Утешитель и наше сиротство. Митрополит Антоний Сурожский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Утешитель и наше сиротство

Известно, что Святой Дух является еще и Параклитом – Утешителем. Это слово в греческом языке богато значениями. Оно обозначает Того, Кто приносит утешение. Того, Кто приносит крепость. Того, Кто приносит радость – все три эти характеристики очень важны. Утешитель – это Тот, Кто приносит утешение тем, кто может сказать вместе с апостолом Павлом: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» – для меня жизнь есть Христос, без Христа нет для меня жизни, и, следовательно, смерть – это приобретение (см. Филипп. 1:21 и Рим.7:24). Он несет утешение тем, кто способен почувствовать свое сиротство – сиротство от того, что Христос покинул наш видимый мир, сиротство из-за отсутствия Его видимого конкретного облика, того, в котором Он был среди Своих учеников, когда пребывал во плоти. Мы – сироты, сколько бы Христос не находился рядом с нами, сколько бы мы не чувствовали, как постепенно соединяемся с Ним, пока этот процесс не завершился, пока Церковь и человечество не стали, на самом деле, по сути и воистину Вселенским Христом, в нас живет тоска и томление, а также чувство, что мы остались сиротами и нуждаемся в ком-то, кто был бы с нами и утешал бы нас, поддерживал и укреплял бы нас. И действительно, именно Святой Дух щедро одаряет нас силами: силами выдержать это состояние сиротства, силами жить в мире, в который мы были посланы жить со Христом, а оказались столь далеки от Него, силами жить в мире, несмотря на то, что вынуждены быть в нем, хоть и не рождены им.

В нашей душе живет скорбное раздвоение, печальное чувство, что мы принадлежим двум мирам, которые должны были соединиться в нашей душе, подобно тому, как их соединил Христос.

И последнее: Святой Дух есть Лицо, дающее нам радость, радость познания Христа, радость участия в жизни Божией, радость человека, пребывающего живым благодаря тому же именно Святому Духу. Следовательно, прежде всего мы ощущаем присутствие Святого Духа, если мы имеем достаточно веры, чтобы осознавать разлуку (относительную, однако реальную) с Христом, если мы имеем достаточно веры, чтобы тосковать по близости со Христом, которой мы не обладаем, но для которой мы предназначены. Именно Святой Дух даст нам силы выдержать любые испытания – а испытаний будет много и самых разных – и несмотря на то, что мы сиры и нас одолевают искушения, надлежит нам радоваться, как умел радоваться и апостол Павел среди гонений, мучений, голода и страха. Именно Святой Дух являет то, что присуще Христу – Его учение, и более всего познание Бога, познание Отца. В Своих последних словах ученикам Своим Христос говорит, обращаясь к Богу: «И Я открыл им имя Твое» (Иоанн. 17: 26). А если вы прочитаете этот фрагмент внимательно, вы увидите, что Имя Божие – это Любовь, Истина, Жизнь – и все это должно быть понято, должно быть открыто людям. И Христос, говоря об Отце, свидетельствует: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоанн 17: 10). Таким образом, Дух Святой, открывая нам, что есть Христос, открывает нам глубины Божества.

Знамение грядущего мира.

Апостол Павел говорит, что придет время, когда мы познаем, подобно тому, как мы познаны. И это начинается сейчас. И в этом смысле, Святой Дух вновь является знамением грядущего мира, грядущих времен.

Я уже не раз говорил, что Конец Света, в определенном смысле, настал тогда, когда Христос, воплотившись, пришел в мир, и, одновременно, Конец еще предстоит нам, он еще в будущем. Но между двумя Христовыми пришествиями, между смирением и беззащитностью первого пришествия и славой второго, есть все возрастающее познание Божие в сердце, в разуме и во всем существе каждого христианина. И это познание есть познание, которое не может быть полученным из этого мира, но приходит к нам от самого Бога. Оно находится в измерении вечности. Оно находится в измерении времени, соединяющего нас. Оно находится в измерении последнего и высшего исполнения. Святой Дух – это знак, это знамение того, что вечность выплескивается, подобно водопаду, во время, и время пропитывается ею. Воспользуемся словами Оливье Клемана: когда мы говорим сейчас о времени, мы находимся в категориях Халкидонского догмата, подтвердившего, что Бог и Человек соединились в одно во Христе. Точно также – пользуясь аналогией, насколько время исполнено вечностью, настолько и вечность принимается за время. Они сейчас нераздельно соединены, способом, невиданным до пришествия Христа и сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Святой Дух есть Дух Истины, открывающий нам Христа как Истину и позволяющий нам прозревать Истину в той степени, в какой она может быть выражена словами Святого Писания.

Наш опыт подсказывает нам, что прозорливость духа является, возможно, вторым по значению после любви даром Божиим человеку. И по этой причине, по причине того, что Святой Дух соединяет нас с Господом Иисусом Христом таким неописуемым и удивительным способом, Он учит нас также звать Бога Небесного «Отче», «Отче наш». Возможно, он учит нас так делать из-за общности, устанавливаемой между нами и Христом, общности, приводящей нас постепенно ко времени, когда человечество достигнет вершины своего развития, когда каждый из нас вырастет в полную меру того своего величия, которого он был призван достичь, и когда все мы вместе, в единении со Христом, исполненные Святого Духа, станем тем, что святой Ириней Лионский называет Τοtus Christus, весь Христос, о котором уже с первого века говорит святой Игнатий Антиохийский. И когда мы станем Τotus Christus, тогда с Единородным Сыном Божиим мы станем – и это, наверное, самые дерзновенные слова святого Иринея – Единородным Сыном Божиим.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

http://www.pemptousia.ru/2015/01/утешитель-и-наше-сиротство/