Утерянный и обретенный. Екатерина Иванова
Орудие чудовищной казни и «спасения нашего главизна» — Честный Животворящий Крест Господень — был утерян в первые века христианства. Не осталось даже сведений о месте, где могла бы быть укрыта эта драгоценная реликвия. Не было доподлинно известно, сохранилась ли она. И только подвиг веры и благочестия святых равноапостольных Константина и Елены вернул христианам эту великую святыню. Память об этом — Обретение Честного Креста — Православная Церковь отмечает 19 марта (по н.ст.).
Почему Крест был утерян?
Согласно иудейской традиции, камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными. Это означает, что и Крест Господень нужно было бы искать в гробе Спасителя, недалеко от места Его Воскресения. Однако в отношении Господа упомянутое предписание не было исполнено. Вероятно, по двум причинам: потому что Он был предан смерти не по иудейскому, а по римскому законодательству, и потому что преисполненные великого благоговения Его ученики не решились положить рядом с пречистым телом Учителя орудие казни.
Вероятнее всего, все три креста, на которых были распяты Господь и два разбойника, были зарыты вблизи места казни Спасителя. Не подлежит сомнению, что первые христиане с благоговением хранили память о месте, где находилась эта величайшая святыня, однако историческая катастрофа — разрушение Иерусалима Титом в 70 году — до неузнаваемости изменила ландшафт города и окрестностей: Иерусалимский храм был разрушен до основания, а священное место распятия засыпано мусором. Нужно отметить, что уничтожение христианских святынь не было стихийным. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского, враги христиан совершенно сознательно осквернили Голгофу: засыпали пещеру Гроба Господня, насыпь замостили камнем, а сверху водрузили идол богини сладострастия Венеры. Это капище было построено по приказу императора Адриана в 130-х годах, что привело к мятежу среди местного населения.
Таким образом, Крест Господень был сокрыт от христиан на протяжении всего периода гонений.
«...Сим побеждай!»
До IV века крест не был общепризнанным символом христиан. Это и не удивительно. В период гонений делать изображения креста было опасно, и не только потому, что ношение этого знака могло стать причиной тюремного заключения и смерти, но и потому, что сам крест могли подвергнуть осквернению. Первые христиане использовали вместо него другой символ — изображение рыбы. Это была своеобразная филологическая загадка, которую вряд ли могли расшифровать непосвященные. Дело в том, что слово «рыба» (по-гречески — Ίχθύς) состояло из первых букв выражения фразы «Ίησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Тайным символом-пропуском для христиан на место их встреч стало изображение двух рыб по обе стороны от вертикального якоря с верхушкой в виде креста. Кроме того, крест можно было «угадать» в некоторых других аллегорических изображениях, найденных в римских катакомбах II-IIIвеков.
Утверждение креста как общепринятого символа христиан связано с именем святого равноапостольного царя Константина и его матери — святой равноапостольной царицы Елены.
Согласно историку Евсевию Кесарийскому, Константин перед решающей битвой с жестоким римским диктатором Максенцием удостоился видения чудесного знамения. Евсевий так передает нам его слова: «Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: “Сим побеждай!”». Не удивительно, что император, одержавший самую решительную победу в своей жизни под водительством Креста Господня, во время своего правления стремился воздать этой святыне особые почести.
В истории Церкви император Константин сыграл исключительную роль. Хотя он и не был христианином с рождения и в юности жил при дворе императора Диоклетиана — злейшего гонителя христиан, он всегда питал глубочайшее уважение к единоверцам своей матери. Именно император Константин изданием Миланского эдикта в 313 году положил конец кровавой эпохе гонений на христиан и провозгласил свободу совести как краеугольный камень внутренней и внешней политики Римской империи. Именно он стал инициатором проведения Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. И именно по его просьбе мать, святая Елена, отправилась в 326 году в Палестину, чтобы вернуть Честный Животворящий Крест Господень христианам.
Путешествие святой Елены
Мать будущего правителя величайшей христианской империи родилась в небольшом городке Дрепан в Вифинии (теперь на этом месте находится маленкая турецкая деревня Херсак).
В юности святая Елена помогала своему отцу — держателю небольшой придорожной гостиницы — разливать вино, пока посетители меняли лошадей. Именно здесь, за трактирной стойкой, ее и увидел будущий отец Константина Великого — Констанций Хлор. В начале 270 года она стала его женой — или, по другой версии, конкубиной, то есть официальной сожительницей. В языческом обществе, которое было весьма далеко от норм христианской морали, такое сожительство не считалось постыдным. Наиболее распространенная версия гласит, что Елена и Констанций поженились вскоре после рождения их сына.
Констанций Хлор сделал блестящую карьеру, что было совсем не удивительно в те времена, когда простой солдат мог стать императором, как, например, император Диоклетиан, проложивший себе дорогу к трону силой оружия. Однако управлять огромной империей солдату было непросто. Поэтому вскоре после начала своего правления Диоклетиан разделил империю на четыре части и выбрал себе соправителей, которые контролировали бы эти территории. Одним из них и стал Констанций. Увы, пурпурная мантия цезаря «стоила» недешево: Констанцию было приказано развестись с Еленой, чтобы породниться с еще одним соправителем империи — августом Максимианом Геркулой, женившись на его падчерице Феодоре.
У нас нет никаких сведений о том, как пережила этот горький разрыв святая Елена. Вероятнее всего, она жила тихо и уединенно, даже не предполагая, что Господь уготовал для нее великое будущее.
В 324 году святой Константин провозгласил свою мать августой. А спустя два года она, будучи уже в весьма преклонном возрасте (ей было тогда около восьмидесяти лет!), отправилась в паломническую поездку в Иерусалим — с целью найти тот самый утерянный Крест, который, просияв над Римской империей, помог ее сыну одержать блестящую победу над врагами христианства.
Святая Елена повелела разрушить мерзкое капище, воздвигнутое над местом казни Господа, и там обнаружила три креста, а также табличку и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни.
Чтобы узнать, на каком именно из трех крестов был распят Господь, их поочередно прикладывали к тяжелобольной женщине. При прикосновении к одному из них женщина выздоровела, и все собравшиеся прославили Бога, вернувшего христианам символ их спасения.
Ученые не могут с научной достоверностью установить, какой формы был Крест, на котором распяли Спасителя. Дело в том, что святая Елена нашла лишь две отдельные перекладины, пазов на них не было, и невозможно определить, как именно они крепились друг к другу. Он мог иметь форму буквы «Т», мог быть четырехконечным или восьмиконечным.
Разделение святыни
После обретения Честного Животворящего Креста Господня император Константин начал обширное строительство храмов в Иерусалиме, чтобы воздать христианским святыням должное поклонение. Три храма на Святой Земле были основаны святой Еленой: это Храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе.
Место обретения Креста Господня, согласно преданию, находится в приделе Обретения Креста храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Оно отмечено красной мраморной плитой с изображением православного креста. Чтобы попасть в этот придел, нужно спуститься вниз по металлическим ступенькам на два этажа ниже основного уровня.
Где же сейчас находится великая христианская святыня? Святая Елена разделила Крест Господень на две части. Одну она направила своему сыну в Константинополь, а вторую оставила для поклонения в Святом городе. К сожалению, обе части святыни были утеряны вновь. Иерусалимская часть Креста исчезла в битве при Хаттине в 1187 году, когда Иерусалимское королевство крестоносцев было разгромлено мусульманскими армиями под началом Саладина. Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Однако до утраты Честного и Животворящего Креста Господня от него много раз отделяли частички разного размера, которые и сейчас можно встретить в некоторых храмах и монастырях.
Газета «Православная вера» № 05 (553)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/uteryannyjj-i-obretennyjj
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии