В 1 неделю Великого поста, Торжества Православия. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступила первая  неделя Великого поста, которая называется неделя Торжества Православия. При царице Феодоре была окончательно побеждена ересь иконоборчества, и в честь победы над этой  страшной болезнью в Церкви было установлено в первую неделю поста совершать специальный торжественный молебен. В этот день мы вспоминаем и  утверждаем победу над ересью иконоборчества и над всеми лжеучениями и отступлениями от истины Христовой.

Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и  существенно важно для осуществления нашей веры.

Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему:  ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и  непознаваем, и следовательно  не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно  даже представить,  понять и познать, обязательно будет ложью. А  ложный образ – это  идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в  Ветхом завете запрещалось  изображение божества.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти,  Сын Божий воплотился, стал одним из нас,  стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя  нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто  в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным.  Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем  Евангелии,  этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

Но когда мы приходим в храм, когда мы поем Символ  веры, когда мы называем себя православные,  что мы имеем в виду? Что это значит для нас – быть православным? Что значит торжествовать  православие, как мы это делаем сегодня?

Очень часто к величайшему сожалению наше православие воспринимается нами, как некая традиция, этнография, как что-то  такое, что может быть увидено в музее, показано на сцене,  просто как традиция нашей страны. Очень часто слово православный и слово русский помещают в одну  категорию, и  православие  воспринимают как свое национальное достоинство.

Очень важно задуматься над смыслом того,  что  значит православным, потому что мы живем в такое время, когда самые казалось бы незыблемые понятия перестают быть наполненными  смыслом,  все очень быстро  теряет ценность, девальвируется, и  мир наполняется пустотой. Можно сказать, что мир сейчас – это торжество пустоты и   бессмысленности. Этой пустотой питаются миллионы,  часто и мы питаемся, заполняя временными, тленными, бессмысленными вещами то пространство нашей жизни, которое принадлежит только Богу, только вечности.  Пустоты,  которыми заполнена наша жизнь, заканчиваются перед дверью храма, потому что это  единственное место, которое хранит смысл, которое дает реальность, которое  наполнено содержанием.

Но очень часто и переступая порог храма мы пытаемся внести  сюда свою пустоту, здесь ее  распространять и  обессмысливать нашу жизнь в Церкви. Потому что так проще. Потому что за то, что не имеет смысла,  не надо и отвечать,   ничего существенного не надо делать, а можно просто  наполнять свою жизнь  внешними атрибутами, совершенно лишенными смысла. 

Эпоха иконоборчества началась не случайно, это тоже было  время пустоты, когда  содержание и смысл иконы был отвергнут, и святые иконы стали почитать, как идолов. С них даже иногда собирали  краску и добавляли в Святое Причастие, чтобы было благодатнее. Вот так святые иконы стали на место Бога,  и тогда их перестали почитать, и  даже начали уничтожать.

Я недавно читал один богословский доклад, в котором автор очень горько говорит, о том, что наш духовный народ  замечательно разбирается в  свойствах святой воды,  прекрасно знает, какой иконе при каких обстоятельствах и от чего нужно молиться, но  не берет Евангелие в руки,  не вчитывается и не раскрывает для себя Священное Писание, не вдумывается в смысл,  который Господь нам даровал, как содержание нашей жизни.   

Так вот, быть православным, это значит  быть наполненным смыслом и содержанием Божественной истины, быть православным, это значит быть наполненным Евангелием до конца. Быть православным, это значит всегда и везде искать возможность поступить по любви Христовой.  Вот, что значит, торжествовать православие. Вот что значит – наполнять себя смыслом.

 Мы торжествуем не потому что Бог спасает, помнит и молится о нас, а потому что Образ Божий – это каждый из нас. В каждом из нас этот лик должен быть открыт. Таким же образом, как Христос пришел в этот мир, и в нас должен воссиять Христос, в нас должна осуществиться  победа Христова, которой он победит смерть, грех и дьявола.  В каждом из нас должно произойти это торжество православия.

Икона – это явление воплотившегося Бога,  это свидетельство того, что Бог Неизменный, Неизреченный, Невидимый, Непостижимый стал одним из нас,  принял плоть и кровь,  вошел в нашу жизнь, чтобы нашу жизнь взять на Себя, и в ответ на это даровать нам Свою  Божественную, вечную жизнь. Вот в чем смысл иконы. Вот в чем смысл почитания святых икон: это почитание воплощения Спасителя, почитание подвига Его святых угодников, которые восприняли православную веру, как смысл и содержание своей жизни, которые пронесли ее таким образом, что стали подобны Ему. Поэтому их и почитают, как преподобных, очень похожих на Христа. Эти святые лица смотрят на нас сегодня и свидетельствуют, что есть вечная жизнь, наполненная вечным смыслом и любовью Божественной. Вот, что значит – торжествовать православие.

Вся наша жизнь должна быть полностью осмысленна. Все  слова, которые мы говорим Богу в наших молитвах, должны быть полны смысла и содержания.  Все  слова, которые мы говорим ближнему нашему, должны быть полны смысла, содержания, правды, и честности.  И мы должны радостно давать ответ за свои слова и свои поступки. Мы не должны уходить в какие-то пензенские катакомбы и ожидать Второго пришествия, потому что такая жизнь становится бессмысленной,  когда на место радости и  любви  мы  ставим нежелание жить, отвечать за свои поступки и  следовать воле своего Отца, Который любит нас и Который  ради нас пришел в этот мир.

И вот апостол Павел в своем послании сегодня совершенно замечательно пишет: «Посему и мы, имея вокруг себя облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить надлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши  посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Христос воссел одесную престола Божия, в полноте нашей человеческой природы.  И  наша победа заключается именно в этом, – чтобы вместе с ним, войти в Его победу, в одесную сидение Бога и Отца. Пост для нас – это  замечательная,  радостная, удивительная возможность одержать победу над нашей плотью, одержать победу над нашей нелюбовью, над  нашей скудостью, над нашей скупостью, над нашей черствостью,  над нашим властолюбием, над всеми теми запинающими нас грехами, которые постоянно помрачают в нас образ Божий, искажают в нас славу Христову, которая должна сиять всему миру и являть  радость, любовь и мир.

Торжествовать православие, дорогие мои, это значит быть православным не по имени, а по смыслу и содержанию. Это значит, жизнь свою измерять святым Евангелием,  и всегда стремиться, чтобы Господь тебя всегда во всяком месте  видел.

Аминь.

1009

http://trinity-church.ru/prior/outreach/v_nedelyu_torzhestva_pravoslaviya