Увещание святого епископа Кесария, или смиренный совет грешника, обращенный в целом ко всем святым и всем священникам
Если бы я, тщательно исследуя себя, обратил внимание на свои собственные погрешности, мою небрежность и невежество, то вероятно, едва ли я решился бы увещать к чему-либо доброму простых людей на приходах, ибо в Писании сказано: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5) и «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). Эти слова Писания чрезвычайно ужасают меня, но также я понимаю, что на моих плечах лежит другое большее и невыносимое бремя, о котором сказано: «Лукавый раб! …для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» (Лк. 19: 22—23). Помышляя об этом, я ужасаюсь, не буду ли я виновен вдвойне, если и словами не наставлю, и делом не исполню [слова Писания].
Поэтому я, будучи бесприбыльным торговцем, со всяким смирением и почтением, отваживаюсь предложить вам, способным и деятельным Христовым купцам, жемчужины Господни, которые я сам, будучи праздным, невежественным, несведущим, ленивым, и вялым человеком, не могу использовать для своей выгоды, по причине своей бездеятельности. Поэтому, когда Господь вознаградит вас неувядающим венцом за то, что Вы принесли много прибыли, пусть и мне будет даровано отпущение грехов вашим заступлением.
С этим вступительным приветствием я предлагаю [вам] со всяческим смирением, все что подобает и необходимо для вашей святости, и умоляю вас Богом, которому Вы непорочно служите, чтобы вы простили мое дерзновение, которое по милости Божией идет к вам от истинного смирения и совершенной любви, и восприняли бы мои просьбы с великодушием, которое дарует вам Господь. Ибо я не дерзаю, словно учитель, учить ученика, ни как проворный наставлять медлительного, но с любовью, как меньший большему, однако же простому и неопытному, дерзаю посоветовать пространным словом, молясь, чтобы то, что, как мы веруем, Божией милостью, вы и всегда делали, теперь старались делать еще лучше. По вашему благочестивому обычаю, ради спасения душ сохраняйте и увеличивайте полезную и необходимую традицию ежедневного чтения во время общих трапез и преподавания слова в церкви. Если же [эта традиция] еще не существует, то пусть вдохновением Христовым по вашему святому усердию ей будет положено начало.
Если же мы хорошо и внимательным сердцем поразмыслим о той серьезной опасности и неподъемной ноше, которая ложится на плечи всех священников; ибо нелегко то, о чем Господь особенно предупреждает через Пророка своих священников: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе» (Ис. 58:1); и еще: «Если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. Но если ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих» (ср. Иез. 3:18—20). И еще, что говорит Апостол: «Памятуйте, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (ср. Деян. 20:31).
Кто же не поразмыслит над этими словами с великим страхом? Ибо если для того, чтобы оправдаться пред Богом, он день и ночь проповедовал Слово Божие людям, что же будет нам, которые или весьма по малу или по долгом времени питаем вверенное нам стадо духовной пищей, и небрежем подавать соль [истинного] учения овцам Божиим? Страшась этого, Апостол добавляет следующие слова: «чист я от крови всех» (Деян. 20:26). О какой крови говорит Апостол что он чист от нее? Ни о какой другой, как о той, о которой Пророк говорит такие ужасающие слова: «Если ты не предостережешь беззаконника от беззаконного пути его, Я взыщу кровь его от рук твоих» (ср. Иезек. 3:18). Конечно, кровь душ, а не телес. Наконец, к словам «чист я от крови всех», как если бы его спрашивали, от какой крови он чист, [Апостол] добавляет: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). Поэтому, словно небесная и духовная труба он так провозвещает своему ученику с великой заботой: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1). И как будто его кто-то спрашивал, почему он выдвигает столь ужасное требование, он добавляет: «Проповедуй слово, настой во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Что иное значит «во время» и «не во время», кроме того, что «во время» — для тех, кто желает, и «не во время» — для тех, кто не желает? Ибо истина должна быть преподана тому, кто желает ее, и должна быть навязана тем, кто не желает.
Я упоминаю об этом, потому что подобает убояться, дабы иные из наших чад не восстали против нас в Судный День, говоря, что мы не запрещали им противозаконное или что мы усердным увещанием не призывали их к законному. И в другом месте [Апостол] говорит: «Занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4:13), совершай дело благовестника» (2 Тим, 4:5). Более того, он восклицает ужасающе: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4). Поэтому, устрашившись таковых слов: «Бремена этого мира соделали их ничтожными», давайте уменьшим наши мирские обязательства насколько это возможно, если мы не в силах полностью их устранить. Тогда мы сможем непрестанно посвящать самих себя [благочестивому] чтению и быть в состоянии исполнить то, что Господь завещал блаженному [апостолу] Петру: «Паси овец Моих» (Ин. 21:17).
Потому говорят, что епископы суть дозорные, поскольку они поставлены на возвышенных местах словно на высочайшей крепости, сиречь поверх Церкви, и были поставлены на алтаре и поэтому должны иметь попечение о граде и о ниве Христовых, то есть обо всей Церкви. Они должны охранять не только широкий свод врат, то есть спасительной проповедью предотвращать серьезные грехи, [p. 228] но также следить за дальними дверьми и маленькими лазейками, то есть непрестанно увещевать о хранении и об очищении от малых грехов, которые ежедневно подкрадываются [к душе] путем поста, милостыни и молитвы. Как усерднейшие возделыватели душ, по подобию виноградарей мирских, со [своего] возвышенного положения они должны тщательно надзирать за виноградником Господним и защищать его от духовных чудовищ или любых диких и нечистых животных. Если же нас не устраивает, что наши виноградари в самом винограднике или за его пределами едят, пьют или спят так много как им хочется, и доверенный им виноградник не стерегут бдительно, и не защищают возгласами и отпугиванием, то как же мы полагаем, будто можем угодить Господу, если мы не стремимся со всяческой заботой посредством проповеди, увещания или упрека защитить стадо Господа Бога нашего, духовный виноградник душ, как мы уже сказали, от злейших зверей и птиц, то есть от диавола и ангелов его.
Поcему нам следует убояться, дабы не было адресовано нам жесткое порицание Пророка: «Все они немые псы, не могущие лаять» (Ис. 56:10). Ибо посредством лаяния псов и пастушечьего посоха должна быть сдерживаема ярость волков.
Ибо ясно, что священники рукополагаются не для того, чтобы быть только распорядителями полей и возделывателями земель, но для того, чтобы упражняться в духовном возделывании душ, о чем говорит Апостол: «Я насадил, Аполлос поливал» (1 Кор 3:6). И еще он говорит: «Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор 3:9). С великим трепетом эти вещи должны принимать во внимание все священники Господни, которым нельзя не знать Божественных законов и канонических определений, по сказанному Апостолом: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (1 Кор. 14:37,38). Посему должно весьма убояться и того, то, что говорит Господь через пророка: «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, что не имели ведения» (Ис. 5:13), и сего: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9), «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его» (Мал. 2:7).
Так и сие написано об облачениях священников, что когда они входят в храм, они должны иметь золотые колокольчики по краям своих облачений. Что иное это означает, как не то, что входя в Церковь, все священники Господни должны непрестанно взывать, то есть проповедовать о последних вещах, то есть о конце мира и будущем Суде. И если они не прекращают возвещать о наградах праведникам и наказаниях грешникам, они могут возвысить праведников к еще лучшему, и отвратить согрешающих от их злых дел через страх о будущих наказаниях.
Таковым взращиванием епископы должны постоянно быть заняты. Ибо многие обретаются таковые, кто могут насаждать или возделывать поля, но весьма немногочисленны и редки те, кто может обеспечить пищу для души. В действительности, едва ли есть кто-нибудь, кроме священников Господних, кому это дело было бы особо заповедано Самим Господом. Одно это священник должен делать самостоятельно, так как без него это не может быть сделано. В самом деле, если хорошо поищем, мы можем найти молодых мирян и клириков, способных возделывать поля, чтобы мы стремились постоянно посвящать себя тому, ради чего мы были рукоположены, боясь сказанного выше: «Бремена этого мира соделали их ничтожными».
Но кто-нибудь может сказать: «Итак, не будем заботиться о делах церковных?» Нам следует иметь попечением о нашем земном имуществе, но не чрезмерно. Нам следует так управлять нашим земным имуществом, чтобы это управление не умалило и не уничтожило заботы о душах. Может быть, кто-то мне снова ответит: «Это глупые слова. Если я не управляю моей маленькой землей сам, я буду испытывать нужду и не смогу ничего давать бедным, особенно, по причине того, что я не могу найти стоящего человека, кто может руководить ее за меня». Мы так утверждаем «для извинения дел греховных» (Пс. 140:4) и если мы нам не хочется делать что-либо, мы говорим, что не можем. Я убежден, что перед Судом Христовым это извинение не сможет нас избавить. Наконец, пусть менее будет собираемо на поле; важнее, чтобы более могло быть собрано в душе через чтение и научение.
Однако скажет кто-нибудь: «Из чего я буду давать милостыню, если я сам не позабочусь о своем поле?» Имей попечение, управляя землею в течении двух или трех часов, но не постоянно делая это, ибо есть мирская, но правильная поговорка, в которой говорится: «Наше сердце не признает двойной заботы». И также: «Человек, который любит то, что не подобает, не полюбит то, что подобает». И Сам Господь говорит в Еванигелии: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Посему следует полагать, что именно по этой причине в Ветхом Законе священники и левиты не были одаряемы земельным имуществом, чтобы они могли постоянно заниматься учением. Однако, так как мы не можем жить без имущества, давайте хотя бы не будем настолько увлечены им, чтобы оно препятствовало нам посвящать себя слову Божию.
Мы не можем, говорят, раздавать более щедрую милостыню. Я прошу ваше боголюбие внимательно отнестись к тому, что я предлагаю. Как вы хорошо знаете, существуют два вида милостыни: одна — это протянуть кусок алчущему, вторая — дать наставление неведущему. Если у тебя есть избытки, из которых оказать телесную помощь, благодари Бога. Но если у тебя нет средств напитать плоть, укрепи душу словом Божиим. Подавать милостыню душам, то есть хлеб учения, особенно подобает священникам. И если священник, по причине прилежания к учению, не имеет из чего подать телесной пищи, то что он не дал, то даст мирянин, даст и язычник, может быть, иудей или кто-либо еще. Но если священник не преподаст наставление, то мирянин не дерзнет сделать это, даже если обладает [знанием].
Итак, хотя я являюсь грешником, нерадивым и слабым, я дерзаю в нижайшем смирении дать гарантию всем священникам, что если по любви к учению они постоянно будут пребывать в чтении и молитве, то никогда они не будут испытывать недостатка средств к оказанию и материальной милостыни, согласно обетованию Господа в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Посему, пусть каждый раздает духовное, и посмотрим, будет ли он когда-либо нуждаться в необходимом из материального. Наконец, удержим Христа Господа узами Его обещания, ибо Он Сам обещал то, о чем я только что сказал: «Ищите прежде царства Божия…».
Если у тебя есть и материальное богатство и богатство учения, так что [для тебя] доступны оба вида милостыни, то благодари Бога. Но если у тебя мало материального имущества, то достаточно милостыни для души, то есть духовного назидания. Посему я умоляю вас, и с великим смирением советую, что всегда, когда необходимо спешить на в поле, постараемся не оставаться там слишком долго. Напротив, как добрые слуги и пригодные пахари Христовы, скорее поспешим возвратиться на духовную ниву и в небесный виноградник, то есть во град или в Церковь, доверенную нам Богом.
Но скажет кто-нибудь: «Я потому прилагаю столько усилий, что хочу давать более щедрую милостыну бедным». Я не осуждаю никого, однако боюсь, что некоторые, по-видимости, занимаются обработкой земли скорее для того, чтобы приготовлять дорогостоящие трапезы, нежели для раздачи милостыни. Однако, мы, боголюбивейшие господа, должны убояться насколько возможно, дабы не было направлено против нас это чрезвычайно жесткое и ужасающее изречение: «Лукавый раб! … для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» (Лк. 19:22,23). Пусть Господь отвратит от нас последующее: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Вот какой приговор услышат священники, которые пренебрегут о проповеди.
Поэтому, чтобы удостоиться освобождения от этого проклятия и праведно сподобиться вечной памяти, давайте проповедовать слово Божие так часто, как можем, не только по важнейшим праздникам, но также в другое время каждый воскресный день. Не только в церкви, но, как я советовал ранее, также и на трапезе нам должно перечитывать Священное Писание. Также при беседе, в собрании людей, в пути и везде, где бы мы не были, давайте отказываться от досужих басен и язвительных шуток, и поспешим сеять слово Божие в сердцах верных и неверных. И так мы удостоимся собрать из доброй почвы плод в сто крат, в шестьдесят крат или в тридцать крат, и с поля, доверенного нашему попечению, не произрастут шипы и сорняки, предназначенные для сжигания, но соберется пшеница, чтобы быть блаженно сложенной в небесный амбар. Послушаем, что тот негодный раб, который не пожелал удвоить полученный талант, дерзнул ответить пришедшему господину своему. Итак, он сказал: «Я пошел и скрыл талант твой в земле» (Мф. 25:25). Что это значит — скрыть талант в земле, — если не то, что слово Божие было подавлено земными попечениями? Так исполняется написанное: «Земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9:15). Так же следует опасаться того, что с нами может случиться написанное в Евангелии относительно семян и плевел: «Выросло терние»,-то есть заботы века сего, — «и заглушило» (Мф. 13:7) что было посажено.
Перевод диакона Александра Андреева
с участием Инны Андреевой (Сапеги)
2012
Святой Кесарий епископ Арелатский (Арльский) 470—543. Церковный деятель и богослов, один из основателей монашеской жизни на Западе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии