Уврачевать раскол: что означает Заявление УПЦ по итогам визита на Фанар. Кирилл Александров
Архиереи Украинской Православной Цервки успокоили паству и выразили единодушие по вопросу автокефалии.
Со дня визита делегации УПЦ на Фанар 23 июня прошло уже достаточно времени, чтобы разобраться в том, что он означает для судеб украинского Православия, а также спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Самым главным и знаковым событием после встречи украинских архиереев с Вселенским Патриархом стало заявление большинства епископата УПЦ, принятое в день памяти преподобного Онуфрия Великого 25 июня. Информационно-просветительский отдел УПЦ сообщил, что после завершения богослужения в этот день, в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось совещание архиереев Украинской Православной Церкви, принявших участие в торжествах. Это не было каким-то официальным заседанием руководящего органа УПЦ предусмотренного ее уставом, однако состав иерархов говорит о том, что это заседание и Заявление, принятое по его итогам может рассматриваться как официальная позиция УПЦ. В совещании принял участие 71 архиерей из 87 архипастырей УПЦ, поэтому не будет ошибкой назвать это совещание по сути полноценным Архиерейским собором. На совещании постоянные члены Священного Синода рассказали своим собратьям о том, что говорилось и что не говорилось на Фанаре. По итогам совещания было единогласно принято совместное Заявление:
«Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом.Архиереи единогласно подтвердили свое стремление соблюдения данной при рукоположении епископской присяге хранить верность Украинской Православной Церкви».
В этом весьма кратком по объему, но очень насыщенному по смыслу Заявлении можно выделить следующие, как сейчас говорят месседжи:
Во-первых, епископат УПЦ единодушен в своей оценке происходящих вокруг Церкви событий и в своей позиции по вопросу создаваемой украинскими властями ЕПЦ (Единой Православной Церкви). Все инсинуации и все слухи о том, что якобы в епископате УПЦ существует некое «автокефальное» крыло не соответствуют действительности. Мнения по различным вопросам бытия Церкви действительно могут быть разными, но в том то и состоит верность Церкви и чувство ответственности за ее судьбу, когда архипастырь подчиняет свое личное мнение позиции всей Церкви по тому или иному вопросу. Не секрет, что митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) является давним и последовательным сторонником автокефалии УПЦ, однако и его подпись стоит под Заявлением. Недруги Церкви говорят, что на архиерейском совещании имело место давление и запугивание. Но можно ли запугать 78-летнего старца, который управляет своей епархией уже 26 лет, который не боится публично высказывать свою симпатию к анафематствованному гетману Ивану Мазепе, а Владимира Путина называть «бандитом»? Чем его можно запугать, если идея ЕПЦ продвигается властями и находит поддержку у национал-радикалов, не стесняющихся применять насилие. Наоборот, приверженность этой идее дает весьма хорошие политические и материальные дивиденды и создает имидж патриота, что очень ценно в украинском обществе. В конце концов, умудренный опытом архиерей просто мог не поехать в Киев и не участвовать в совещании, сославшись, к примеру, на здоровье. Нет! Подпись митрополита Софрония это не результат запугивания и давления, это выражение верности Церкви и сознательного выбора в пользу единства, а не раскола. Также под заявлением стоит подпись митрополита Винницкого и Барского Симеона (Шостацкого), которого сторонники ЕПЦ рассматривают как одного из главных кандидатов на первое украинское патриаршество. Стоит по тем же причинам.
Нет под заявлением только подписи митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко) самого медийного украинского архиерея, который полностью солидарен с идеей ЕПЦ. Он не посчитал необходимым принять участие в богослужении в день преподобного Онуфрия Великого и в последовавшем за тем архиерейском совещании. Однако, было бы честным с его стороны публично заявить о своем отношении к подписанному украинским епископатом Заявлению, как это сделал митрополит Тульчинский и БрацлавскийИонафан (Елецких), выразив полное согласие с этим документом.
Во-вторых, епископат УПЦ выступает против любых изменений своего канонического статуса на данном этапе своего исторического развития. Предположительных вариантов изменения этого статуса на сегодняшний день имеется два: или войти в ЕПЦ вместе с преданными анафеме раскольниками или поменять патриархат с Московского на Константинопольский. Оба варианта повлекут за собой раскол в самой УПЦ, так как значительная ее часть будет категорически не согласна с такими вариантами. В результате вместо пресловутого единства, словами о котором убаюкивают общество сторонники ЕПЦ, Украина получит еще большее разделение и вражду. Кроме того, при переходе под омофор Константинопольского Патриархата, УПЦ неизбежно потеряет часть той самостоятельности и независимости, которой она пользуется сейчас. Ни одна автономная Церковь из всех существующих в православном мире, и входящих в состав любой Поместной Церкви не пользуется такими широкими правами и самостоятельностью как УПЦ. Это факт!
Однако нежелание что-либо менять в каноническом статусе вовсе не означает, что украинские архиереи закрывают глаза на существующие церковные проблемы и прежде всего на проблему раскола. Мол, ничего менять не надо, все и так хорошо. Нет, епископат прекрасно видит, что проблема есть и ее надо решать. Но дело в том, что изменением канонического статуса, отделением от РПЦ или еще чем-то подобным эта проблема не решится. Проблема раскола, как и любого другого греха решается (врачуется) только покаянием и ничем иным. С этим согласны все без исключения Поместные Православные Церкви как в отношении украинского раскола, так и любого другого.
Но есть вопрос: перед кем приносить покаяние? И этот вопросне так прост, как кажется. Да, можно поступить по всей строгости и сказать, что все те, кто отделился от РПЦ именно перед ней и должен приносить покаяние в расколе. Но нужно быть реалистами: для огромной части «духовенства» и мирян раскольнических деноминаций это невозможно по политическим убеждениям.
Позволим себе привести некую аналогию. К примеру, в очереди на исповедь стоит молодая женщина, которая хочет покаяться в блудных грехах. Но исповедь принимает молодой священник, перед которым она смущается произнести свой грех. И что делать? Настаивать на том, что священник есть служитель Божий, каким бы молодым и красивым он ни был, и исповедоваться нужно ему и только? Но тогда велика вероятность того, что эта женщина уйдет из храма так и не покаявшись. А может стоит снизойти к ее немощам, позватьстаренького батюшку, перед которым у нее не будет такого смущения и дать ей возможность исповедаться перед ним?
Отсюда идея и призыв к «духовенству» и «епископату» УПЦ КП и УАПЦ! На торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси на Владимирской горке будут служить представители всех Поместных Православных Церквей. Почему бы не воспользоваться моментом и не поднести им свои покаянные грамоты?! Тут же разрешительная молитва и возвращение в лоно Церкви! И на все упреки псевдопатриотов, что мол пошли унижаться перед «московскими попами» можно будет ответить, что покаяние было принесено перед всей полнотой Православной Церкви, собранной в Киеве в лице своих представителей.
В-третьих, епископы УПЦ констатировали, что в случае если попытки изменить статус УПЦ все же будут предприняты, это повлечет за собой многократное возрастание вражды и напряженности в обществе. Если Константинополь все же решится даровать П.Порошенко Томос про автокефалию, это не вылечит, а еще больше усугубит раскол как в украинской религиозной сфере та и в обществе в целом. И уврачевать его уже станет невозможным в обозримой исторической перспективе. Можно с уверенностью предположить, что количество деноминаций, называющих себя православными увеличится. И вот по каким причинам. Огромная часть УПЦ не пожелает войти в ЕПЦ и откажется это делать. Также далеко не факт, что в ЕПЦ захотят войти все «архиереи» УПЦ КП и УАПЦ. Дело в том, что многие из них лелеют мечты занять в ЕПЦ весьма высокие посты, а таких постов на всех явно не хватит. К примеру, г-н Денисенко в открытую заявляет о том, что во главе ЕПЦ он видит себя и только себя. Но многие с этим не согласны.Появятся недовольные, обделенные высокими постами «архиереи», которые увлекут своих сторонников в различные иные «независимые», «автокефальные», «апостольские» и прочие «истинно-православные» деноминации. Все это уже происходило в нашей церковной истории XX века.
Также под дипломатической фразой об углублении раскола в «украинском обществе в целом» подразумевается опасность начала полноценной религиозной войны в Украине. Тот же г-н Денисенко открыто заявляет о том, что украинские Лавры обязательно должны будут войти в ЕПЦ. А если насельники этих Лавр откажутся? Что тогда? Силовой захват со стороны «Правого сектора», «С14» и им подобных организаций? А насельники действительно откажутся! Чтобы в этом убедиться, стоит вспомнить, что ни один монастырь в 1992 году не ушел в «филаретовский» раскол. Обещания оказать силовую поддержку при переводе храмов в ЕПЦ заявляют многие лидеры национал-радикального движения. Думается об этом прямо, а не дипломатично было сказано Вселенскому Патриарху Варфоломею во время переговоров 23 июня.
В-четвертых, было упомянуто об архиерейской присяге, которою намереваются соблюсти архиереи УПЦ. Не лишним будет привести ту ее часть о которой идет речь.
«Еще же обещеваюся преданiя церковная, уставы святыя и чины вся Кафолическiя Восточныя Православныя Церквехранити неизменно.Обещаюся и церковный миръ соблюдати и твердо держати, и не единымъ убо нравомъ въчесомъ противная Православней Кафоличестей Восточней Христiанстей Вере мудрствовати во вся дни живота моего, и последовати ми во всемъ и повиноватися всегда Блаженнейшему Митрополиту, и Преосвященнымъ Архiереемъ, братiи моей, во всемъ согласну быти и купночинну, по божественнымъзакономъ и священнымъ правиломъ Святыхъ Апостолъ и СвятыхъОтецъ, и любовь духовную вседушно къ нимъ имети, и яко братiю почитати».
Также представляет интерес в свете сегодняшних событий и следующий отрывок из Чинопоследования наречения и хиротонии во епископа:
«Къ симъ же обещаюся ничтоже творити ми по нужде, аще и отъ сильныхъ лицъ или отъ множества народа нудиму, аще и смертiю ми воспретятъ, веляще что сотворити ми вопреки божественнымъ и священнымъ правиломъ».
Таким образом украинские епископы задекларировали, что не будут ничего делать «по нужде от сильных лиц», то есть под давлением светских властей. И это очень смелая декларация, ибо власти эти настроены очень решительно.
Также в сообщении о совещании епископата УПЦ Информационно-просветительский отдел УПЦ дает и такую информацию: «В частности, было сообщено, что Константинопольский Патриархат опроверг информацию о том, что канонический механизм преодоления раскола в Украинском Православии уже якобы окончательно согласован, а текст Томоса об автокефалии Украинской Церкви составлен. Не подтвердилось и то, что одностороннее предоставление Украинской Церкви автокефалии должно произойти в ближайшее время или же в какие-то определенные сроки. Вместо этого, архиереи Константинопольского Патриархата засвидетельствовали готовность своей Церкви присоединиться к процессу преодоления украинского церковного раскола в консультации с братскими Поместными Православными Церквями. Для этого в ближайшее время делегация Константинопольского Патриархата встретится с представителями Русской Православной Церкви».
Включение подобных утверждений в официальный документ, подписанный почти всеми украинскими архиереями, дает основания утверждать, что это не выдумка и не попытка выдать желаемое за действительное. И что все это действительно звучало из уст Вселенского Патриарха и членов его Синода. А это значит, что с очень большой долей вероятности можно утверждать следующее:
Первое: никакого, якобы уже составленного Томоса об автокефалии, как о том утверждал, к примеру, архимандрит Кирилл (Говорун) не существует.
Второе: ЕПЦ к 1030-летию Крещения Руси не будет.
Третье: со стороны Константинопольского Патриархата можно ожидать новых предложений по вопросу уврачевания украинского раскола. Слова о том, что Константинополь готов «присоединиться к процессу преодоления украинского церковного раскола в консультации с братскими Поместными Православными Церквями» позволяют сделать вывод о том, что эти предложения будут приемлемы для всех Поместных Церквей. Предложение канонически правильной модели преодоления расколов с которой все согласятся, действительно могло бы поднять авторитет Фанара во всем Православном Мире.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать осторожное предположение, что 1030-летие Крещения Руси пройдет спокойно, без ЕПЦ и с участием представителей Поместных Православных Церквей. Хотя нельзя исключать отдельных провокаций со стороны национал-радикалов. После круглой даты проект ЕПЦ потеряет свою актуальность и в предвыборной повестке дня украинских политических сил отойдет на второй план. А это даст возможность и УПЦ, и Константинопольскому патриархату, и всему Православному Миру без оглядки на «сильныхъ лицъ» спокойно заняться поиском решения проблемы расколов, существующих не только в Украине.
http://spzh.news/ru/zashhita-very/54417-uvrachevaty-raskol-chto-oznachaj...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии