В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ГОРДОСТЬЮ И ГОРДЫНЕЙ?
Судя по святоотеческим высказываниям, мнению подвижников Церкви, мысли современных священников, между гордостью и гордыней... нет большой разницы.
«Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех – гордость сердца», – так говорил о гордости преподобный Антоний Великий. Он же предупреждал: «Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха. Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним».
Святитель Василий Великий назвал началом гордыни презрение. «Тот, кто презирает и считает за ничто других – одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».
Митрополит Антоний Сурожский о гордости и гордыне рассуждал так:
– Гордость – это положение, когда мы ставим себя в центр всего, делаем себя критерием истины, добра и зла, подлинной ценности вещей, и тогда мы свободны от чужих суждений, а также свободны от тщеславия. Но лишь абсолютная гордость может истребить тщеславие полностью, а абсолютная гордость, к счастью, вне наших человеческих возможностей.
Гордыня – это сознательное отношение к себе самому как к последнему судии, как к тому, над которым нет ни Божиего, ни человеческого суда».
Вопрос по поводу разницы между гордостью и гордыней редакция портала «Православная Жизнь» адресовала и нашему современнику протоиерею Сергию Аракелову. И вот что он нам ответил:
– Гордость – нечто похожее на тщеславие, человек хочет гордиться чем-либо, чтобы люди восхищались им. Гордыня презирает все и вся вокруг себя, пренебрегает чужим мнением и поэтому имеет внешний вид смирения.
Гордыня, конечно, намного опаснее гордости, так как не имеет внешних проявлений падения, притом что само падение достаточно глубоко, сродни бесовскому. Обычно при гордыне отходят более мелкие страсти – чревоугодия, пьянства, блуда, даже порой и сребролюбия. Внешне человек выглядит крайне благочестивым и смиренным.
Pravlife.org
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии