В чем заключена крепость народа. Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
Завершается Крестопоклонная седмица, на которой мы поклонялись Кресту Христову, славя Его святое Воскресение. Это дано нам было для того, чтобы мы смогли поклониться Кресту Христову и восславить Его святое Воскресение, когда придет Страстная седмица и наступит Пасха Господня.
В середине Поста Господь напоминает нам о смысле того, что совершается в Церкви и о том, что происходит в нашей жизни. Он укрепляет нас Своим Крестом, чтобы мы все свои скорби и скорби нашей Церкви, и скорбь всего нашего народа воспринимали в этом Крестном Пасхальном свете. Чтобы дано нам было по милости Божией уже сейчас, прежде чем наступит Страстная седмица и Пасха, предвкусить — вкусить и увидеть, — как благ наш Господь. Чтобы мы не одними устами, как говорит сегодня пророк Исаия, приближались ко Господу, а сердце наше далеко отстояло бы от Него. Чтобы не одними устами целовали Крест, не одними устами принимали пречистое Тело и Кровь Христову, а узнавали эту силу Божию, в немощи совершающуюся, эту новую жизнь, которую Господь предлагает нам. И чтобы весь Пост и вся наша жизнь была Крестным Пасхальным переходом — благословенным и радостным. Да, скорбным, но и радостным. С готовностью все оставить, с благодарностью Богу за то, что нам дается совершить этот путь и совершить исход отсюда.
Мы слышали сегодня за богослужением о призвании Авраама от земли, где он родился, в землю обетования. Тогда он еще назывался Аврамом, а не Авраамом, потому что в самом имени его еще присутствует то несовершенство, которое есть в самом лучшем из людей, пока он не примет полноту благословения Божия. Господь испытывает его веру и послушание, и желает отделить его для особого служения. Первомученик архидиакон Стефан, как читаем мы в книге Деяний, свидетельствует перед судом Синедриона в Духе Святом, что Господь явился Аврааму в таком сиянии славы, что не оставалось места для сомнений в Божественной власти этого призвания. Он явился ему как Бог славы и говорил с ним. Это произошло в Месопотамии, прежде чем он поселился в Харране. Авраам, прожив там пять лет, начал укореняться в этом месте, и стал называть его своей страной. Но Бог дал ему знать, что это не то место, какое Он предназначил для него.
Святые отцы говорят, что если Бог любит нас, у Него хранится много милостей для нас. И Он не позволит, чтобы мы обрели покой вне земли обетованной, на какой бы прекрасной земле мы ни жили здесь. Снова и снова будет испытывать нас Господь, пока не совершится начатое Им, и душа наша не упокоится в Боге.
И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Этим призывом Бог испытывал Авраама — любит ли он свою родную землю и самых родных для него людей. Это свято, это естественно для человека. Если человек не любит родную землю и родных ему людей, то он хуже неверного, как говорит Писание. Но земля, где жил Авраам, наполнилась идолами. Его родство и дом отца его были для него постоянным искушением. Он не мог продолжать там находиться, не подвергая себя опасности заразиться злом. Эта заповедь, данная Богом Аврааму, подобна той, какую мы, христиане — духовные наследники Авраама, — приняли, вступив в Новый Завет с Богом. Естественные привязанности должны уступить место Божией благодати. Тем более, должны быть оставлены грех и все поводы для греха, в особенности дурные сообщества. Мы должны оставить все идолы нечестия, каменеющие не только среди народа — во время минувших десятилетий после революции 1917 года или порой в еще большей степени после так называемой «перестройки», — но те идолы, которые каменеют в наших сердцах, то есть грех с его ложной сладостью, которому мы отдаем сокровенное своего сердца. Мы должны решительно разорвать с тем, что является самым дорогим для нас, если оно угрожает нашему вечному спасению. И мы должны взирать на мир и на все греховные прелести в нем, как говорят святые отцы, со святым равнодушием.
Услышим слово Божие как предупреждение о серьезности того, что происходит сегодня в мире и особенно в России. Нет для нас на земле ничего дороже нашей родины, и наш долг — сделать все от нас зависящее, чтобы спасти ее среди нынешних ни с чем не сравнимых испытаний. Тем более что мы знаем — с крушением России, как свидетельствуют многие святые, придет оскудение и крушение православия, и наступит кончина мира. Сегодня враги хотят завоевать наше Отечество, насадив в нем беспрепятственно и пышно цветущий у них Содом. Многие из них, кто пытался это сделать, живя в нашей стране, сбежали сейчас туда, где свобода Содома. Но если бы попустил Господь осуществиться их замыслам, то мы уже не смогли бы считать такую Россию нашей родиной, нашим домом. Это был бы уже не наш дом, а скорее постоялый двор. Подобно Аврааму мы должны были бы выйти из него, как Лот из Содома. Но куда мы могли бы пойти? Наверное, только на небо. И поэтому мы до смерти должны стоять за наше Отечество и за нашу веру.
Грозно, неумолимо слово Божие, и все исполнится по реченному Богом. Однако Бог бесконечно милостив — долготерпелив и многомилостив, — и Он никогда не лишает нас надежды. Если мы послушны заповеди Его, Он не замедлит с исполнением Своих самых лучших обетований. Вот что обещает Бог Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении». Еще раз нам открывается, откуда берется, в чем заключена крепость народа. Она от Бога и в Боге. Бог обещает произвести от одного верного Ему человека целый народ — любимый Им народ, избранный Им народ, который всегда будет любимым, пока он хранит верность своему Господу. Когда Бог взял Авраама от своего собственного народа, Он дал ему обетование сделать его родоначальником другого народа. Он отсек его как ветвь от дикой маслины, чтобы тот стал корнем доброй.
Здесь было великое испытание веры Авраама, потому что он был уже стар, и жена его была давно неплодной. И пусть это будет нам также в напоминание — как бы ни был ослаблен наш народ, сколь бы численно не уменьшился он, какие бы непреодолимые естественные преграды для его роста ни возникали — Бог может все чудесно изменить. Услышим то, что Бог говорит Аврааму, устанавливая завет между Собой и верным Ему человеком: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Теперь как никогда должно быть ясно, что в нашей нынешней войне, последней всемирной и духовной войне, которая идет сейчас, вся наша защита от многочисленных врагов — Господь Бог наш. И все нападение наше — Господь Бог наш. Если Бог с нами — кто против нас? Но если Бог против нас, говорит святитель Феофан Затворник, — то кто за нас?
И вот обетование, венчающее все остальное: «И благословятся в тебе все племена земные», потому что это обетование указывает на Мессию, на Христа, в Котором все обетования «да» и «аминь». Иисус Христос — великое благословение рода человеческого, самое величайшее, какое когда-либо было. Если покается наш народ и если он снова будет со Христом, он не только себя сохранит, но благословение его распространится на все народы. В последние времена, как и в первые, все совершается по слову Господню: «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Уразумеем самое главное, что речь здесь идет не только о временной жизни и смерти, а о вечной нашей участи, о вечной участи всех людей. И столь велика сила покаяния, что Бог силен Крестом Своим «из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии