В ББИ св. апостола Андрея состоялась конференция «Религиозные ценности в современном обществе»
Москва, 15 декабря, Благовест-инфо. Международная конференция «Религиозные ценности в современном обществе» состоялась 13–14 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Организатор симпозиума – Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ) уже много лет традиционно приурочивает подобные конференции ко дню своего святого покровителя.
Открывая конференцию, ректор ББИ Алексей Бодров отметил, что столь широко сформулированная тема дает возможность рассмотреть проблему религиозных ценностей в межконфессиональном, межрелигиозном и междисциплинарном контексте, что и продемонстрировали доклады участников из разных городов России и из зарубежных стран.
Профессор Елена Степанова (Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург) в докладе «Вера в эпоху плюрализма» говорила о разрешении противоречия между институциональной религией и индивидуальной верой в современном мире. Индивидуализация религии порождает проблему принятия «другого». Отсюда необходимость «примирить, казалось бы, непримиримые вещи: приверженность истинности собственной веры (как институциональной, так и индивидуальной) и терпимость к истинности веры других людей». По ее словам, множественность религиозных систем, а также право каждого свободно исповедовать свою веру оказываются «источником духовного развития людей», но только в ситуации равноправного диалога, когда «свобода моей религии – это свобода религии других людей», процитировала она слова Ульриха Бека.
Религиозный плюрализм оказался и в центре внимания доктора философии Олега Давыдова (Университет Лотарингии, Франция). Он связал эту тему с проблемой морально-смыслового консенсуса, который необходим для диалога между представителями разных сообществ. Очевидно, что в эпоху постмодерна такой консенсус не может быть выстроен на религиозном основании. Философ рассмотрел разные концепции поисков баланса этических принципов в контексте плюрализма и отметил, что «устойчивость моральных основ существует только тогда, когда баланс взаимного влияния остается динамичным и открытым для корректировки в зависимости от возникающих вызовов».
Максим Переславцев (ИНИОН РАН, Москва) проанализировал концепцию британского философа, лидера движения «Радикальная ортодоксия» Джона Милбанка – одного из христианских авторов, которые в дискуссии о роли религии в современном обществе разделяют «позицию светских гуманистов касательно того, что христианские ценности последовательно противоречат секулярным». Но Милбанк «идет в противоположном направлении, говоря о слабости светских ценностей по сравнению с христианскими»: он стремится «не просто подчеркнуть инаковость христианства светской морали, но и указать на его преимущества, поскольку христианство подкрепляет этическое действие предвосхищением любви и окончательной гармонии, а не обесценивает его перед лицом прибывающей угрозы».
О значении в наши дни библейских ценностей и установок, которые по-прежнему отвечают за паттерны поведения европейского человека, говорила доктор философии, профессор Казанского федерального университета Юлия Матушанская. Бинарность человеческой природы («тварь дрожащая или право имею?»), проблема власти, требования равенства – эти и другие вопросы, поставленные Библией, не перестали определять не только религиозную, но и отчасти светскую этику, полагает докладчица.
Юрист Олег Бреский (Институт Йоханнеса Альтусия, Вильнюс, Литва) представил доклад «Взаимный перевод языков религиозных ценностей и политических принципов». По его словам, политический режим должен найти способы донести свои нормы до верующих, а религия должна четко и последовательно представлять себя в политической сфере, избегая искусственных конфликтов. Рассмотрев подходы к проблеме перевода ряда известных ученых, докладчик резюмировал: «Перевод языков этих разных сфер требует особого подхода, который позволил бы увидеть сходство и общность в отношениях, порой очень далеких друг от друга».
Значение и место религиозных ценностей в светском обществе – эту тему раскрыли представители протестантских деноминаций. Мартин Аффолдербах (Протестантская церковь Германии (EKD) представил доклад «Религиозные ценности и демократические общества с немецкой и протестантской точки зрения». Отталкиваясь от тезиса «демократии нужна религия», он говорил о том, как современные вызовы заставляют «заново открывать и переосмысливать ценности религий». Ханс Ульрих Гербер (экс-председатель Анабаптистского форума «За мир и справедливость», Швейцария) выступил с докладом «Религиозные ценности превращаются в человеческие и социальные ценности: взгляд на радикальную Реформацию», в котором показал, что «ключевой посыл, исходящий от радикальной Реформации, заключается в гуманизации как религиозной, так и светской сферы».
Разные аспекты теологии оказались в центре внимания других докладчиков. Так, Дмитрий Матвеев (Колледж «Наследие», Москва) в докладе «Религия и рефлексия: есть ли пределы критического мышления для верующего?» рассмотрел такой антоним рефлексии как догматизм, который в постмодерне считается «изъяном мышления». Проблема «коррозии доктрины» в контексте евангельского послания оказалась в фокусе доклада Игоря Зайцева (Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург). В сообщении «Божественная истина и временная реальность: анализ постоянства и изменчивости евангельского послания» он говорил о концепции кардинала Ньюмена о неизбежности изменения теологических доктрин и их адаптации к современным обстоятельствам.
«Теология в темные времена» – доклад Андрея Шишкова (РГГУ, Москва), в котором отмечается, что в темные времена теологу приходится обращаться к обществу не «с вершины холма», а из глубины пещеры – своеобразной «складки» публичного пространства. И главная задача теолога в этих условиях определяется так: «сохранять связь с реальностью во всем, что он делает».
Стефано Каприо, профессор Папского Восточного института (Рим), в докладе «"Выходящая церковь"» в постсекулярном мире» говорил о новой модели отношений между Церковью и обществом. Она предполагает «конец противостояния между клерикализмом и секуляризмом» и миссионерское измерение, «понимаемое уже не как "победа" прозелитизма, а как поиск новых способов общения и свидетельства о Евангелии».
Философ Марина Михайлова (Радио «Град Петров», Санкт-Петербург) представила доклад «Жертва как социальный феномен и религиозная ценность: от victim к sacrifice». Историк искусства Ирина Языкова (ББИ) в докладе «Красота как религиозная категория в современном российском обществе» обратилась к богословию Бальтазара и религиозных мыслителей конца XX – начала XXI вв. и показала их актуальность для церковного сознания в России.
На конференции обсуждались также доклады лютеранского пастора Эльвиры Жейдс (Санкт-Петербург) «Домостроительство Божие: лютеранская церковь и деньги», Любови Петровой (Социологический институт РАН, Москва) «От «религии без религии» Ж. Деррида к "теологии события" Д. Капуто», Николая Костина (Папский университет Иоанна Павла II в Кракове) «Мышление леса и антропология религии: сравнительный анализ эпистемологических идей Э. Кона и Ю.В. Кнорозова», Даниила Кислякова (Мельбурн, Австралия) «Действие социально-политического богословия о. Сергия Булгакова в мире и его влияние на религиозные ценности общества» и другие. Часть выступлений прозвучала в онлайн-формате.
В рамках конференции состоялись два круглых стола и презентация новых книг издательства ББИ.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии