В Австрии обнаружен 1500-летний христианский реликварий из слоновой кости

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Австрии обнаружен 1500-летний христианский реликварий из слоновой кости
Реликварий, богато украшенный христианскими мотивами, вероятно, был изготовлен в IV – VI вв.

ИНСБРУК. С лета 2016 года археологи из австрийского Инсбрука проводят раскопки позднеантичного поселения на вершине холма на юге Австрии. Недавно они сделали сенсационное открытие: в ранее неизвестной церкви все еще был спрятан христианский реликварий. В нем находилась богато украшенная древняя шкатулка-мощевик из слоновой кости, сообщает издание Рhys.org.

Группа исследователей под руководством археолога Геральда Грабхера сделала впечатляющее открытие в раннехристианской церкви в Бургбихле в коммуне Иршен на юге Австрии: под алтарем в боковой часовне была спрятана мраморная рака размером около 20 на 30 сантиметров.

В святилище находилась сильно фрагментированная «шкатулка» из слоновой кости, богато украшенная христианскими мотивами — реликварий, который обычно забирают как «самую святую» часть, когда церковь покидают. Однако в данном случае реликварий-мощевик остался на месте. Это первый подобный предмет, обнаруженный в ходе археологических раскопок в Австрии.

«Нам известно около 40 подобных шкатулок из слоновой кости по всему миру, и, насколько мне известно, в последний раз одна из них была найдена во время раскопок около 100 лет назад — те немногие существующие ныне реликварии такого типа либо сохранились в соборных сокровищницах, либо выставлены в музеях», — объясняет первооткрыватель реликвария Геральд Грабхерр.

С момента своего открытия 1500-летний очень хрупкий реликварий из слоновой кости хранится в Университете Инсбрука.

«Слоновая кость, особенно слоновая кость, хранящаяся в земле, как и в мраморном храме, впитывает влагу из окружающей среды, в этом состоянии она очень мягкая и легко повреждается. Кроме того, неконтролируемое высыхание может привести к усадке и трещинам и, следовательно, к повреждениям, которые невозможно предотвратить и не получится ремонтировать», — говорит Ульрике Тёхтерле, руководитель реставрационной мастерской в ​​Инсбруке.

Найденная шкатулка сохранила отдельные части из слоновой кости до такой степени, что их можно подвергнуть научному анализу.

«Из-за очень высокой влажности (90%) в мраморном храме сразу после его спасения риск образования конденсата и плесени был очень высок, а содержимому нельзя было позволить слишком быстро высохнуть. Это означало, что мы должны были обеспечить очень высокий уровень влажности, проводя бережный и длительный процесс сушки», — отмечает Ульрике Тёхтерле.

Более крупные части деформированы, из-за чего реликварий уже невозможно восстановить в исходное состояние — однако исследователи работают над его 3D-реконструкцией.

Хотя археологи изначально предполагали, что в мраморном ларце также были найдены останки святого, то есть реликвия в классическом смысле этого слова, наслоение фрагментов, найденных в святилище, указывает на то, что шкатулка из слоновой кости была разбита еще в поздней античности и захоронена в алтаре.

«Сам реликварий, по-видимому, также считался священным, и к нему относились как к таковому, потому что он находился в контакте с реликвией. Нельзя отрицать его археологическое и историко-художественное значение», — подчеркивает Грабхерр.

На одном конце реликвария изображена фигура у подножия горы — изображенный человек отводит взгляд, а над ним из неба поднимается рука, помещающая что-то между руками человека.

«Это типичное изображение передачи Законов Моисею на горе Синай, начало Завета между Богом и человеком из Ветхого Завета», — говорит Грабхерр.

Далее следуют изображения библейских персонажей. В конце можно увидеть человека на колеснице, запряженной двумя лошадьми, — и здесь рука, вышедшая из облаков, тянет эту фигуру на небо.

«Мы предполагаем, что это изображение Вознесения Христа, исполнения Завета с Богом. Изображение сцен Ветхого Завета и связь их со сценами Нового Завета характерны для поздней античности», — отмечает Грабхерр. — «Изображение Вознесения Христова с так называемой бигой, запряженной лошадьми колесницей, весьма особенно и ранее неизвестно».

Судя по всему, австрийские исследователи не рассматривают возможность того, что указанное изображение – это сцена вознесения пророка Илии, которого в восточно-христианской иконографии почти всегда изображают именно на колеснице, запряженной лошадьми.

В настоящее время проводится ряд дальнейших исследований реликвария из Иршена.

«С одной стороны, нам еще предстоит определить точное происхождение мрамора, а также мы хотим уточнить происхождение слоновой кости и слона, используя анализ стабильных изотопов. Металлические компоненты — петли — также все еще исследуются, как и клей, который использовался для изготовления слоновой кости», — объясняет реставратор Тёхтерле.

И последнее, но не менее важное: в мраморной шкатулке были также найдены деревянные детали.

«Эти куски дерева также анализируются более тщательно; нас особенно интересует тип древесины и ее происхождение, а также нас интересует возраст», — говорит Тёхтерле.

Иршен — муниципалитет в Каринтийской долине Драва на юге Австрии, где археологи из Инсбрукского университета проводят раскопки с 2016 года. Они исследуют позднеантичное поселение на вершине холма, заброшенное примерно с 610 года и до сих пор находившееся в запустении. Совершенно забытый древний населенный пункт занимает площадь около одного гектара.

На данный момент исследователи обнаружили и задокументировали несколько жилых домов, две христианские церкви и цистерну, а также личные вещи бывших жителей поселения. В одной из церквей были обнаружены купель в форме звезды и реликварий.

Грабхерр говорит: «К концу существования Римской империи времена стали более неопределенными, особенно в периферийных провинциях империи, включая территорию, которая сейчас является Австрией. По этой причине, примерно с IV века, жители все чаще основывали поселения на вершинах холмов, которые было легче защищать».

610 год знаменует собой поворотный момент: в этом году битва при Агунтуме происходит недалеко от поселения Иршен, где славянская армия встречает армии баваров и поселенцев. Эта битва, в которой побеждают славяне, знаменует собой конец принадлежности региона к древнему средиземноморскому миру, а также к Христианству — славянские поселенцы приносят с собой свой собственный мир языческих богов. Вероятно, с этого времени поселение на Бургбихле было заброшено.

https://sedmitza.ru/text/10413556.html