В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Преображение Господне – особенный праздник, часто переживаемый христианами как очередное, «рутинное» торжество.

В каждом Евангельском событии, в каждом действии Христа, в каждом Его слове есть что-то особенное. Господь никогда бы не повторял то, что было сказано ради самого повторения, Он никогда ничего не делал и не говорил напрасно. Только, к сожалению, мы этого не улавливаем. Я и сам такой. Всякий раз, когда готовлю проповедь или размышляю над текстом будущей статьи, я перечитываю святоотеческие слова относительно тех или иных событий Священной истории и замечаю, что теряю некоторый интерес к ним. Красивые речи, витиеватые слова, сложные обороты, направленные на похвалу Господа меня утомляют. Конечно, у каждого из святых отцов есть своя «изюминка», сердцевина мысли, но чтоб добраться до нее, бывает нужно пройти через весьма обширные вступления. Такое построение слов я списывал на особенности греческой риторики, но потом понял, что не прав. Нас же восхищают величественные соборы и росписи, созданные в честь и славу Господа, нам же не приходит в голову говорить, что пора все упрощать до «стекла и бетона», так как суть не в камне. Так и с проповедями и наставлениями святых. Их речи – это словестные соборы, возведенные вдохновением Святого Духа из большой любви к Богу, а мое непонимание – это мои личные проблемы скудости души и узости мысли.

Теперь вернемся к празднику Преображения. У него есть свои особенности, которых, как я отметил вначале, мы часто не пониманием и не чувствуем. Служится литургия и, за исключением антифонов и тропарей, в которые, как правило, никто не вникает, разница ощущается лишь в очередном освящении продуктовых корзинок, да зевак, несколько раз в год по инерции соблюдающих народные традиции. Сщмч. Фаддей (Успенский) задает справедливый вопрос: «Можем ли и мы о своих молитвах и слушании песнопений праздника здесь в храме сказать то же, что сказал апостол Петр на горе Фаворе: «Добро есть нам зде быти» (Мф.17, 4)?». Думается, что положительный ответ смогут дать немногие. Как меня, по моей собственно скудости, не вдохновляют похвальные речи святых в честь Господа, так и у многих христиан, ничего существенно не меняется в душе от пребывания на «очередной» литургии в память «очередного» евангельского события. А ведь жизнь в Боге, т.е подлинная жизнь не может наскучить, не может приесться, не может быть однообразной. Все эти «рутинности» – как раз неотъемлемый признак земного бытия, это только в материальном мире за все, что ни берется человек, постепенно как-то надоедает, происходит привыкание, и он отправляется на поиски новых впечатлений. Если мы не находим радости в каждом богослужении, в каждом слове, обращенном к Богу, то значит в нашей духовной жизни – серьезные проблемы, значит неверно расставлены акценты, а от того неправильно расходуются и силы. Конечно, мы не уходим из Церкви, у каждого христианина есть моменты просветления, опыт реального переживания действия благодати, но все же полноценной радости в Боге, да так, чтоб и храм покидать не хотелось – не хватает очень многим.

Несмотря на все сказанное, есть для нас и хорошие новости. Давайте послушаем на этот счет свт. Филарета (Дроздова): «Скажем вам, что путь к созерцанию Фаворской славы не поглощен бездною, не прегражден стеною, не зарос тернием, не забыт, не потерян, но еще и ныне указуется знающими желающим». Погружаться в разговор о природе Фаворского Света мы не будем – это отдельная большая и сложная тема, но отметим, что его сияние видели немногие подвижники и столпы православия, такие как прп. Симеон Новый Богослов, прп. Максим Исповедник или, к примеру, знаменитый свт. Григорий Палама. Когда читаешь о переживаемом ими опыте, то понимаешь – это такие высоты, до которых нам не добраться никогда. Но вот как же тогда согласовать все это со словами свт. Филарета? На самом деле, достаточно просто. Мы просто должны вспомнить, что Царство Небесное – к которому мы все стремимся – есть не что иное, как пребывание в Фаворском свете. Просто некоторым святым при жизни дается его видение за особые заслуги, за сугубый подвиг. Да и важные, существенные шаги в таком стремлении не станут для нас чем-то недосягаемым. Давайте просто посмотрим, с его начинается евангельское повествование о Преображении Господнем: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29). Как видим, в двух предложениях дважды упоминается о молитве Христа – перед Преображением и во время его. Что еще нужно? Ключи от тайн духовных и путь к Фаворскому Свету лежит через молитву. Если мы внимательно перечитаем жития хотя бы указанных святых, то увидим, что откровение им Нетварного Света было также во время молитвы – и никогда ни при каких других условиях. Понятно, что здесь я «не открыл Америку», да, в принципе, и не собирался, просто хотелось бы еще раз подчеркнуть важность молитвы, указать, что без нее, без искреннего общения с Богом, без жажды этого общения – никакого Царства Небесного нам не видать. Голос Отца с Неба четко сказал: «Его слушайте» (Мф. 17, 5), т.о., только идя путем Христа, мы сможем достичь Фаворского Света, истекающего из неиссякаемого Источника. Вроде бы очевидные истины, но накануне Страданий Спасителя, о них особенно важно помнить. В реальной евангельской истории Преображение предшествовало Голгофе, сегодня же, в календарном плане, оно примерно равно удалено от Голгофы, потому в высокий сезон отпусков, Церковь нам снова напоминает, какой страшной ценой мы спасены.

Давайте еще раз вспомним, что цель христианской жизни не в достижении Царства Небесного, не борьбе в грехами, не в возможности увидать Фаворский Свет, а в Самом Христе. Все остальное – лишь следствие шествия к Главной Цели. Только тогда преображающая сила благодати может подействовать в нас, когда в духовной жизни правильно расставлены акценты. Только в таком случае, как пишет свт. Феофан Затворник: «Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения, все печали пройдут мимо, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и оба к Нему приходят и обитель у Него творят. Вот и свет Преображения!».

Не в корзинках, не в белых облачениях и даже не в положительных эмоциях – подлинная радость праздника Преображения, но в том, что у нас самих есть возможность преобразиться вместе со Христом. Это, безусловно, сложно, ради этого нужно положить всю свою жизнь, но ведь даже сто лет земного бытия – лишь крупинка перед перспективой вечности, ради которой мы и трудимся, употребляя и духовные, и телесные силы.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/v-chem-glavnyy-smysl-prazdnika-preobrazh...