Московская духовная консистория (Мясницкая, 3), в архиве которой хранились метрические книги всех храмов города. Однако пришел 1917 год, и впоследствии в этом здании разместился Высший совет народного хозяйства.
1925 год – предвестник потери
В 1917 году бои шли рядом с Фроловским храмом: воевали за почтамт, где находились телефонная станция и телеграф. В 1918 году Мясницкую улицу переименовали в Первомайскую. Но москвичи это событие проигнорировали, называя ее по старинке.
В 1925 году строители социализма обращают внимание на церковь: на улице Первомайской стоит храм в честь покровителей домашнего скота и лошадей. Это явный диссонанс, и это надо исправить. Высказываются планы о сносе храма и возведении на его месте промышленного объекта. А на церкви горят на солнце кресты XVII века! Внутри алтарь, перестроенный в XIX веке, ампирный иконостас XVIII века, старинные образа... Он весь – история. Комиссия от Главнауки Наркомпроса уверяет, что Фроловская церковь – это сокровище отечественной архитектуры, которое надо сохранить. Рядом с ним Почтамт и Училище живописи, ваяния и зодчества, своей уникальной архитектурой создающие картину исторической Москвы. В 1926 году, напоминая об истории города, художник Аполлинарий Васнецов пишет картину «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке». На ней Фроловская церковь, ворота и спешащие люди, пешие и конные.
Опасность сноса храма отступила, чтобы вскоре вернуться. Стоит вспомнить и такой факт 1925 года: в это время церковным хором Фроловского храма руководил инок Платон, будущий Святейший Патриарх Пимен.
Фотографии, открытки и картины XIX и начала XX века хорошо передают атмосферу улицы Мясницкой рядом с Фроловским храмом. Из нее выходит Бобров переулок. На самом перекрестке стояло небольшое здание с лавками, затем начиналась территория храма: одноэтажное здание, большой въезд во двор, шатровая колокольня со входом в нее прямо из переулка, каменная стена и двухэтажный дом. Напротив храма – Училище с домовой церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Через дорогу на площади здания, в том числе и бывший постоялый двор. Такой была Мясницкая улица в середине XIX века.
Церковь святых Флора и Лавра на картине С. И. Светославского «Из окна Московского училища живописи», 1878 г.
Однако после октябрьского переворота эта картина патриархальной Москвы начала резко меняться. Одной из причин стала транспортная проблема. Конечно, были конки и трамваи. Но ведь и численность населения Москвы сильно выросла, поэтому 13 сентября 1931 года Совнарком РСФСР утвердил Положение о Метрострое. Строительство метро было объявлено ударной стройкой, то есть срочной и приоритетной. Возводилось метро глубокого залегания, что требовало больших земляных работ. Это означало не только снос домов, но и некоторое внимание к культурным слоям московской земли. Однако тоннель в районе Мясницкой улицы прошел ниже культурного слоя.
Во время строительства закрытый храм мучеников Флора и Лавра использовали для нужд Метростроя. По воспоминаниям очевидцев тех событий, он превратился в барак, в котором находился бетонный завод Метростроя, покрывающей своей пылью все соседние постройки. Интересен и такой факт: встречается информация о том, что под алтарем храма находился подземный ход, который стали использовать при возведении станции «Мясницкие ворота». В 1933–1934 годах храм, вернее то, что от него осталось, имело конкретное название – площадка шахты Метростроя с порядковым номером. Затем здание завода разобрали. На месте церкви был установлен вентиляционный коллектор.
Для возведения наземного павильона расчистили площадь. В 1934 году снесли трехэтажный дом, замыкавший линию бульвара. В 1935 году прошло торжественное открытие станции метро «Кировская» («Чистые пруды») первой Сокольнической ветки метро. Впрочем, улица Мясницкая также уже была не Первомайской, а носила имя советского партийного деятеля С. М. Кирова.
Сегодня место, где стоял храм святых Флора и Лавра, ничем не напоминает о нем. В 2000-е годы вопрос о его восстановлении решался в мэрии. Было принято положительное решение. Но работы по исследованию грунта никогда не проводились, и церковь так и не восстановили.
Ольга Сокиркина
30 августа 2024 г.
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии