Усекновение главы Иоанна Крестителя. Виктор Чернышев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь, произнесенная 11 сентября 2016 года в храме Воскресения Христа на Радужном массиве г.Киева …

Далекие от Церкви люди говорят нам, дескать, какой же может быть праздник, если погубили человека, да еще и такой лютой смертью? Что же можно тут праздновать?

Празднуем мы, христиане, то, что человеческое зло, похоть, любостяжание, корысть, зависть не смогли победить правду Божию. Даже ценой пролитой крови эта правда Божия сумела восторжествовать.

О мученической кончине Предтечи Господа в 32 году по Р.Х. повествует Евангелие Мф. 14 глава. После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части. Из этих частей Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У Ирода была законная жена, но он ее оставил и стал сожительствовать с женой брата своего. Пророк Иоанн обличал это прелюбодеяние, но царь боялся причинить ему вред, так как могли возникнуть массовые беспорядки в народе. Все, что он мог сделать - это  посадить Иоанна в темницу (Лк. 3 гл.).

В день своего рождения Ирод устроил пышный пир в своем дворце, на котором танцевала дочь Иродиады - Саломия. Ирод был уже нетрезв, а поскольку девица плясками угодила ему, то он поклялся перед гостями, что выполнит любую ее просьбу. Но лукаваяСаломия побежала к матери за советом. Так голова праведника попала под топор. Но и отрубленная, она, согласно преданию, продолжала обличать Иродиаду. За это она в гневе исколола ее язык острой булавкой, а затем выбросила голову Иоанна в нечистое место.

Иоанну надлежало стать вестником Бога и принести людям свет Божий, изменив само направление их мыслей. Креститель пришел в мир, который захлестнули всевозможные пороки. Стяжательство, страсть к роскоши, чувственные наслаждения, чревоугодие, пьянство господствовали безраздельно. Он поселился в краю бесплодных холмов, диких ущелий и горных пещер. Роскоши и уюту он предпочел суровую жизнь в дикой пустыне. С детства ему говорили о его призвании: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, Ибо предъидешь пред лицом Господа - приготовить пути Ему, Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, По благоутробному милосердию Бога нашего, Которым посетил нас Восток свыше, Просветить сидящих во тьме и тени смертной, Направить ноги наши на пути мира» (Лк. 1:76-80), поэтому он всем сердцем откликнулся на этот призыв.

Одиночество в пустыне оказалось для него желанным избавлением от общества, в котором почти все было пропитано подозрительностью, неверием и нечистотою. Его разум был просвещен Божественным Духом, и в пустынном уединении Иоанн стремился приготовить душу к главному делу своей жизни - о чем он много размышлял и молился.

Пустыня была для Иоанна и школой, и святилищем. Подобно Моисею в горах Мадиамских, он был сокрыт в Боге. Правда, он жил, в отличие от великого вождя Израиля, не в горах, покоряющих своей красотой и великолепием, но перед взором Иоанна вдали расстилались высоты Моава, шумел водный поток Иордана, свидетельствуя о Том, Кто поставил горы и препоясал их Своей силой.

Но, опустив глаза вниз с Моава, можно было увидеть лишь унылые и безжизненные пейзажи, которые окружали Иоанна, словно олицетворяли духовное состояние Израиля. Плодоносный некогда виноградник превратился в бесплодную пустыню, в выжженную солнцем печальную землю.Лишь иногда над ней, как бы перечеркивая грозовые тучи, сияла радуга - символ Божьего обетования. С великим благоговением он искал в пророческих свитках откровение о пришествии Мессии - обещанного Семени, Который поразит змея в голову; Примирителя, Который должен прийти, прежде чем царь перестанет царствовать на престоле Давидовом.

Когда Иоанн начал свое служение, в народе царили гнев и недовольство, грозившее восстанием. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительное намерение ввести в обиход евреев языческие символы и установления породили мятеж, который был потоплен в крови тысяч самых храбрых людей Израиля. Все это усилило ненависть народа к Риму и укрепило стремление израильтян сбросить имперское иго мощной державы.

И вот, в разгар всех этих борений из пустыни раздался суровый, но дарующий надежду голос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Жена царского домоправителя Хузы по имени Иоанна тайно забрала усеченную голову пророка из скверного места и погребла ее на Елеонской горе.  Тело же погребли его ученики.

Само служение Иоанна заключалось в том, что он был пророком, который возвещал людям волю Божию, которая состоит в ПОКАЯНИИ. А кто же любит правду, особенно сказанную в глаза? Всех пророков Божиих истребляли поголовно, коль скоро они начинали сурово обличать народ в неправде, и обычно побивали камнями; апостолов всех (кроме одного) предали также мученической смерти. За что? За правду. Но кровь мучеников во все времена была семенем христианства.

Иоанн Креститель обличал царя Ирода за кровосмешение, ведь особенно на тех, кто имеет власть, лежит большая ответственность перед народом. Ирод пил много, и это его безумство привело к трагедии. В Писании сказано: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5:18-19).

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов - восторг и опьянение радостью присутствия Божьего захватило их всецело. Даже у невозрожденных духовно людей тогда это посеяло соблазн: не сладкого ли вина напились апостолы (Деян. 2гл.)?  Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны в этой жизни быть носителями Святого Духа, в нас должна ликовать вечная жизнь, переливаясь через край любовью и творческим вдохновением. К сожалению, мы часто опьяняемся всем тем, чем мы подменяем Бога: буквально алкоголем, развлечениями, телепередачами, любостяжанием, «которое есть идолослужение» (Кол. 3:5) и многим другим. Мир безбожия бросает сегодня вызов Церкви Божией. Люди упиваются всем доступным, кроме Бога. Они мучительно ищут «искру жизни», радость для своего сердца, подобно включенному аккумулятору, искрой которого оживляетсявесь энергоблок. Но можно ли найти радость вне Бога? Вино мира - вино блуда, не только в буквальном смысле. Креститель сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мф. 14:4). Алкоголь затмил разум царя, и этим воспользовалась нечестивая женщина. Сегодня Патриархом Всея Руси Кириллом этот день объявлен в России и на Украине Днем Трезвости. Святая Церковь воздает достойную хвалу Иоанну Крестителю. Он, как девственник и проповедник покаяния, стяжал венец от Бога, и его мощи сегодня хранятся на святой горе Афон. Он отдал все, чтобы следовать за Истиной, Которая есть Христос.

Сегодня, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, за Литургией читалось Евангелие и о богатом юноше, который «с печалью отошел от Христа, поскольку имел большое имение». Смотрите, как переплетаются эти разные смыслы в их евангельском наполнении! Один стал в пролом истории через свое самоотречение, о котором до конца времен будут вещать племена, народы и языки, а другой....«с печалью отошел от Господа» (Мф. 19:22).

Люди часто говорят: «Но я ведь я ничего плохого не сделал - никого не убил, не крал, не насильничал и даже не осуждал никого. Что же вам еще надо?» Да, это все хорошо. Но вот представьте, вам дали в удел участок земли, а вы за годы не взрастили на нем ничего. Пришел ваш арендатор, посмотрел на пустую, не вспаханную землю, головой горько качает. Что же ты, брат? А вы ему: «Вот видите, как я управился хорошо с Вашим участком - коноплю и мак не засевал, отходами промышленными его не гробил, свалку городскую не разрешил устроить...» А что хорошего ты сделал на этой земле вообще? Новый Завет настаивает не на «НЕ», а на том - раздавал ли ты свое. То, что ты не брал чужого - это норма, а раздавал ли ты свое - это евангельская заповедь. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое  и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21).

Богатство создает иллюзию власти, славы, положения в обществе, свободы и возможностей. Но Христос поясняет, в чем состоит наша свобода: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Сила Божия всегда совершается в немощи. Спасение нашей бессмертной души не зависит от богатства и состояния. Кто-то из святых сказал, что если хочешь спастись - питайся хлебом и спи на полу. В то же время, святоотеческое Предание гласит, что если человек постился, молился, спал на голой земле, но для ближнего своего ничего не сделал - он ничего еще доброго не сделал... В Нагорной проповеди Христа упоминаются нищие, плачущие, кроткие, алчущие, милостивые и т.д., но нигде не упоминаются богатые, состоятельные, привилегированные, значащие много для других... Ведь, действительно, можно, придя к врачу, услышать такой диагноз, от которого не спасет уже никакое богатство. А сколько несчастных случаев или криминальных негораздов в нашей жизни не берут в расчет социальный статус человека и его накопления.

Сегодня наше общество деморализовано и возлагать надежду на идолов, какую бы они не принимали личину - совершенно безнадежное дело. «Сеющий в плоть - от плоти пожнет тление, а сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную» - горит нам Слово (Гал. 6:8). Плод же духа есть мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22).

Дорогие братья и сестры, будем же проявлять особую духовную бдительность и не порабощать свою душу тем, что ведет к суете и удалению от Того, Кто есть источник жизни, кто Сам о Себе сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Пусть же хранит нас Господь от этого на всех путях наших. Аминь.

Русская народная линия