Успение святой Анны. Протопресвитер Георгиос Дорбаракис
День памяти – 25 июля/7 августа
Святая Анна, родная бабушка Господа нашего Иисуса Христа, происходила из племени левитов и была дочерью священника Матфана и Марии. Матфан служил священником в годы царствования Клеопатры и Сапора (Савория), персидского царя, а также в годы правления Ирода Антипатра. Матфан имел трех дочерей: Марию, Сови и Анну. Первая из них вышла замуж в Вифлееме и родила Саломею, повитуху. Вторая его дочь также вышла замуж в Вифлееме и родила Елисавету, мать святого Иоанна Предтечи.
Анна, третья дочь, вышла замуж на Галилейской земле и родила Марию Богородицу. Соответственно, Саломея, Елисавета и святая Богородица Мария, будучи дочерьми трех сестер, приходились друг другу двоюродными сестрами. Анна, родив и вскормив спасение всего мира, Пресвятую Богородицу, отдала ее в Храм, как непорочный дар Господу Вседержителю, и провела оставшуюся жизнь в посте и благодеяниях всем нуждающимся, пока мирно не отошла ко Господу. Память ее чтится 25 июля/7 августа.
Праздничные службы, вечерня и утреня, яркие и светлые, наполнены прекраснейшими похвалами святой Анны. И в славословии апостиха вечерни, все творение призывается принять участие “в кимвалех псаломски” прославлении святой Анны. “С похвалами совершается славная память твоя, Анно богоприятная”. Но эти похвалы обращены не только к святой Анне, но и к ее супругу, праведному Иоакиму, который сравнивается с солнцем, соединившимся с луной, святой Анной, чтобы дать начало свету девства, Пресвятой Богородице Марии, их дочери: “Якоже солнце с луною Анне совокупляется славный Иоаким, Девства зарю рождает”.
“О блаженная двоица, вы всех родителей превзыдосте”. Блаженная пара, превзошедшая всех родителей. Причина всех этих богатых похвал ясна всем: от Иоакима и Анны была рождена Богоматерь, принесшая в мир, согласно плану Бога по его спасению, самого Бога во плоти, Господа Иисуса Христа. “Еюже (Богородицей) ради Божества луча просия” – через Богородицу для мира воссиял Божественный свет. И конечно, поэтому чтятся и по плоти бабушка и дедушка Нашего Господа: “Память светлую совершающе Праотец Христовых”.
Эта мысль в светлом праздновании Успения святой Анны не является лишь единичным упоминанием, но центром, беспрерывно повторяющимся мотивом, так что может создаться впечатление, будто вся служба сводится к прославлению пришествия в мир Христа через Его Пресвятую Матерь и представлению этого посредством различных эпитетов и литературных оборотов, образов и аллюзий из Ветхого Завета. Словно это драгоценнейший бриллиант нашего мира, и мы стремимся показать его в свете различных цветов и оттенков. “Иже из неплодных ложесн жезл Святую Богородицу израстивше, из Неяже Спасение миру возсия Христос Бог”, “Матере Владыки и Творца была еси Анно всехвальная”.
Таким образом, успение святой Анны и вместе с ней ее супруга Иоакима является неким исходным пунктом и отсылкой: через них чтится и восхваляется Господь Иисус Христос. “Память Праведных празднующе, тебя воспеваем Христе”. И это естественно: если человек обладает некой ценностью, это означает, что Сам Господь возвысил его и дал ему благодать. Это касается всех святых и, конечно же, Его кровных праотец, Его бабушки и дедушки.
Но, разумеется, слава святых Анны и Иоакима не является беспричинной благосклонностью Бога. Столь великой чести – принести в мир прекраснейший цветок человечества, Пресвятую Богоролицу – они удостоились посредством своей святой жизни. Этот факт также всячески подчеркивается в песнопениях праздничного богослужения. “Мысленная ластовице, непорочно в целомудрии жительствовавши добре” – святая Анна жила в целомудрии и непорочности, богоугодно соблюдала заповеди закона Божия, превзойдя всех Израильских матерех: “Законы оправдания соблюдающи невредимо и Богу Вседержителю непорочно работающи”.
С такой предпосылкой – непрестанным следованием Божественной воле – святая Анна достигла этой высоты и стала матерью Матери Божьей. Поэтому далее песнопения не прекращают говорить о конечном результате: преставлении к Божественным чертогам и сонму ангелов. Христос “тя преставляюща к небесным со славою, Анно преславная”. “Днесь бо от временныя преставися жизни на небесех с радостию шествия творящи радуется”. Славный конец святой Анны, со всеми необходимыми оговорками, ждет и нас, если мы будет стараться соблюдать в своей жизни святые заповеди Христовы. Не будем забывать, что Господь наш беспристрастен.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”
http://www.pemptousia.ru/2015/08/успение-святой-анны-7-августа/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии