Усекновение главы Честного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Сегодня Православная Церковь празднует Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи – обезглавливание Иоанна Крестителя царем Иудеи Иродом. В этот день Церковью установлен строгий пост, ведь Иоанн Креститель был неправедно убит на разгульном пиршестве царя по случаю его дня рождения. Иоанн Предтеча был последним пророком, связывающим воедино Ветхий и Новый Заветы, целью жизни которого было возвещение о воплощении Сына Божия. Иоанн Креститель – тот, к кому пришёл Иисус, чтобы принять крещение и явить Собой воплощение Триединого Бога.
Сын Божий “уничижает себя”, принимает Крещение. И Дух Святой нисходит на Него в телесном виде: Он явился “как голубь”. А голос Бога Отца возвестил: “Ты Сын Мой Возлюбленный”. Здесь мы видим несравненное проявление почтения к тому, Кого Бог уготовляет быть “избранным Своим сосудом”, последним из Своих пророков для предвозвестия спасения человеческого рода, которое за несколько веков было предсказано Самим Богом еще первозданным людям. Это особенное почтение оказано тому, кто в смирении говорит всенародно, что “он недостоин развязать ремень обуви Его”. Он протестует, когда его сравнивают с ожидаемым Мессией, и говорит, что не достоин даже развязать ремни обуви Его. Сначала Иоанн отказывается крестить Иисуса, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”, т.е. это мне надобно креститься от Тебя, а вместо этого Ты пришёл ко мне? Эта выпавшая на его долю исключительная честь никоим образом не умаляет его великого достоинства.
Давайте посмотрим, однако, каковы были обстоятельства земной жизни Честного Предтечи. Эпитеты “праведный” и “святой”, которые евангелист Марк дает Иоанну Пророку в качестве его характеристик, происходят от слов царя Ирода и в какой-то мере выявляют особенность его личности. Благочестивый и смиренный, праведный и святой отрок из религиозной семьи, чадо священника Захарии, который связан родственными узами с Девой Марией, Иоанн Креститель живет просто и бедно в пустыни, как назорей (то есть во времена Ветхого Завета), проповедуя народу израильскому покаяние и принося весть о надежде явления Богочеловека. Он подготавливает “путь Господень”, потому он и называется Предтечей. Он крестит тех, кто приходит к нему и исповедует перед ним свои прегрешения. Он особым образом научает слову Божию и Божественным заповедям, призывает всех к покаянию и говорит о том, что, когда Мессия явится, Он принесёт избавление.
Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что тот женился на Иродиаде, супруге своего брата Филиппа: “Тебе не должно иметь жену твоего брата”. Иродиада старается найти повод для того, чтобы избавиться от тяжелых, но справедливых упреков Иоанна и от его пристального внимания к Ироду. Так, она попытается заставить Ирода принять решение о том, чтобы связать и заключить пророка в темницу, чтобы заставить его замолчать и более не слышать его обвинительных речей. Однако даже находясь в заключении, Иоанн не переставал проповедовать слово Божие, обличая живших во грехе Ирода и Иродиаду.
Тем не менее, царь Иудейский не дерзал его убить. Ведь перед народом он был праведным и святым. Народ любил его, следовал словам его проповеди и проявлял уважение к его наставлениям. Народ уверовал в его пророческие слова о явлении ожидаемого Спасителя. Вот почему царь Иудеи не решался казнить его. Однако жившая в беззаконии и грехе Иродиада не могла смириться с таким положением. Она чувствовала себя униженной в кругу великосветских дам Иерусалима и искала любого повода умертвить Иоанна Крестителя.
И когда легкомысленный царь Ирод во время празднования дня рождения, “напившись сладкого вина”, дал обещание подарить все, “даже до половины своего царствия” дочери Иродиады, являющейся также и его племянницей,после ее прекрасного танца, Иродиада нашла случай избавиться от Иоанна Крестителя. Она посоветовала дочери просить “главу Иоанна Крестителя”. И Ирод с невероятной легкостью и без всякого раздумья отдал распоряжение исполнить свое обещание и теперь уже не хотел отказываться от него, хотя “весьма и опечалился”. Таким образом, он потворствовал желанию Иродиады достичь своей цели и отомстить пророку Божиему. “И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей”.
Праведный, святой и кроткий, но не смирившийся с грехом Иоанн, посвятивший свою жизнь приуготовлению народа Израиля к пришествию Мессии, борется с грешным, легкомысленным Иродом, легко и бездумно дающим столь серьезные обещания и сожительствующим с мстительной, бессердечной Иродиадой, как её представляет песнопевец. Избавившись от Крестителя, царь бросает вызов всем своим согражданам. Через проповеди и наставления Иоанна Господь Бог дает Ироду возможность изменить свой образ жизни, он же, раб страстей своих, закрывает на все это глаза и учиняет страшное злодеяние, приказав усечь главу Иоанна, исполнив прихоть дочери своей незаконной жены.
Мы не осознаём в должной степени великого значения обезглавливания, мученичества Иоанна Крестителя. Само обстоятельство обезглавливания является ужасным, однако, несмотря на то, что нам многое известно об этом событии, нам необходимо как можно глубже вдуматься в него. Давайте посмотрим на пристальное внимание Иоанна Предтечи к беззаконному сожительству Ирода и Иродиады с современной точки зрения.
Конечно, поступок Крестителя, по меркам нашего времени, может быть охарактеризован только как из ряда вон выходящий, фанатичный и заслуживающий порицания пример. Давайте посмотрим, почему. То, что делал Ирод в своей личной жизни, по меркам нашего времени, является делом сугубо частным, следовательно, Креститель не только не имел права контролировать царя, но своими действиями он идет наперекор закону о праве человека на “личную жизнь”.
Надзор Иоанна и его тяжелые, но справедливые упреки, продолжает современный человек, снижают значение деятельности пророка. Он всего лишь аскет, отказавшийся от всего мирского, а потому не должен покидать свое поприще подвижника и опускаться на дно мирской жизни, да еще до такой степени. Ведь эту ситуацию можно назвать “светской сплетней”, пускай Иоанн и опирается на принципы заповедей Божественного Закона. Он, продолжает далее современный человек, злоупотребляет своим положением и даже позволяет себе вмешиваться в дела Святого Синода иудеев того времени, или Великого Синедриона, хотя не был наделен со стороны епископата такими полномочиями. Следовательно, он поступает неэтично, некрасиво, неправильно.
В конце концов, какое право на такой контроль имеет какой-то аскет, в то время как органы высшего духовенства и представителей Синедриона мирятся с таким положением вещей для сохранения внешних приличий, т.е. мирятся с беззаконием, учиненным Иродом. Своей пламенной речью Креститель провоцирует “массовые беспорядки”, а это самое плохое, что может быть, для “правового государства”, а тем более для пребывающей под управлением правящего Рима территории.
Разве допустимо, чтобы мирные “исихасты” и “отшельники” стали причиной беспорядков и волнений, а тем более выступали против законов общества, ведь они есть “Богом назначенные” для претворения в жизнь Его Замысла? Позабыл зелот и Креститель Иорданский, что Ирод, несмотря на свои пристрастия и причуды, творил много добра: он развил “культурные традиции” и “иудейскую культуру”, поддерживал “тонкое равновесие” между Римом и эллинистическим ядром мультикультурной Иудеи, а самое главное, он сделал щедрое пожертвование из государственной казны на строительство храма. Своим вниманием к его “личной жизни” Иоанн разрывает “великолепное сотрудничество” “иудейской религии с обществом”. Креститель проявил себя решительным сторонником крайних мер, бестактным и назойливым, ведь он оставил спасительное дело проповеди, покаяния и крещения, покинул весь народ, приходивший к святому в пустыню, чтобы услышать его. Конечно, ко всему этому мы можем добавить и многое другое. Вот к каким поразительным выводам неуклонно ведёт нас современная “необогословская” научная мысль.
Но, слава Богу, Честный Предтеча и Креститель Господень, величайший из пророков, проповедник благодати, непреклонный подвижник, жил для любви и прославления Христа. И утвердил эту любовь своей собственной головой. Не случайно во всех православных храмах его образ находится рядом с образом Спасителя, справа от Царских врат. Иоанн Креститель как истинный пророк остается верным примеру его праведных пророков-предшественников – Исаии, Иеремии, Илии, Eлисея. Он решительно отказывается покрывать любую трусость какой-либо дырявой мантией псевдобогословия и суждениями современной эпохи. Он не признаёт извращенность греха, которая обезличивает человека, а настаивает на той непреклонной истине, что личная жизнь политических правителей, не говоря о церковных деятелях, должна быть безупречной во всем и служить примером для подражания. А пролитая им кровь является величайшим свидетельством свершения воли Всемогущего Бога. Да заступится за каждого из нас мужественный свидетель истины и Евангельского идеала, чтобы смогли мы обрести спасительную благодать и благословение на истинно православную жизнь.
Кон. Иконому
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».
http://www.pemptousia.ru/2015/09/усекновение-главы-честного-предтечи/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии