В Букингемском дворце пройдёт выставка рисунков мастеров эпохи Возрождения

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Букингемском дворце пройдёт выставка рисунков мастеров эпохи Возрождения
На выставке будут представлены 160 работ более 80 художников

ЛОНДОН. Выставка «Рисунки итальянского Ренессанса» будет проходить в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне с 1 ноября 2024 года по 9 марта 2025 года, сообщает Artnet News.

На выставке будут представлены 160 работ более 80 художников, живших между 1450 и 1600 годами. На ней можно будет увидеть работы как таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль и Тициан, так и менее известных авторов. На выставке, как отмечают её организаторы, широкой публике будет представлен «самый широкий спектр произведений искусства эпохи Возрождения, который когда-либо выставлялся в Великобритании». Помимо известных шедевров вышеупомянутых мастеров, на выставке будет показано 12 рисунков, которые никогда не выставлялись в Великобритании, и более 30 рисунков из Королевской коллекции, которые никогда не показывались широкой публике.

«Королевская коллекция содержит поразительное количество рисунков эпохи Возрождения», — заявил Мартин Клейтон, куратор выставки. – «Эти прекраснейшие работы показывают, насколько эстетичным и реалистичным стало искусство рисунка в то время. Искусство рисунка занимает центральную роль в искусстве Итальянского Возрождения – без него были бы невозможны более крупные художественные работы, такие как картины, фрески и скульптуры. Эти рисунки не будут выставлены на постоянной экспозиции по соображениям их сохранности, поэтому предстоящая временная выставка — уникальная возможность увидеть эти великолепные рисунки вблизи и заглянуть в умы великих итальянских художников эпохи Возрождения».

Многие из рисунков, представленных на выставке, выполнены с натуры. В отличие от художников вроде Рембрандта, которые регулярно делали наброски людей, которых встречали на улице, художники эпохи Возрождения изображали на своих картинах моделей, позировавших им в их мастерских. Выполненный мелом рисунок Рафаэля «Три грации» (ок. 1517–1518) был эскизом к фреске и является одним из немногих рисунков эпохи Возрождения, сделанных с обнаженной женщины-модели.

Один из старейших натурных рисунков на выставке — «Бюст клирика» работы Фра Беато Анджелико (ок. 1447–1450), созданный в качестве эскиза к фреске в часовне папы Николая V в Ватикане. Это один из немногих сохранившихся рисунков художника.

Религиозное искусство также широко представлено на выставке. Одной из самых интересных работ в экспозиции является рисунок Микеланджело 1532 года «Мадонна с Младенцем и молодым Иоанном Крестителем», имеющая сильное сходство с одной из ранних, незаконченных картин художника — «Мадонна с Младенцем, святым Иоанном Крестителем и ангелами».

Среди работ, экспонируемых впервые, —этюд страуса, выполненный мелом около 1550 года и приписываемый Тициану. Он нарисован в стиле родной для художника Венеции, а то, что птица изображена в движении, предполагает, что он нарисовал животное с натуры, что не вызывает удивления, учитывая, что венецианские дожи, как известно, получали экзотических животных в качестве подарков от иностранных эмиссаров и торговых партнеров.

Еще одним впервые представленным публике рисунком является не имеющий названия этюд Паоло Фаринати, изображающий три мифологические фигуры под аркой и датируемый примерно 1590 годом. Фаринати оставил надпись своим помощникам, по-видимому, предоставив им некоторую творческую свободу: «Вы можете писать это, как вам вздумается, когда вы находитесь на лесах».

Для историков искусства эти рисунки могут быть столь же ценны и интересны, как и картины и скульптуры, которые были созданы на их основе. В дополнение к их техническому качеству, они показывают, как художники экспериментировали, как они дорабатывали и перерабатывали композиции, и как они определяли и решали творческие проблемы. Этюды могут быть «primo pensiero», первой идеей или черновиком, созданным быстро, и «modello», более продуманной разработкой концепции, которую художники представляли своим покровителям.

Рисунок остается основой практики художников и сегодня, и три художника-резидента в сотрудничестве с Королевской школой рисования откроют мастерскую в галерее, чтобы посетители выставки могли получить представление о том, как создавались фрески. Кроме того, они даже могут сами попробовать создать собственные рисунки с помощью карандашей и бумаги, предоставленных галереей.

Екатерина Петрушко

https://sedmitza.ru/text/10431160.html