В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ОТ ДРУГИХ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ДНЕЙ
Четвертое воскресенье святого Великого поста открывает собой пятую седмицу. Богослужения пятой седмицы, несмотря на сохранение общего строя и покаянного характера, заметно отличаются от богослужений других великопостных дней.
В среду вечером на богослужении, которое уже относится к четвергу, будет читаться Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Мы уже слышали этот канон, разделенный на четыре части, в первые четыре дня поста. Тогда Церковь в его молитвенных образах живописала нам путь покаяния. Сейчас, когда середина поста уже миновала, у нас есть возможность проверить себя – изменил ли пост что-то в нашей духовной жизни, соразмерить свои силы и вновь поставить себя на стезю покаяния. Именно к этому зовут нас молитвенные слова великого канона.
Это удивительное богослужебное произведение представляет собой сложную многострофную поэму. Вообще слово канон, которое можно перевести как правило, образец, произошло от название особой трости, применяемой при строительстве и определяющей собой меру длины. В богослужебном, литургическом обиходе каноном называется последование, состоящее из девяти частей, которые называются песнями. В основе каждой из песней канона лежат песни Священного Писания. 1-я песнь канона соответствует благодарственной песни, воспетой после чудесного перехода через Красное море, вторая – обличительной песни пророка Моисея, третья – благодарственной молитве Анны, матери пророка Самуила, в основу четвертой положена песнь пророка Аввакума, пятой – пророка Исаии, шестой – покаянное воззвание пророка Ионы, основу седьмой и восьмой песни составляет песнь трех отроков, сохраненная нам в книге пророка Даниила, девятой – благодарение Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Сюжет библейских песен переосмысливается в начальной строфе каждой песни канона, которая называется ирмос – связь, потому что именно ирмос прокладывает логический, содержательный мостик между текстом священного Писания и содержание песни канона. За ирмосом следуют другие строфы, которые называются тропарями. В них раскрывается духовный смысл события, которому посвящен канон или прославляется подвиг того или иного святого. В греческом оригинале тропари составляли по образцу ирмоса и отличались тождеством ритмического рисунка каждой строчки с соответствующей строчкой ирмоса. Перед каждым тропарем обычно читался соответствующий стих из библейской песни или особое краткое молитвенное воззвание, называемое припевом. Например, в каноне святителю Николаю припев «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», в каноне Пресвятой Богородице – «Пресвятая Богородице, спаси нас». В великом покаянном каноне, о котором мы сейчас говорим и который будет читаться в храмах в среду на вечернем богослужении, каждая строфа начинается удивительным припевом, восклицанием – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Многократно повторенная эта фраза становится внутренним стержнем, раскрывающим самую главную суть канона. В этих словах слышится и скорбь о своих грехах, и покаяние, и желание исправиться и надежда на прощение и мольба о помощи Божией. Сам же канон этот называется Великим как по своему объему – в нем более двухсот поэтических строф, так и по своему содержанию и глубине раскрытия темы. В его прекрасных возвышенных славянских словах и выражениях проходят пред нашим мысленным взором древние ветхозаветные и новозаветные праведники и грешники, люди, своею жизнью воплотившие идеал человеческого существования и сумевшие преодолеть грех, и люди, явившие своей деятельностью глубину падения. Все они становятся для нас образцом, жизнь каждого и поступки каждого гениальный песнописец, автор канона преподобный Андрей призывает примерить на себя – а я, разве я не так же поступаю и есть ли у меня силы принести искреннее раскаяние?
А в пятницу на вечернем богослужении у всех нас будет возможность прикоснуться еще к одному удивительному образцу церковной молитвенной поэзии, который стал основой для появления целого гимнографического жанра. В субботу мы будем прославлять Пресвятую Богородицу словами Великого Акафиста. Само слово акафист означает неседальный гимн – то есть молитва, песнопение, при исполнении которого не разрешается сидеть. Акафист представляет собой тоже церковное многострофное произведение, но принцип его построения отличается от канона. Акафист состоит из 25 строф – начальной строфы и 24 последующих, которые соответствуют двадцати четырем буквам греческого алфавита. 12 из них называются кондаками – это термин восходит к слову конта – палочка, на которую в древности наматывался книжный свиток, 12 называются икосами, словом, восходящим к древнему семитскому понятию дома или архитектурного сооружения. Великий Акафист, который стал самым первым акафистом, написан в честь чудесного отражения нападения на Византию, на Константинополь персидской армии и составлен как продолжение, как внутренне раскрытие того ангельского приветствия, с которым Архангел Гаврииил обратился к Пресвятой Деве в момент Благовещения. Именно поэтому лейтмотив Великого Акафиста – это слово Радуйся. Так обратился к Пресвятой Деве Марии Архангел, так к ней взываем и мы, и каждый икос акафиста завершается шестью парами молитвенных обращений, молитвенных припевов, начинающихся со слова Радуйся. В этих обращениях, в науке обычно называемых херетийзмами или хайретизмами (от греческого хере – радуйся), Божией Матери усваиваются различные хвалебные именования или уподобления. В Великом Акафисте к Пресвятой Богородице обращено в общей сложности 145 уподоблений.
Все кондаки завершаются словом Аллилуиа – молитвенным возгласом, дошедшим до нас еще из седой ветхозаветной древности и означающим «хвалите Бога».
Начинается Акафист торжественным гимном, прославляющий Пресвятую Богородицу нак непобедимую Воеводу, как защитницу Царственного града, как непрестанную помощницу всем христианам. Взбранной, т. е. Поборающей, побеждающей в бранех Воеводе благодарственные песни восписует, то есть пишет на высоких возвышенных стенах храма твой город, Богородица, избавленный от зол. Ты же, как имеющая непобедимую державу, от всяческих нас бед избавь, да взываем Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная. Акафист Пресвятой Богородице печатается практически во всех молитвословах и канонниках, православные христиане могут читать его келейно во время своего молитвенного правила. Он может быть частью молебных пений, но вот так, как часть общественного богослужения, по Уставу Акафист может быть отслужен только один раз в году – на вечернем богослужении в пятницу пятой субботы Великого поста, когда все мы, православные христиане, будем вновь и вновь обращать к Богородице: «От всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».
Протоиерей Андрей Николаиди
http://pravlife.org/content/v-chem-otlichie-pyatoy-sedmicy-velikogo-post...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии