В Австралии церковные приходы приходят в упадок, а тысячи храмов сносят или продают
КАНБЕРРА. В Австралии церковные приходы приходят в упадок, а тысячи храмов сносят, продают и переоборудуют в жилые особняки, тренажерные залы, детские заведения, офисы и библиотеки, сообщает theguardian.
Расходы на эксплуатацию и ремонт молельных домов все чаще становятся непосильными для приходов, и они вынуждены их продавать. При этом многие в общинах обеспокоены судьбами исторических зданий. Нил Хикс (Neil Hicks), архидиакон англиканской епархии Вангаратты, опечален тем, что число прихожан в епархии сокращается. «Когда я был ребенком, многие мои одноклассники в начальной школе ходили в церковь и воскресную школу, но в средней школе мало кто продолжал ходить, а теперь все они бабушки и дедушки», - сокрушается Хикс.
О сокращении приходов много говорят и пишут. Прошлогодняя перепись зафиксировала, что доля христиан в Австралии впервые упала ниже 50%, однако официальные отчеты мало говорят о том, как это сокращение сказывается на храмах по всей стране. Некоторые из них сносят, чтобы освободить место для коммерческой застройки или многоквартирных жилых домов, другие превращают в детские учреждения, студии йоги, тренажерные залы и салоны. Храмы, переоборудованные на жилые особняки, нередко выставляются на продажу с многомиллионными ценниками. На сайте продажи недвижимости realestate.com.au за последний год зафиксировано порядка 40 тысяч поисковых запросов по слову «церкви». За этот год в стране проданы многие десятки церквей, особенно в сельской местности Австралии, где демографическая ситуация все хуже, идет отток населения, а прихожан уже недостаточно для поддержания жизнеспособности церквей. «Печальная реальность такова, что людей в приходах не хватает для содержания и ремонта зданий, – повторяет Хикс – В наши дни все труднее соблюдать все нормы и требования. Если вы хотите завести пандус помимо ступенек... это дорого. Даже если в сельской общине еще есть люди, многие из них давно выпали из церковного сообщества, утратили привычку ходить в церковь одно или два поколения назад». Национальное исследование церковной жизни 2021 года (2021 national church life survey) показало, что в приходах молодежь и новички составляют лишь 5%, а 36% прихожан старше 70 лет.
Однако будущее церковных зданий и судьба культурного и духовного наследия волнует очень многих. Жители города Росс в Тасмании даже попытались собрать средства по подписке, чтобы спасти от продажи одну из исторических церквей города, но нужную сумму собрать не удалось. Католических церквей на рынке меньше, чем других, однако в селе Ви Джаспер (Wee Jasper) близ Канберры в прошлом году деревенскую церковьь пришлось закрыть все по той же причине – сокращения прихода и рост расходов на обслуживание и ремонт. Отреставрированная католическая церковь Святой Анны в Валлабаде, числящаяся в списке объектов культурного наследия штата Новый Южный Уэльс, выставлена на продажу уже второй раз за свою историю. Некоторые храмы – к примеру англиканская мемориальная церковь Вентворта в Воклюзе (Wentworth Memorial church in Vaucluse) – стоят пустыми, а их будущее весьма неопределенно.
Продажа недвижимости обеспечивает приходы средствами для покрытия текущих расходов, однако средств нередко не хватает на полноценную реконструкцию, хотя она может окупить с лихвой все расходы. Так, на севере Мельбурна храм Церкви Единения в Альфингтоне, внесенный в список культурного наследия, был продан в 1997 году за 185 тысяч долларов и переоборудован в жилой особняк, который в 2018 году был продан уже за 1,98 миллиона долларов.
В городе Перт (Тасмания) в 2015 году церковь Святого Андрея была продана за 180 тысяч долларов со всем убранством и даже скамьями. После дизайнерской перестройки в 2020 году храм была продан уже за 850 тысяч долларов, причем успел получить приз зрительских симпатий на конкурсе новинок Тасманийской архитектуры 2018 года. В этом году он был перепродан уже за 1,28 миллиона долларов.
Бывшая пресвитерианская церковь Святого Андрея в Южном Туррамурре к северу от Сиднея, разосвященная еще в 1969 году, была продана с аукциона за 2,5 миллиона долларов в сентябре этого года, при этом интерес проявили около сотни претендентов. Бывшие церкви в Паддингтоне и Бонди-Джанкшн переоборудованы в фешенебельные таунхаусы, квартиры в которых стоят по несколько миллионов долларов каждая. По словам Хикса, сумма от продажи, достающаяся приходу, обычно используется на новые службы и содержание церковного имущества, а часть поступает в епархию на стипендии и жилищные расходы служителей.
Близ Аделаиды за последний год проданы несколько храмов Церкви Единения. Малкольм Уилсон (Malcolm Wilson), член синода Церкви Единения в Южной Австралии говорит, что в 1977 году эта Церковь образовалась через слияние трех деноминаций. «В прежние времена люди передвигались пешком и в конных повозках, а храмы строились на удобных расстояниях, однако ныне идет централизация, и эта социальная тенденция захватила и церковь, – говорит Уилсон. – Например, на полуострове Йорк было порядка 17 церковных зданий, и многие из них теперь не нужны». Два храма на полуострове только что продали. Питер Баттерсби (Peter Battersby), другой член синода, указывает, что прихожане, когда они больше не могут содержать храмы, все же предпочитают передавать их по возможности другим религиозным организациям, чтобы сохранить их духовную миссию.
История преображенных храмов фиксируется активистами независимого веб-сайта Churches Australia. Он ведет базу данных христианских церквей прошлого и настоящего с фотографиями, собранными в местных общинах. Раздел «Австралийская христианская церковная история» (Australian Christian Church Histories) сообщает подробные сведения о духовенстве, службах и архитектуре каждого здания, а в блоге «Церкви Тасмании» (Churches of Tasmania) можно найти цветную карту церквей штата и информацию об их приходах и состоянии. Прихожане признают, что храмовым зданиям нужна новая жизнь, если приходы не в силах их содержать, однако предпочитают, чтобы они, по крайней мере, доставались людям, гордящимся своим духовным и культурным наследием. В англиканской церкви подобные передачи храмов в частные руки почти всегда скорбны. «Нам приходится разосвящать храм, лишать его духовного содержания, молитвенной ауры, – сокрушается Хикс – Для нас это скорбный процесс, тяжкое закрытие главы в нашей жизни. Приходится это делать, а потом двигаться дальше».
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии