В 1 неделю Великого поста, Торжества Православия. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Каждый воскресный день Великого Поста имеет свой смысл, посвящен какому-нибудь святому или какому-нибудь событию в жизни Церкви. И сегодняшний день, первое воскресенье, называется неделей Торжества Православия.
Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества. Седьмой Вселенский собор – последний из великих соборов Церкви – утвердил догмат почитания святых икон. Тем не менее, ересь иконоборчества продолжалась и позже, но в конечном итоге была окончательно побеждена. В память того, что Церковь восторжествовала над лжеучениями, над всем злославием злочестивых, как пелось вчера в стихире, был установлен этот праздник, в который мы празднуем торжество нашей веры, торжество нашего исповедания.
Мы с вами знаем, что основа нашей православной веры выражается в Символе веры. Мы читаем его утром в нашем молитвенном правиле, торжественно поем хором во время Божественной литургии. Но перед пением Символа веры возглашается глас: «Возлюбим друг друга!». Только после этого мы исповедуем Троицу Единосущную и Нераздельную.
Эти вещи абсолютно друг с другом сопряжены – исповедание нашей веры и любовь, заповеданная Христом как самая главная заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслью твоею, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею, ...и ближнего твоего, как самого себя». Ведь исповедовать догматы веры, почитать святые иконы, следовать церковным канонам, присутствовать на богослужениях не имеет никакого смысла без исполнения заповеди любви.
Сегодня в нашем современном церковном мире мы сталкиваемся с тем, что слово «православный» вдруг из прилагательного превращается в существительное. А «православный» – это только прилагательное к главному слову – «христианин». А сейчас слово «православный» встало на первое место, и у нас появились разные православные, с разным православным мировоззрением, разным исповеданием своей жизни, своих взглядов, своих идеологий. Каких только православных мы сейчас не наблюдаем! У нас даже есть православные байкеры, православные активисты, православные хирурги, врачи, православные миллионеры, кого только нет! Куда ни посмотри, обязательно кто-нибудь окажется православным, но не с добавлением «христианин», а с чем-то другим: православный, но байкер, православный, но активист, православный, но – даже такие есть, – коммунист…
Торжество какого Православия празднуется в храме? Конечно, не идеологического, не политического, не социального, не того православия, которое постоянно исповедует какую-то рознь, отчуждение и неприятие. Ведь исповедовать православно – это значит правильно исповедовать Бога, а Бог есть Любовь.
Собственно говоря, главное наше исповедание православия в этом и заключается: возлюбим друг друга! Интересно, что в древней Церкви – и не только в древней, такая традиция возрождается в некоторых местах, – свидетельством этого служил обычай, когда христиане во время этого возгласа обнимали друг друга и говорили: «Христос посреди нас!», являя собой даже внешним образом желание любить, желание примирения и единства. К величайшему сожалению, этот прекрасный обычай сохранился только в алтаре, и только священники во время исповедания Символа веры подходят друг к другу с объятием и целованием, говоря: «Христос посреди нас!» – «И есть, и будет!».
А из жизни Церкви этот обычай исчез, но не потому, что кто-то так решил, а потому что на первом месте оказалось что-то совсем другое, которое говорит не о нашем торжестве, а скорее о нашем поражении, о нашем неумении любить и исповедовать свою веру не словами, не кулаками, не угрозами, не призывами, не громкими лозунгами, а любовью.
Это торжество любви и единства во Христе – может быть, самое главное, которое должно случиться. Это и можно праздновать, это и должно торжествовать, это и может явиться сегодня потерянному в нелюбви миру каким-то свидетельством об истинности Христа.
В сегодняшнем апостольском чтении есть такие очень важные слова: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2). Вот какие слова говорит нам сегодня апостол Павел: «Снять с себя запинающий нас грех!» Запинающий – значит, препятствующий нам видеть Христа, препятствующий нам по-настоящему любить друг друга. Надо сбросить с себя запинающий нас грех и взирать на Христа, взирать на Победителя смерти, на Победителя дьявола, на Победителя ада, на Победителя нелюбви, которая заключена в трех словах – смерть, ад и дьявол, -- чтобы по-настоящему явить себя православными христианами, которые знают Бога, хвалят Бога, и показывают свое православие тем, что они могут исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему своему. Аминь.
2018
http://trinity-church.ru/prior/outreach/v_nedelyu_torzhestva_pravoslaviya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии