В ЧЕМ СОСТОИТ ПРАВЕДНОСТЬ? СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Родословная Христа

(Евангелие от Матфея, 1 зачало, глава I, стихи 1-25)

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наасона; Наасон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память святых отец – тех, которые являются предками по плоти Господа нашего Иисуса Христа. «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (ст. 1). В Евангелии от Матфея поминаются вначале самые великие и самые знаменитые своей святостью предки Спасителя – царь Давид и праведник Авраам. Далее упоминаются все остальные, как праведной жизни, так и самой заурядной, и даже греховной. Господь Иисус Христос родился от святейшей Девы Марии, своей праведностью превосходившей всех людей, которые жили когда-либо на земле и которые должны были родиться после. Но в родословии Спасителя упоминаются самые разные люди. Господь Иисус Христос так смирился, что воспринял на себя грехи всех людей и, можно сказать, не побрезговал родиться от тех, которые часто противились Его воле и даже совершали тяжкие грехи. Например, упоминаемый в Евангелии Манассия осквернил богослужение идолопоклонством. Рахав, по мнению некоторых толкователей, была той самой блудницей Раав, принявшей и скрывшей во времена Моисея израильских разведчиков, которые узнавали о том, как войти в землю обетованную. За то, что она послужила Промыслу Божию и поняла, что израильский народ – это народ избранный, Рахав была принята в число израильтян и даже сподобилась войти в число предков Спасителя. Вот каково смирение Господа и Его снисхождение к нам: Он не пренебрегает никем, даже самым опустившимся, падшим человеком. Если Он позволил стать Его предками людям с тяжкими грехами, то тем паче снизойдет ко всем праведникам или грешникам, которые только захотят покаяться.

После перечисления предков Спасителя Евангелие говорит: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (ст. 18–19). По преданию, которое не содержится в Евангелии, Иосиф был не супругом, а опекуном Божией Матери, Девы Марии. Божия Матерь дала обет девства, но, по тогдашнему закону, девиц, воспитывавшихся при храме Господнем, нужно было впоследствии выдавать замуж. Когда она сообщила о своем обете первосвященнику и священникам, все были изумлены и думали, какой же найти выход из положения. Ничего подобного монастырям в то время не существовало. Если люди по обету воздерживались от брачной жизни, то лишь на краткое время, и обычно только мужчины, которые давали обет назорейства. Обет девства со стороны особы женского пола был чем-то изумительным, новым. Для Девы Марии решили найти какого-нибудь вдовца из рода Давидова. По закону Моисееву, жениться можно было только в своем родстве в широком смысле, то есть внутри своего рода. Пригласили нескольких вдовцов из дома Давидова, которые, хотя были знатны, но в то время особого положения в израильском обществе не занимали. Чтобы узнать волю Божию о том, кому же из них быть опекуном Божией Матери, священники не положились на рассуждение человеческое, а взяли у каждого из них жезл – символ знатности рода и княжеского происхождения. Эти жезлы положили в Святилище и утром после молитвы взяли их. Жезл Иосифа оказался проросшим и расцветшим – это было знаком того, что он достоин принять Деву. Но никто, в том числе и Сама Божия Матерь, не понимали того, что именно от Нее должен родиться Христос. И Иосиф также этого не понимал, думая, что он будет просто оберегать жизнь этой праведницы, этой молитвенницы. Ведь Божия Матерь обрекла себя на девство ради того, чтобы беспрепятственно молиться Богу о всем роде человеческом, о скорейшем пришествии в мир Христа Спасителя. Вдруг Иосиф обнаруживает, что Мария «непраздна». Он смутился и подумал, как говорится в богослужебных текстах, что Дева Мария «бракоокрадована», – вы понимаете, что это значит. Но праведность его была так велика, что он не захотел допускать позора и пожелал тайно Ее отпустить, чтобы никто ничего не узнал.

«Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (ст. 20–21). Случившееся было для Иосифа совершенно неожиданно и непостижимо. Нужно войти в его положение. Когда он в таком смущении уже принял решение тайно отпустить Деву Марию, не желая ее опорочить, предоставить ей развод так, чтобы этого никто не знал, – в это время ему во сне явился Ангел. Иосиф доказал свою праведность не только всей своей предыдущей жизнью, но и этим благородством, смирением, нежеланием никого осудить, даже за такой грех, который был бы очень тяжким грехом, если бы случился на самом деле.

После этого явления Ангела Иосиф принял Пресвятую Деву Марию (конечно, скорее, как отец) и продолжал свой подвиг, защищая ее от всех внешних искушений. Он служил Деве Марии, чтобы Она могла беспрепятственно служить Богу, как молитвой Своей, так необыкновенным чревоношением и рождением в мир Сына Божия. Таким образом, череда предков Спасителя завершилась двумя великими праведниками. Во-первых, Пресвятой Девой Марией, Которая праведностью превосходила самого великого по святости человека. Во-вторых, праведником Иосифом, о котором мы знаем из Священного писания немногое, но самое главное: его нежелание осудить, необыкновенную чистоту, смирение, снисхождение. Вот признаки истинной праведности. Когда человек уже никого не осуждает, не желает зла даже тому, кто его заслужил, это говорит о его необыкновенном смирении. А где смирение – там полнота благодати Божьей.

Истинная праведность состоит не в том, чтобы делать все по видимости правильно и осуждать других за те или иные недостатки. Авва Дорофей говорит, что только-только отстав от какого-нибудь греха, мы тут же начинаем осуждать человека, пребывающего еще в нем, забывая то, что мы совсем недавно так же, как он, грешили. Посмотрим на себя внимательно и увидим, что так бывает очень часто. Когда мы были вне Церкви, сколько самых разных, тяжких грехов мы совершали! Теперь Господь призывает нас к покаянию. Не по заслугам своим, а только по одной милости Божией оказались мы в лоне Православной Церкви, имеем возможность очистить свои грехи покаянием и надеемся получить жизнь вечную. Нам кажется, что мы всегда были такими хорошими. Мы забываем о том, как безобразно мы жили в неверии своем. Мы рьяно осуждаем людей, с которыми вчера были вместе. Не таков был праведный Иосиф Обручник, как видно из Священного писания. Нет в нас ни его снисхождения, ни его благородства, ни его смирения, являющегося признаком того, что человек находится в числе спасаемых. Когда мы аккуратно ходим в церковь, соблюдаем посты, читаем утренние и вечерние молитвы, не совершаем каких-нибудь самых отвратительных и страшных грехов вроде блуда, пьянства, воровства, – это всего лишь исполнение внешних, довольно легких предписаний. Но когда человек действительно очищается от грехов, когда он действительно близок к Богу, то он никого ни при каких обстоятельствах не смеет осудить. Вот это и есть истинная праведность.

Человек знает опытно, что за осуждение благодать Божественная его покинет. Он знает, какими трудами, какими усилиями стяжевается близость к Богу. И поэтому он не будет рисковать, чтобы через осуждение так легко не потерять это трудное приобретение. Он знает, что если благодать Божия оставит его, то он в мгновение ока превратится в такого же грешника, как и тот, кого он осуждал. Это знание приобретается духовным опытом. Кто этого знания не имеет, тот живет только внешней жизнью, приобрел праведность только видимую, а не внутреннюю. Признаком внутренней праведности является совершенное неосуждение, прощение, снисхождение к людям, совершившим даже самые, как нам кажется, отвратительные грехи. Кроме того, часто в жизни случается нечто подобное тому, что произошло с Иосифом Обручником. Мы осуждаем человека за явный, как нам кажется, грех, а потом оказывается, что этот человек совершенно ни в чем не согрешил, что он свят. Иосиф, хотя и не посмел осудить Деву, но думал, что грех совершен. А потом обнаружилось, что Дева Мария ни в чем не повинна. Тогда он вынужден был признать, вопреки здравому смыслу, что на самом деле греха не было. Так и мы, как будто бы видя ясно, что человек виноват, можем ошибиться. И если мы будем вести себя так, как Иосиф, и не осудим человека, будем снисходить к нему, тогда мы никогда не окажемся в страшном и дурном положении людей, осудивших праведника. Поэтому будем осторожны: мы не знаем, что на самом деле происходит с людьми. Это тайна. Почему на самом деле человек так поступил? Есть ли в этом грех или нет? В какой степени он виноват? Все это знает только всеведущий Промысел Божий. Мы же, не зная всех обстоятельств, не имеем права выносить о людях никакого суждения. Вот, братья и сестры, пример истинной праведности, к которой мы все должны стремиться. По выражению преподобного Серафима Саровского, нужно не только почитать праведников, но и подражать им. Из сегодняшнего Евангельского чтения извлечем урок: праведность состоит не в том, чтобы отличаться от всех внешним поведением, а в том, чтобы никого никогда не судить и ко всем снисходить. Аминь.

4 января 1998 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/n/09/3/html_id/for