УСТАВНЫЕ УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время[1], содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее.

1. Установлена 40-дневная продолжительность поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Подобаетъ ведати: яко заyтра начинaемъ постъ къ Рождеству Христову.

<…>

[25 декабря, последнее «зри»]: На трапезе утешeние брaтии великое… Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо, монaси на сыръ и яица… Отъ Христова Рождества и до святыхъ Богоявлений, никaкоже постъ, ни коленопоклонения бывaютъ.

Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (в ΧΧ–XXI вв. эта дата соответствует 28 ноября по григорианскому календарю), а 25 декабря (по юлианскому календарю; по григорианскому календарю в ΧΧ–XXI вв. это 7 января) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по юлианскому календарю), или ровно 40 дней[2].

2. Предписано в одни дни недели поститься строже, чем в другие:

[Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобaетъ ведати: Яко въ постъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елeй и вино точию. Въ понедельникъ, въ срeду и пятокъ ни елeа вкушaемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъ въ тыя дни сухоядeние. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы.

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должни есмы въ сeй месяце сохраняти въ коейждо седмице три дни, постяшеся отъ елeа и вина, понедельникъ, срeду и пятокъ.

Как наиболее строгие указаны понедельник, среда и пятница: положено вкушать только раз в день, пищей должно быть «сухоядение»

Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В эти дни положено вкушать пищу только раз в день, пищей должно быть «сухоядение» (буквально – «невареная пища», в старой русской практике под этим понималась просто холодная еда), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

3. Праздники отмечаются снижением строгости поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того пaмять разрешaемъ, и творимъ за любовь святому прaздника его рaди, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декeмвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 дeнь. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ срeду и въ пятокъ, разрешaемъ точию на елeй и вино, рыбы же не ядимъ, кроме хрaма. Аще ли единому отъ сихъ во обители хрaмъ, разрешaемъ на рыбу и вино. Введeние же Богородицы въ кийлибо дeнь случится, аще въ срeду, или пятокъ разрешaемъ и на рыбы.

Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников:

А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется, как в субботы и воскресенья (безусловно разрешается рыба);

Б) на праздники почитаемых святых: апостола Матфея (16 ноября ст. ст. / 29 ноября н. ст.), священномученика Климента Римского (25 ноября ст. ст. / 8 декабря н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), апостола Андрея Первозванного (30 ноября ст. ст. / 13 декабря н. ст.), великомученицы Варвары (4 декабря ст. ст. / 17 декабря н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5 декабря ст. ст. / 18 декабря н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6 декабря ст. ст. / 19 декабря н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9 декабря ст. ст. / 22 декабря н. ст.), святых пророка Даниила и отроков Вавилонских (17 декабря ст. ст. / 30 декабря н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20 декабря ст. ст. / 2 января н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу – растительное масло и вино;

В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), по мере ослабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день).

4. Рождественский пост разделен на два или три периода:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же устaвы отъ 9-го числа декeмвриа повелевaютъ поститися, и на рыбы не разрешaти, кроме субботъ, и недель, и хрaма святого. Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы.

В первой из этих двух фраз можно увидеть скрытый призыв, со ссылкой на «некоторые уставы», несколько усилить пост после праздника зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной – а именно полностью прекратить вкушение рыбы в дни с понедельника по пятницу, невзирая на памяти почитаемых святых (за исключением одних лишь престольных праздников).

Вторую фразу нередко понимают в смысле соблюдения строгого поста в последние пять дней перед Рождеством Христовым, с 20 по 24 декабря (ст. ст., по н. ст. – со 2 по 6 января). Однако славянское выражение «от 20-го» числа следует переводить как «после 20-го», исключая само это число. Это следует как из предыдущей фразы (где также использовано выражение «от 9-го», но 9-е, несомненно, праздничный день), так и из процитированного выше указания об ослаблении поста именно 20 декабря.

5. Последний день поста – «сочельник» – имеет свой особый устав пощения:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 25 декабря]: При часе 7-мъ дне… начинaемъ вечeрню … По опyсте же… входимъ въ трапeзу, и ядимъ варeние со елeемъ, рыбы же не ядимъ. Вино же пиeмъ, благодаряще Бога.

[Там же, 1-е «зри»]: Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю… литургия бывaетъ во свое врeмя… По отпущeнии же снедaемъ по уломку хлеба, и от вина вкушaемъ мaло, и отходимъ въ келлии свои. При часе же 7-мъ дне начинaемъ вечeрню… По отпyсте же… входимъ въ трапeзу и ядимъ совершeнно: рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутию съ мeдомъ: испивaемъ же и віна въ слaву Божию: въ неимyщихъ же странaхъ пиeмъ пиво.

Трапеза в сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, «в неимущих странах», пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы – примерно в 15–16 часов по современном счету времени. Если же сочельник попадет на субботу или воскресенье, то после обычной утренней литургии вместо обеда разрешается лишь съесть ломоть хлеба и выпить немного вина и дальше ждать до вечера полноценной трапезы с традиционным сочивом.

6. Указания Типикона отчасти противоречивы

Противоречивость указаний Типикона в отношении Рождественского поста особенно ярко проявляется в несоответствии описанных в 48-й главе правил об ослаблении поста в дни памяти святых (см. пункт 3 выше) аналогичным правилам в 33-й главе:

Подобaетъ ведати: Яко въ постъ… Христова Рожества… Аще случится святой во вторникъ, или въ четвертокъ имеяй славословие, ядимъ рыбу: Аще въ понедельникъ, подобне. Аще среда и пятокъ, разрешaемъ на елeй и віно точию: ядимъ же единою днeмъ. Аще ли святой имеяй бдение, въ срeду, или пятокъ, разрешaемъ на елeй и віно и рыбу.

Здесь предлагается иной, по сравнению с 48-й главой, подход к определению степени празднования святых: вместо списка из конкретных дат предлагается опираться на стандартную классификацию памятей Минеи («славословие», «бдение», ср. гл. 47 Типикона), причем уже «славословным» – то есть даже не обязательно входящим в число наиболее почитаемых – святым усваивается право делать день менее постным, а та степень торжественности, которая, согласно 48-й главе, подобает только престольным праздникам, здесь принадлежит уже всем «бденным». Но еще более важно в 33-й главе то, что она не считает понедельник подчеркнуто постным днем, равным среде и пятнице, и помещает его в один ряд со вторником и четвергом.

Но и сама 48-я глава, проведя противопоставление между понедельником, средой и пятницей, с одной стороны, и менее строгими вторником и четвергом – с другой, тут же уравнивает все эти дни между собой в тех случаях, когда вместо «Бог Господь» на утрене поется «Аллилуия»:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 3-е «зри»]: Аще ли случится во единъ отъ пяти днeй седмицы, еже есть от понедельника до пятка… Егдa же въ тыя дни случится Аллилyиа, творимъ единою днeмъ ясти: поeмъ же все возследование съ поклоны, якоже и въ великую четыредесятницу. Часы же поeмъ съ междочaсиемъ, без псалтири и без чтeния, и все возследование поeмъ съ поклоны, якоже во святую м-цу: тогдa же и ядимъ единою днeмъ сухоядeние.

Впрочем, здесь противоречие может быть снято ссылкой на то, что в современной практике служба с «Аллилуия» совершается почти исключительно Великим постом.

Наконец, несколько двусмысленным выглядит упоминание «нецыих уставов» во 2-м «зри» той же главы Типикона: остается недосказанным, что же все-таки думают сами составители устава относительно практики усиливать пост после праздника Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной?

7. Указания Типикона имеют в виду монахов:

При внимательном чтении не остается сомнений, что предписания Типикона о мере поста, времени и составе трапезы и т.д. относятся по преимуществу к монашествующим. Все рассуждения о посте отнесены к «братии», то есть монахам, постоянно проживающим в монастыре. Описательное обозначение престольных праздников: «Аще во обители [есть одноименный] храм», также указывает только на монастырь. О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова: Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: Разрешaемъ убо миряне на мясо…

Таким образом, несмотря на детально проработанный устав Рождественского поста в принятом ныне в Русской Церкви Типиконе, в котором есть место и дням строгого пощения, и многочисленным послаблениям постовой дисциплины по различным поводам, при внимательном его чтении возникают несколько вопросов: как возник этот устав; можно ли объяснить содержащиеся в нем противоречия; почему пост имеет несколько этапов; насколько его устав применим к условиям жизни в миру?

Возникновение и развитие Рождественского поста

«Зерном, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления»

По мнению И.Д. Мансветова, выдающегося русского ученого, профессора гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии († 1885), «зерном или точкою отправления, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления»[3]. Это предположение выглядит очень правдоподобным. Во-первых, Рождество Христово и Богоявление изначально составляли единый праздник; во-вторых, пост в Богоявленский сочельник существует до сих пор. Без сомнения, образцом для этого поста послужил раннехристианский пасхальный пост, заключавшийся в воздержании от какой-либо пищи в течение суток или более[4]. С разделением Рождества и Богоявления на два самостоятельных праздника Рождество приобрело свой собственный сочельник, а вскоре – и несколько дней подготовительного поста.

Так, уже святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о приготовлениях к Рождеству Христову, начинавшихся за пять дней до праздника:

О блаженном Филогонии… Сказано за пять дней до Рождества Христова [= CPG № 4319]: Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать[5].

В этих словах обычно усматривают указание на существование пятидневного поста перед Рождеством Христовым уже в начале V века. Скорее всего, такая интерпретация вполне верна; впрочем, святитель все-таки прямо не говорит о воздержании от пищи. Он лишь сетует на то, что его слушатели «за несколько дней до наступления праздника вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество всяких приготовлений и всячески наряжают и украшают самих себя»[6], призывая вместо всего этого очистить свою душу и примириться с обидчиками.

С V века на латинском Западе постепенно развиваются обычаи, связанные с соблюдением Адвента (букв. Пришествие) – периода подготовки к празднованию Рождества, с особыми богослужениями, соблюдением поста (первоначально – в выборочные дни, позднее весь Адвент либо только в его первую неделю), – введенным в ΧΙ веке запретом на заключение браков в этот период[7].

На Востоке же полностью однозначные свидетельства о Рождественском посте относятся только к IX–X векам. Особенно ценна информация о практиках Константинополя и Палестины, поскольку именно они легли в основу последующей православной традиции. В Константинополе о посте перед праздником Рождества Христова мимоходом упоминается в «Томосе единения», знаменитом соборном документе 920 года, посвященном проблеме повторных браков и вошедшем в корпус канонического права Православной Церкви. К сожалению, в тексте «Томоса единения» говорится лишь о том, что «…дню Рождества Христа и Бога нашего… [как и двум другим праздникам: Пасхе и Успению]… предшествует пост»[8], без уточнения его продолжительности. Зато в палестинском календаре церковных праздников, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34, X в., пост перед Рождеством предписано начинать уже 30 октября, что говорит о его продолжительности в целых 8 недель; впрочем, здесь этот пост – лишь один из целого ряда подобных 8-недельных постов перед другими праздниками (фактически, они обнимают собой весь год целиком), что ставит под сомнение его исполнение на практике[9].

В дореволюционной литературе (равно как и в многочисленных заметках уже нашего времени, копирующих оттуда свою информацию) в связи с возникновением Рождественского поста встречаются также ссылки на сочинение «О трех святых Четыредесятницах», приписываемое святителю Анастасию, патриарху Антиохийскому (VI в.), и/или каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, патриарху Константинопольскому (IX в.). Если бы эти атрибуции были достоверны, можно было бы утверждать о наличии данных о Рождественском посте старше Χ века. Однако, к сожалению, обе атрибуции – ошибочны[10]. В сочинении «О трех святых Четыредсятницах» содержится упоминание «семи Вселенских Соборов», что сразу делает невозможным возникновение этого сочинения ранее ΙΧ века, а другие детали указывают на XI или даже XII век как время возникновения этого текста[11]. В свою очередь, ядро сборника канонов, приписываемых святителю Никифору Исповеднику, сложилось только на рубеже X–XI веков и затем многократно дополнялось. На то, что эти каноны не подлинны, указывают, во-первых, их большая вариативность в рукописях, а во-вторых, полное отсутствие ссылок на них в трудах главных византийских знатоков канонического права: Алексия Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона[12].

Более того, Феодор Вальсамон (ок. 1140 – после 1199), в конце жизни номинально являвшийся патриархом Антиохийским (1193–1199; территория Антиохийского Патриархата находилась в то время под властью крестоносцев, а сам Феодор постоянно проживал в Константинополе), прямо признает, что никаких древних канонов, упоминающих Рождественский пост, не существует[13]. В своем послании жителям Антиохии он пишет, что «в царствующем граде [Константинополе] монашествующие и многие из проживающих в этом [городе мирян]… перед Рождеством Христа и Бога соблюдают сорокадневный пост», и советует взять эту практику за образец; однако строго обязателен, по его мнению, только пост последних пяти дней перед праздником[14].

Единственным зафиксированным письменно каноническим обоснованием Рождественского поста в глазах Феодора Вальсамона было современное ему постановление Синода Константинопольской Церкви под председательством патриарха Луки Хрисоверга (занимал кафедру с 1156 по 1169 гг.). Текст этого постановления не сохранился (№ 1089 по каталогу В. Грумеля в редакции Ж. Даррузеса[15]; точная дата его издания неизвестна, часто упоминаемые в публикациях даты 1166 либо 1168 г. не могут быть подтверждены), но сам Феодор Вальсамон цитирует патриарха Луку следующим образом:

«[Коль скоро], как сказал сам святейший патриарх, продолжительность [Успенского] поста и поста, который бывает перед Рождеством Христовым, не указана в каком-либо письменном [источнике], нам следует придерживаться неписанного церковного предания и соблюдать пост [перед Успением] после 1-го августа, а [перед Рождеством] – после 14-го ноября. Если же телесные болезни не позволяют [кому-либо] поститься, то с разрешения епископа указанное [количество] дней может быть сокращено, ибо такой [подход] также следует из неписанного церковного предания»[16].

Феодор Вальсамон: «Обязательно поститься в течение пяти дней; те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан»

К этим словам Феодор Вальсамон прибавляет:

«Я же, рассмотрев впоследствии, откуда и как были установлены два указанных поста – а именно, [посты перед] Успением [Пре-]святой Богородицы и Рождеством Христа и Бога нашего, а также еще и пост, совершаемый перед праздником святых Апостолов, и пост перед Преображением, – и обязаны ли мы [с канонической точки зрения] их соблюдать и в течение какого количества дней, установил, что само их [соблюдение] является обязательным, но продолжительность [этих постов] – не для всех одна и та же, как в случае с Великой Четыредесятницей. Напротив, перед указанными праздниками все [вообще] верные – и миряне, и монахи, – обязательно должны поститься в течение [только] пяти дней, причем те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан; монахи же, подчиняющиеся ктиторским Типиконам [своих монастырей], должны поститься дольше, а именно, [начинать посты сразу] после [Недели] Всех святых и после 14 ноября и [во всем] должны точно следовать своим ктиторским Типиконам, ибо это канонично и спасительно. Ну а миряне, добровольно постящиеся таким же [образом], достойны благодарности»[17].

Процитированные слова взяты из комментария Феодора Вальсамона к 3-му вопросоответу патриарха Константинопольского Николая Грамматика. Еще один случай обращения к той же теме содержится в ответах Вальсамона на вопросы патриарха Александрийского Марка III. Последний, в частности, спросил: «Являются ли обязательными посты [перед] праздниками святых апостолов и Христова Рождества, и Успения [Пре-]святой Богородицы, и [Преображения] Спасителя или же [их несоблюдение] простительно и не имеет значения?» (Вопрос 55). Ответ был следующим:

«Необходимо соблюдать посты перед следующими четырьмя праздниками: святых апостолов, Рождества Христова, Преображения Христа Бога нашего и Успения Пресвятой Богородицы, но только пятидневные, ибо сорокадневным [обязан быть] только единственный пост, относящийся к святой и великой Пасхе. Но если кто-то постится больше пяти дней перед праздником святых апостолов и праздником Рождества Христова – либо по собственному желанию, либо по предписанию ктиторских Типиконов, – тому честь и хвала… Те же, кто не постятся перед каждым из этих четырех праздников [хотя бы в рамках] обязательного для всех [количества дней], должны подвергаться исправлению посредством большой епитимии»[18].

Таким образом, Феодор Вальсамон трижды касается темы Рождественского поста – в комментарии на канонические решения Константинопольского патриарха, в ответе Александрийскому патриарху и в собственном письме пастве Антиохийского Патриархата, что затрагивает все древние греческие Патриархии, за исключением Иерусалимской (где посты, как мы увидим ниже, и так соблюдались особенно строго). Все это говорит о наличии в православном мире XII века некоторой неопределенности вокруг соблюдения малых постов, приводившей к спорам и разногласиям. Явно полемический характер носит уже упомянутое выше сочинение «О трех святых Четыредесятницах»[19], что подтверждает его сравнительно позднюю датировку. Установление малых постов здесь приписано непосредственно апостолам[20]. В частности, Рождественский пост в этом памятнике представлен как исполнение просьбы апостола Филиппа, который якобы нарушил заповедь Божию, когда во время своей казни подверг мучителей проклятию, отчего был лишен на сорок дней доступа в рай, на протяжении которых попросил поститься за него, – все это, разумеется, представляет собой чистой воды апокриф.

Следы имевшей место вокруг постов полемики видны и из существования целого ряда переделок вопросоответов патриарха Николая Грамматика[21], и из их отголосков на Руси[22]и т.д. Лишь в XIII–XIV веках сорокадневный пост перед Рождеством Христовым становится, под влиянием монастырских уставов (т.е. тех «ктиторских Типиконов», о которых пишет Вальсамон), общеправославной нормой.

Традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым – явно старше XII и даже X века

Впрочем, сама по себе традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым – явно старше XII и даже X века. Уже в студийском Ипотипосисе 2-й половины IX века она представлена как сама собой разумеющаяся. И здесь, и в ряде других подобных памятников пост перед Рождеством Христовым нередко даже обозначается просто как «Филиппов» – иными словами, он должен начинаться сразу после 14 ноября и, тем самым, продолжаться 40 дней[23]. При этом в Типиконах хорошо прослеживается тенденция к увеличению строгости самого поста. Так, если в оригинальном студийском Ипотипосисе постные дни этого периода имеют две трапезы, с двумя блюдами – из овощей, с растительным маслом, и из бобовых, без масла, – и двумя чашами вина, то уже в его чуть более поздней переделке, осуществленной в монастырях Южной Италии, говорится лишь об одной трапезе в такие дни[24]. А в составленном в конце Χ века Диатипосисе преподобного Афанасия Афонского, также представляющего собой переделку студийского Ипотипосиса, к предписанию об одной трапезе в постные дни добавляется запрет на вкушение растительного масла и вина по понедельникам, вторникам и средам[25]. Здесь следует отметить, что под «постными» днями студийский Ипотипосис понимает не весь период Рождественского поста, но только те его дни, когда не отменяется служба часов; в дни же праздников, почитаемых святых, суббот и воскресений Ипотипосис дозволяет вкушать не только рыбу, но и молочное и яйца. Особняком стоит сочельник Рождества, когда после вечерни и Литургии на трапезе предлагается рыба, без молочного (а если он совпадет с субботой и воскресеньем, то утром в этот день, после обычной Литургии, бывает еще и дополнительная трапеза: сочиво и хлебом с вином)[26]. Со 2-й половины ΧΙ века в Византии набрало силу движение за обновление и возрождение монашеской жизни, одним из главных представителей которого был Евергетидский монастырь в Константинополе. В Евергетидском и зависящих от него Типиконах Рождественский пост становится еще немного строже: исчезают оговорки о возможности вкушать молочное в праздничные дни, вкушение рыбы ограничивается узким кругом праздников, из которых исключается вечер сочельника (а при совпадении сочельника с субботой или воскресеньем вместо сочива предлагается вкушать только хлеб). Примерно те же указания мы видим и в Иерусалимском уставе, начиная с его древнейших редакций и заканчивая принятой ныне в Русской Церкви.

При этом и в позднейшую эпоху кое-где могли сохраняться следы более старых практик: например, в Типиконе монастыря святого Иоанна Крестителя на горе Меникио[27], составленном в 1332 году, монашествующим предписано питаться только один раз в день лишь после праздника святителя Николая[28]; иными словами, первую половину поста проводили согласно старой студийской практике, а вторую – согласно более поздним и более строгим традициям. Фактически наследием студийской традиции – возможно, еще со времен Киевской Руси – является украинский обычай готовить в Рождественский сочельник так называемые «двенадцать блюд»: «кутю» (сочиво), постные вареники, постный борщ с грибами и т.д., но также и жареную рыбу[29].

Интересный материал для истории Рождественского поста могло бы дать изучение древнейших источников о нем у нехалкидонитов. В отсутствие детального исследования этой темы можно отметить лишь следующее. У армян пост перед Богоявлением (которое не отделено от Рождества) продолжается пять дней (c 1 по 5 января н. ст.) – то есть именно столько, сколько указывает Феодор Вальсамон; при этом он предваряется еще двумя постами: с 19 по 23 ноября и с 10 по 14 декабря, первый из которых (если не оба), вероятно, возник в эпоху крестовых походов под прямым влиянием латинского Адвента. У коптов Рождественский пост продолжается 43 дня (с 25 ноября по 6 января н. ст.), причем первые три дня осмысляются как позднейшее прибавление, так что без них продолжительность поста совпадает с православным; имеются данные об установлении сорокадневного поста перед Рождеством коптским патриархом Христозолосом в XI веке – возможно, под византийским влиянием. Некогда сорокадневный Рождественский пост практиковался и у сиро-яковитов, впрочем, он был быстро сокращен до 24 или 25 дней, а с 1946 года, по решению сиро-яковитского патриарха Ефрема I Бар Саума, его продолжительность установлена в 10 дней.

Устав о Рождественском посте в современном Типиконе
в свете данных дониконовских изданий

Мы уже видели, что указания современного Типикона о Рождественском посте относятся к двум различным разделам книги: Месяцеслову (глава под 14 ноября) и дисциплинарному уставу (глава «О разрешении всего лета»), причем между ними имеются некоторые противоречия. То же наблюдается и в дониконовских изданиях «Ока церковного».

Указания о посте в составе Месяцеслова там – почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причем вместо дат праздников (см. первую часть настоящего очерка, параграф 3, пункт Б) имена почитаемых святых указаны явным образом[30]. Единственное отличие – исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни, ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу[31].

Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трех дониконовских изданий (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого[32]; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода – до памяти святителя Николая и после нее[33]; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян[34].

Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трех (видимо, под влиянием издания 1633 года), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это – праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций – выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие:

день без особого праздника

пн – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

вт, чт – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

ср, пт – сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

полиелей

пн – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

вт, чт – дозволяется рыба, трапеза дважды в день

ср, пт – дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день

бдение

пн – дозволяется рыба, трапеза дважды в день

вт, чт – дозволяется рыба, трапеза дважды в день

ср, пт – дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

престольный праздник

в любой день недели – дозволяется рыба, трапеза дважды в день

Эти указания не противоречат предписаниям в Месяцеслове: понедельник не поставлен в один ряд со вторником и четвергом, рыба по-прежнему разрешается только на престольные праздники. Таким образом, можно утверждать, что противоречия в ныне действующем Типиконе применительно к указаниям о Рождественском посте обусловлены неудачной редактурой дисциплинарного устава.

Далее, во втором параграфе дисциплинарного устава из дониконовских изданий «Ока церковного» содержится правило о том, что в первую половину поста, до памяти святителя Николы, по вторникам и четвергам все-таки разрешено вкушение рыбы; лишь вторая половина поста проходит по всем изложенным в других разделах «Ока…» строгим правилам. Выше мы упоминали присутствие аналогичных указаний в Типиконе святого Иоанна Крестителя на горе Меникио. Можно сделать вывод о том, что деление Рождественского поста на два периода – менее строгий и более строгий – было для Руси традиционным и восходит к обычаям еще византийской эпохи.

Эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его – находящимся в монастыре

Наконец, в третьем параграфе дисциплинарного устава из «Ока церковного», касающемся темы Рождественского поста, монахам предписывается есть в этот пост рыбу только по субботам и воскресеньям, а мирянам дозволено делать это также по вторникам и четвергам. Очевидным образом, здесь наблюдается новое противоречие, но внимания заслуживает не оно само себе, а рекомендации о том, как соблюдать пост мирянам в сравнении с монахами. Вопреки ожиданиям, эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его – находящимся в монастыре.

Помимо изданий «Ока церковного» необходимо остановиться еще на одном источнике – так называемом Малом уставе (или Уставе о домашней молитве), книге о келейной молитве, поклонах и постах, обладающей большим авторитетом в старообрядческой среде[35]. Сама эта книга сложилась уже в послениконовскую эпоху, но ее указания составлены на основе «Большого устава», то есть «Ока церковного» 1641 года, Соловецкого устава (= Обиходник Соловецкого монастыря, ходивший в большом числе рукописных копий), уставных глав из дониконовских изданий различных книг. В частности, о Рождественском посте здесь говорится в главе 32. Сначала, со ссылкой на «Устав большой», описан уже хорошо знакомый нам устав: в первую половину поста, до святителя Николы, предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам и вкушение рыбы в остальные дни; во вторую половину поста рыба оставлена для суббот и воскресений, а для вторников и четвергов – только масло и вино (понедельники, среды и пятницы продолжают отмечаться сухоядением). Затем дается указание из «Номоканона» и «Статьи о христианском житии» – оба эти текста проникли в состав московских церковных книг из книг южно- и западнорусской печати только в 1640-е годы – о возможности вкушения масла и вина также и по понедельникам. Наконец, приводится выписка из Соловецкого устава, где в понедельники, среды и пятницы разрешается есть «щи», то есть овощную похлебку, и еще два блюда: по средам и пятницам оба холодные, по понедельникам одно горячее, а другое холодное. После праздника святителя Николы рыбу по субботам и воскресеньям заменяют «пласти», то есть сушеная рыба, устав понедельников (одно горячее блюдо, другое холодное) переходит на вторники и четверги, а понедельники начинают соблюдаться по уставу среды и пятницы. Последние же пять дней поста суббота и воскресенье сохраняют разрешение только на растительное масло, а во все прочие дни – сухоядение. По сравнению с византийскими правилами о сухоядении в некоторые дни поста, Соловецкий устав выглядит более мягким: каждый день – горячая похлебка, блюд вместо одного – два. Однако именно он лучше подходит для нужд сурового климата Русского Севера, сохраняя при этом всю необходимую строгость.

Заключительные замечания

В конце первой части настоящего очерка мы сформулировали ряд вопросов: как возник устав о Рождественском посте; можно ли объяснить содержащиеся в нем противоречия; почему пост имеет несколько этапов; насколько его устав применим к условиям жизни в миру? Все они, кроме последнего, получили ответы в двух других частях этого очерка. Но именно последний вопрос имеет наибольшее практическое значение. Прежде чем высказаться и по этому поводу, необходимо вспомнить еще вот о чем.

Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (первая часть настоящего очерка, параграф 3, пункт Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно: в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19 ноября ст. ст. / 2 декабря н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23 ноября ст. ст. / 6 декабря н. ст.), освящения церкви святого великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26 ноября ст. ст. / 9 декабря н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27 ноября ст. ст. / 10 декабря н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова; 28 ноября ст. ст. / 11 декабря н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15 декабря ст. ст. / 28 декабря н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20 декабря ст. ст. / 2 января н. ст.; совпадает с памятью священномученика Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21 декабря ст. ст. / 3 января н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти святой великомученицы Екатерины (24 ноября ст. ст. / 7 декабря н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12 декабря ст. ст. / 25 декабря н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13 декабря ст. ст. / 26 декабря н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых. В сумме с уже упомянутыми в самом Типиконе памятями получится около 20 дней, то есть ровно половина от всей продолжительности поста!

Возвращаясь к теме соблюдения поста в миру, можно, во-первых, отметить, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат – немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчет их числа могут быть разногласия).

Но главное – не в малом количестве по-настоящему постных дней в наступающем периоде церковного года, а в том, что само понятие «пост» претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви этим словом обозначали полное воздержание от пищи до вечера и вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной); впоследствии – в классическую византийскую эпоху – под «постами» стали понимать комбинацию из дней с таким именно воздержанием и дней со вкушением пищи в обычном режиме, но без скоромного. К настоящему времени в понятие «пост» обычно вкладывается только изменение состава блюд, но не их количества. Такая диета – особенно с учетом весьма лояльных, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте – без особых сложностей может быть соблюдена кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), но пост предполагает нечто большее.

[1] Текст Типикона не менялся со времен издания 1695 г. (не считая добавления в него нескольких единичных памятей святых), основывавшегося на издании 1682 г., которое, в свою очередь, представляло собой достаточно существенную переработку дониконовского издания 1641 г. Подробнее см.: Крылов Г., прот. Книжная справа Типикона в XVII веке // http://www.bogoslov.ru/text/592807.html.
 
[2] Таким образом, в отличие от Великого поста, который называется четыредесятницей с некоторой долей условности, так как фактически он продолжается больше 40 дней, Рождественский пост представляет собой четыредесятницу в буквальном смысле слова.
 
[3] Мансветов И.Д. О постах Православной восточной Церкви. М., 1886 [Отдельный оттиск из журнала «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе» за ч. 33, кн. 1]. С. 66.
 
[4] Этот древнейший пост сохраняется в указаниях Типикона до настоящего времени: поев по окончании Литургии Великого четверга – то есть вечером в этот день, – братия должны провести всю Великую пятницу и значительную часть Великой субботы без еды; лишь по окончании Литургии Великой субботы (которая должна служиться поздно вечером в этот день и которая по происхождению есть не что иное, как раннехристианское пасхальное бдение) им предлагают хлеб, вино и финики (а по древнейшим уставам – и пасхальное яйцо).
 
[5] PG. 48. Col. 752–753.
 
[6] Ibid. Col. 755–756.
 
[7] В XVIII веке в католическом мире практика соблюдать пост только в 1-ю неделю Адвента была признана официальной, а в 1917 г. и она была отменена. В настоящее время католические службы периода Адвента имеют некоторые особенности, а сам он понимается как период усиленной молитвы и размышления, но не поста. Подробнее см.: Никитин С.И. Адвент // Православная энциклопедия.
 
[8] Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings / L.G. Westernik, ed. Washington (DC), 1981 (= Corpus Fontium Historiae Byzantinae; 20). P. 66.
 
[9] Le calendrier Palestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle) / G. Garitte, éd. Bruxelles, 1958 (= Subsidia Hagiographica; 30). P. 119, 433.
 
[10] Здесь следует отметить, что и среди дореволюционных авторов те, кто исследовал тему наиболее глубоко, отмечали этот факт: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. К., 1910. Вып. 1. С. 454–455.
 
[11] Можно предположить, что его подлинным автором был автор конца ΧΙ века, епископ Кесарийский Анастасий, составивший еще три небольших произведения о постах [http://www.pravenc.ru/text/114828.html], а патриарху Анастасию (или, по некоторым рукописям, прп. Анастасию Синаиту) сочинение было приписано по ошибке.
 
[12] См.: History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / W. Hartmann, K. Pennington, eds. Washington (DC), 2012. P. 161.
 
[13] Ῥάλλης Γ. Α., Ποτλής М. Σύνταγµα τῶν θειῶν καὶ ἱερῶν κανόνων. Ἀθηνῆσιν, 1854. Τ. 4. Σ. 577.
 
[14] Там же. Σ. 577, 579.
 
[15] Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III: Les regestes de 715 à 1206 / Par V. Grumel; 2ème éd. par J. Darrouzès. Paris, 1989. P. 531.
 
[16] Ῥάλλης, Ποτλής. Σύνταγµα… Τ. 4. Σ. 419–420.
 
[17] Там же. Σ. 420.
 
[18] Там же. Σ. 488.
 
[19] Там же. Σ. 580–584.
 
[20] Апостолам приписывается установление Рождественского поста и в поучении «Святых апостол и / или святых отец о посте Велицем и о Петрове говении, и о Филиппове» (Čertorickaja T.V. Vorläufiger Katalog Kirchenslavischer Homilien des beweglichen Jahreszyklus: Aus Handschriften des 11.–16. Jahrhunderts vorwiegend ostslavischer Provenienz. Opladen, 1994. S. 225. № 09.7.13), часто встречающемся в древнерусских сборниках для назидательного чтения: «Златой цепи», «Жемчужной матице», «Златоусте» [http://slovo.sobornik.ru/text/zlatoust/zlatoust/zlatoust033.htm].
 
[21] Первоначальная редакция вопросоответов: Les regestes… № 972 [977] и 977 [982]. Его переделки: Les regestes… № 977 [982], № 980 [985], 996 [995]. Близость к ним проявляет еще и стихотворное послание проту Афонской горы, также надписанное именем патриарха Николая (Les regestes… № 983 [958]; в «Патрологии» Миня оно ошибочно помещено среди творений более раннего патриарха, Николая Мистика: PG. 111. Col. 391–405).
 
[22] Cм.: Виноградов А.Ю., Желтов М., свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2018 [в печати].
 
[23] См.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder’s Typika and Testaments / J. Thomas, A. Constantinides Hero, eds. Washington (DC), 2000. P. 1710–1711.
 
[24] Ibid. P. 110.
 
[25] Ibid. P. 226.
 
[26] Ср.: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 307.
 
[27] https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Святого_Иоанна_Крестителя_(Сере).
 
[28] Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 1598.
 
[29] https://uk.wikipedia.org/wiki/Дванадцять_страв.
 
[30] Cм. московские издания «Ока церковного» 1610 года (л. 396), 1633 года (л. 256 об.) и 1641 года (л. 259 об.).
 
[31] «Око…» 1610 года: л. 402 об.; 1633 года: л. 259 об.; 1641 года: л. 264 об.
 
[32] «Око…» 1610 г.: л. 79 об.; 1633 г.: 43–43 об.; 1641 г.: л. 73.
 
[33] «Око…» 1610 г.: л. 85 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 77.
 
[34] «Око…» 1610 г.: л. 88 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 78 об.
 
[35] Посмотреть ее можно, например, здесь: http://nasledie.russportal.ru/knigi/mustav_1910.pdf.

http://www.pravoslavie.ru/108588.html