Успение Пресвятой Богородицы. Иоаннис Фундулис

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемый христианским миром 15/28 августа, является величайшим из праздников, установленных Церковью для прославления Матери Господней, так называемых Богородичных праздников. Возможно, он также является и самым древним. Первые свидетельства о нем восходят к V в., приблизительно к эпохе созыва III Вселенского Собора в г. Эфесе (451 г.), принявшего догмат о том, что Пречистая Дева может именоваться Богоматерью и вызвавшего подъем в прославлении Пресвятой Богородицы.

KoimisiTisTheotokou02-820x1024

По всей видимости, вначале праздник отмечался в Иерусалиме 13 августа и лишь затем был перенесен на 15 число того же месяца. Праздник был посвящен в целом прославлению Пресвятой Богородицы, без связи с событиями вокруг Ее Успения и назывался «День Богородицы Марии». Сохранились свидетельства о том, что центром празднеств вначале был построенный в ее честь храм Кафизма (Сидение), находившийся за пределами Иерусалима, на третьем километре дороги на Вифлеем, на месте, где Пресвятая Богородица, по преданию, остановилась на отдых в дороге. Праздник впервые был связан с Успением в знаменитом храме Пресвятой Богородицы в Гефсимании – «Часовне Маврикия», где находилась и ее могила. Этот храм вскоре стал главнейшим центром Богородичного паломничества, и благодаря его славе престольный праздник храма, отмечавшийся 15 августа, быстро распространился по всему христианскому миру с востока до запада, получив название праздник Успения Божией Матери.

Позднее в честь праздника был установлен подготовительный пост, а сам праздник был продлен до 23-го или до самого конца августа и стал не просто величайшим Богородичным праздником, но и одним из важнейших праздников церковного года. Такое развитие событий было вполне естественным, поскольку Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Господа, именно Ей воздают особую честь и поклонение все роды христиан. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы, в каждом христианском храме за центральным входом дивные фрески изображают Ее святое погребение, возвышенные песнопения украсили праздничные службы, и блистательные торжественные слова были произнесены Отцами Церкви и более поздними церковными мужами по поводу дня Ее памяти. Все человеческие роды наперебой старались принести ей все самое ценное, чтобы и словом, и делом ублажить Деву Марию.

СУТЬ ПРАЗДНИКА

Для понимания сути праздника Успения, также как и других Богородичных праздников: Зачатия, Рождества и Введения во храм, – необходимо совершить краткий экскурс в источники, из которых были почерпнуты эти Богородичные сюжеты. Без этого невозможно истолковать связанные с этим праздником синаксарную традицию, гимнографию и иконографию. Собственно исторические источники, Евангельские и прочие Новозаветные книги не сохранили сведений о житии Пресвятой Богородицы до Благовещения и после Вознесения Господня. Святые писатели ставили перед собой цель рассказать о жизни и о спасительном подвиге Христовом, а также о том, что непосредственно было с Ним связано, а не удовлетворить благочестивое любопытство и интерес к истории своих читателей. Однако церковное предание сохранило, передавая из уст в уста, различные сведения о житии Пресвятой Богородицы до Зачатия Господа и после Его Воскресения. Позднее различные писатели, по большей части движимые благочестивым чувством, составили на основе этих сведений свои повествования, украсив их плодами своей фантазии, а для придания им большего авторитета подписали их славными апостольскими именами. Церковь отвергла и осудила эти книги, назвав их апокрифами (тайными книгами) или псевдоэпиграфами (фальсификациями). Однако в последующие эпохи многие из этих повествований, по крайней мере, их сюжетная основа, легли в основание новых церковных праздников и послужили темами для синаксарных рассказов, песнопений и икон. К тому же, как мы уже говорили, ядром этих повествований были древние народные предания, посвященные Богородице.

ЧТО СООБЩАЕТ ПРЕДАНИЕ ОБ УСПЕНИИ БОГОРОДИЦЫ

В частности, об Успении Пресвятой Богородицы рассказывается, наряду с прочими источниками, и в апокрифическом рассказе, подписанном именем любимого ученика Господа Иоанна. Краткий пересказ этого пространного текста мы и предложим сейчас Вашему вниманию. По мере развития повествования внимательный читатель найдет множество параллелей из праздничных песнопений и из синаксаря праздника, а также из иконописных композиций Успения Пресвятой Богородицы кисти византийских мастеров.

Пресвятая Богородица после Вознесения Христова ежедневно приходит молиться к Живоносному Гробу Господню. Однажды в пятничный день ей явился Архангел Гавриил, приветствуя ее словами: «Радуйся, рождшая Христа Бога нашего, ибо услышал Господь молитву твою, и потому оставишь ты сей мир и отправишься в жизнь истинную и непреходящую». Радостная вернулась Богородица в дом свой и обратилась ко Христу с молитвой послать ей Иоанна и других Апостолов, желая, чтобы они присутствовали при ее кончине. Молитва ее была услышана, и первым прибыл, похищенный облаком, Иоанн, а следом на облаках и другие Апостолы, рассыпанные по всем концам мира. В воскресенье явился в блистающей славе Своей в сопровождении тысяч Ангелов Господь принять душу Матери Своей. Она благословляет Апостолов и весь народ, молит о спасении всех и, получив обещание того, что всякая душа, призывающая имя Ее, не посрамится, но обрящет милость и утешение, помощь и дерзновение и в нынешнем веке, и в грядущем, предает Свою святую душу в руки Сына Своего. Апостолы заключают в объятия Ее святое тело и под пение псалмов переносят одр с телом для погребения. Некий еврей по имени Иефоний (Афония) бросился к одру и попытался опрокинуть его, но Ангел Господень огненным мечом отсек ему по самые плечи руки, оставшиеся висеть на одре. После его раскаяния руки вновь приросли к плечам, Апостолы же беспрепятственно продолжили погребальную процессию. Пречистое тело Богородицы было похоронено в новой гробнице в Гефсимании, однако на третий день во вторник перенеслось в Рай.

ЦЕРКОВНАЯ ПОЭЗИЯ

Это безыскусное повествование было расцвечено церковной поэзией. В трех стихирах первого гласа Великой Вечерни: первой самогласной и двух других подобных первой – дивным образом прославляется Пресвятая Богородица и Ее Успение. Легко, впрочем, разглядеть и подтекст – апокрифическое предание: Гефсимания, слова Гавриила, присутствие ангельских сил, переход с могилы на Небеса.

Той же теме посвящены и три стихиры на хвалитех четвертого гласа. В первой весь мир небесный и земной радуется, провожая Матерь Христову и воспевая ей прощальную песнь. В двух других описывается прибытие Апостолов и пение ими погребальных псалмов, а также явление Небесных Сил и принятие Христом непорочной души Богородицы.

Наконец, остановимся подробнее на самом оригинальном песнопении не только этого праздника, но и всех песнопений нашей Церкви. Это стихира Великой Вечерни на «слава, и ныне». Ее содержание основывается на соответствующем апокрифическом сказании. Оригинальность этого тропаря состоит в том, что он не поется, как все другие церковные гимны, на один глас, но на все восемь гласов.

Глас 1

Богоначальным мановением,

отвсюду Богоноснии Апостоли,

облаки высоце взимаеми,

Глас 5

дошедше пречистаго

и живоначальнаго Твоего тела,

любезно лобызаху.

Глас 2

Превышния же Небесныя Силы,

с своим Владыкою пришедше,

глас 6

богоприятное и пречистое тело

предсылающе, ужасом одержими;

прекрасно же предыдяху

и невидимо вопияху

превышним чиноначалиeм:

се Всецарица Богоотроковица прииде.

Глас 3

Возмите врата

и Сию премирно подымите,

Присносущнаго Матерь Света,

Глас 7

Тоя бо ради всеродное

человеком спасение бысть.

 На Нюже взирати не можем,

 и Той достойную честь

воздати немощно:

Глас 4

Тоя бо преизящное

преходит всяк ум.

Глас 8

Темже, Пречистая Богородице,

присно с Живоносным Царем

и Рождеством живущи, молися выну

сохранити и спасти

от всякаго прилога противнаго

новыя люди Твоя:

Твое бо предстательство стяжахом,

Глас 1

во веки

светоявленно блажаще.

Профессор богословия Иоаннис Фундулис

Источник: «Разумное поклонение», изд-во «Апостолики диакония», Афины 1984.

 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2016/08/успение-пресвятой-богородицы/