Утопленники мирового океана. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото:philenews.com

Литургическое чтение Священного Писания в девятую неделю по Пятидесятнице дает нам богатую почву для размышлений.

Апостол Павел рассказывает о характеристиках духовных стройматериалов: золото, серебро, драгоценные камни, дерево или же солома (1 Кор. 3:9-17). А в Евангельском чтении говорится о том, как апостол Петр стал тонуть, идя ко Христу по водам Генесаретского озера, испугавшись шторма (Мф.14:22-34). Тонул он потому, что в тот момент его душе еще не хватало тех «правильных» стройматериалов, которые давали бы ей возможность удержаться на поверхности бушующего озера. Пробоины страха влекли его на дно.

Мы же с вами уже давно стали утопленниками, даже не заметив этого. Координаты жизни человека в замысле Божием – это когда его ноги (тело) находятся на земле, а голова (ум) – на небе. Мы же погрузились в воды земли настолько глубоко, что даже не различаем лиц друг друга. В своем воображении мы дорисовываем черты других людей, и то, как правило, темными красками. Так, домысливая, додумывая, переживая и унывая, мы влачим свое глубоководное существование, пока не выпадем в осадок на этом самом дне.

В своем воображении мы силимся представить себе, как выглядит восход солнца, свет звезд, полет птиц, лунная дорожка на тихой водной глади, но продолжаем вести жизнь утопленников, бледных от грехов.

Да, конечно, мы часто говорим и думаем о Боге, читаем иногда что-то духовное, ходим в храм, но продолжаем жить на илистом дне глубоководных впадин. Конечно, в своем воображении мы как-то силимся представить себе, как выглядит восход солнца, свет звезд, полет птиц, лунная дорожка на тихой водной глади, но продолжаем вести жизнь утопленников, бледных от грехов. А еще мы надеемся, что когда-нибудь, потом, когда мы умрем, какая-то неведомая сила вынесет нас на поверхность воды, и хотя бы тогда на наше лицо сможет упасть свет солнечных лучей. Но свинцовые, отяжелевшие от мутных вод души, уходят в мрачные глубины, так и не увидев ни света солнца, ни красоты радуги.

Для того, чтобы подняться на поверхность этого житейского моря, необходимо сбросить с души балласт свинцовой тяжести, которая удерживает нас на дне. И дело не только в том, что нужно покаяться, переосмыслить жизненные ценности и приоритеты, начать ловить хотя бы проблески света над своей головой. Это само собой.

Самое сложное в духовной жизни – это отформатировать свое порочное сознание и соединить ум с сердцем, вырвав его у внешнего мира.

Но что нам по-настоящему не дает возможности подняться на поверхность, так это груз наших мыслей. Наши мысли импульсивны, спутаны, беспорядочны, наполнены пристрастиями и ложными оценочными суждениями. Как мощными магнитами, своими помыслами мы притягиваемся ко дну океана, рассматривая ползающих там восьминогих политиков, меняющих окраску в зависимости от почвы, слушая новости морских ежей, с головой уходя в событийный ряд жизни океанского дна и желая всегда быть в курсе всех его событий.

В личной жизни у нас дела идут еще хуже. Страхи, переживания за будущее, боязнь того, чего еще нет, а возможно никогда и не будет. Даже когда мы и пытаемся переключить свое пустомыслие на какие-то светлые тона, то все-равно встречаемся с пустотой обманчивого фосфорного света, думая, что это и есть тот самый солнечный свет, которого всем нам так не хватает.

До тех пор, пока наш ум находится снаружи, мы не можем надеяться на то, что найдем Бога, который ждет нас внутри.

Самое сложное в духовной жизни – это отформатировать свое порочное сознание и соединить ум с сердцем, вырвав его у внешнего мира. До тех пор, пока наш ум находится снаружи, мы не можем надеяться на то, что найдем Бога, который ждет нас внутри. Насколько мы умрем для мира, настолько и оживем для Бога. Это древний закон. Спасение – это состояние всецелой погруженности ума в сердце, а сердца – в Бога. Мало каяться, признавать свои ошибки, читать Евангелие и Причащаться.

Нужно потихоньку, каждый день, мысль за мыслью умирать для греховной жизни этого мира, утончать свое присутствие в нем, делаться прозрачным для любых его игривых красок. Пропускать свет этого мира свозь себя так, чтобы он не нашел в нас поверхности, на которой смог бы отразиться. Пока ветер жизни мира играет на струнах наших мыслей ту или иную мелодию, до тех пор мы не сможем расслышать пение Ангелов в душе. Чтобы услышать Бога, необходима глубокая тишина в сердце.

Пока человек выжимает из мира деньги и наслаждения, мир выжимает из него кровь и жизнь.

Нам нужно понять простую вещь – пока человек выжимает из мира деньги и наслаждения, мир выжимает из него кровь и жизнь. Невозможно сделать так, чтобы свеча горела с двух сторон. Если телесный огонь горит внизу, то сердце мертво и пусто, а ум безумен. Тот, кто успокоил свое сердце, избавился от навязчивых мыслей, укорачивающих жизнь.

«Мечта людей остановить прекрасное мгновение завершается лишь в чистоте и красоте Божественного Духа, в Котором мгновение становится вечностью, не имеющей никакой протяженности, ибо ей некуда устремляться. Свобода духа стремится к тому, чтобы каждое действие человека имело определенную нравственную цель, а каждое слово – глубокий спасительный смысл. Необходимо сделать так, чтобы в духовной жизни действия пребывали в согласии с сердцем, а ум – в согласии с духовным рассуждением, а само сердце исключило бы всякие импульсы и эмоциональные срывы» (Старец Симеон Афонский).

Пока мы живем исключительно в обрядовой парадигме православия, мы еще далеки от спасения. Обряд, традиция – это чаша, но главное не она сама, а то, что она в себе содержит. Нектар Благодати – вот что должно быть смыслом и целью всех наших духовных стяжаний и молитвенных практик. Многоразличные дары благодати и есть то золото и драгоценности, из которых апостол Павел призывает строить храм нашей души.

И дай Бог, чтобы во время проверки огнем, она не оказалась сделанной из соломы.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/64366-utoplenniki-mirovogo-okeana