Уроки религии в Литве: опыт позитивного сотрудничества Церкви и государства
При всей "европейскости" местные жители стремятся сохранять свои духовные корни.
С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Каков опыт Литвы – страны с похожими историческими реалиями – в вопросе преподавания религии?
Литовская Республика – светское государство, не имеющее официальной религии, тем не менее, руководство страны поддерживает традиционные религиозные исповедания.
По статистическим данным, 90% населения исповедуют католичество и лишь 4% – православие. Остальные 6% составляют лютеране, старообрядцы, различные деноминации протестантского толка, греко-католики, иудеи, караимы и мусульмане-сунниты.
Несмотря на малочисленность, Литовская Православная Церковь входит в число официально признаваемых конфессий и пользуется всеми правами, определенными Законом о религиозных общинах и сообществах. "Государство признает девять традиционно существующих в Литве религиозных общин и сообществ, составляющих часть исторического, духовного и социального наследия Литвы: римско-католические, греко-католические, евангелическо-лютеранские, евангелическо-реформатские, ортодоксальные (православные), старообрядческие, иудейские, мусульманско-суннитские и караимские", – сказано в законе. Признание государства означает, что оно поддерживает духовное, культурное и социальное наследие религиозных сообществ. Сейм Литвы запрашивает мнение всех традиционных религий, принимая новые законы в области социальной сферы или внося поправки в уже существующие. Религиозные лидеры приглашаются на все официальные государственные торжества. Заметного влияния на жизнь страны религиозные конфессии не оказывают, но все же государство считается с их мнением.
Например, при принятии новой редакции закона "О равных правах и возможностях", которая запрещает дискриминировать представителей сексуальных меньшинств, было учтено мнение верующей части населения. В итоговый вариант был добавлен пункт, который позволяет не соблюдать запрет на дискриминацию гомосексуалистов в религиозных общинах, а также в просветительских и воспитательных учреждениях. Также литовское правительство одобрило предложение объявить католический сочельник нерабочим днем, отменив выходной 1 мая.
При всей "европейскости" местные жители стремятся сохранять свои духовные корни. В основные христианские праздники храмы наполняются верующими. По-прежнему большинство браков заключаются именно в Церкви, а детей крестят и воспитывают в традиционном христианском духе. Безусловно, большинство населения не являются активными прихожанами, но считают себя христианами по культуре. Государство признает церковный брак основанием для официальной регистрации. В целом, христианство в современной Литве находится в весьма благоприятных условиях.
Несмотря на секулярный характер всей образовательной системы, конституция страны позволяет преподавание религии в дошкольных, средних и высших государственных учебных заведениях. Уроки религии включены в общую сетку расписания с первого по двенадцатый класс по одному часу в неделю. Родители обучающихся детей вправе выбирать между уроками этики и религии. Как показывает статистика, по сей день большинство выбирают для своих детей второе.
Преподавание религии в общеобразовательных учебных заведениях стало возможным в начале 90-х гг. с первых лет восстановления независимости. И одним из первых возник вопрос педагогических кадров.
Под влиянием Католической Церкви изначально был введен конфессиональный принцип преподавания – католикам, православным, лютеранам и представителям других традиционных религиозных конфессий преподаются основы их веры, а не общий курс религиоведения.
Католическая Церковь была готова к такому повороту событий, заранее формируя кадры для работы в странах, где атеистический режим уничтожал религиозную культуру. Поэтому с падением "железного занавеса" множество миссионеров, педагогов и священнослужителей прибыло из стран Западного мира. В основном это были выходцы из Польши, а также других стран Восточной и Западной Европы. Они проповедовали и преподавали, подготовив педагогические кадры из числа местных жителей. На базе нескольких литовских университетов были созданы факультеты католической катехетики.
Совершенно иной была ситуация с преподаванием основ православного вероучения. В советский период была полностью разрушена система религиозного образования дореволюционной России. Помощи ждать было неоткуда. Приходилось начинать практически с нуля – разрабатывать учебные программы и готовить кадры. Еще одной сложностью был процесс переговоров с администрациями школ. Директора, многие из которых в прошлом – идейные коммунисты, с трудом соглашались на введение уроков религии, чинили разного рода препятствия, иногда настраивая самих родителей против "религиозного мракобесия", но это были скорее частные случаи, которые не повлияли на внедрение уроков религии в школах.
Но главной проблемой был недостаток преподавателей. Учитывая малочисленность православного населения, не представлялось и не представляется до сих пор возможным учредить и содержать высшее учебное заведение православного богословия. Подготовка педагогических кадров для преподавания православной религии осуществляется на заочных и дистанционных формах обучения российских вузов. Установлены академические связи с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Благодаря этому стало возможным обучение студентов из Литвы на заочном секторе педагогического факультета. Предпринимаются шаги по установлению контактов с педагогическими вузами Литвы (Клайпедский университет, Каунасский университет им. Витаутаса Великого, Университет эдукологии Литвы, кафедра катехетики) в области подготовки кадров для преподавания религии.
Для аттестации педагогов создана смешанная комиссия при министерстве просвещения, в которую входят представители епархии, имеющие богословское образование, и эксперты эдукологии. Наравне с преподавателями других предметов учителя религии имеют право получать квалификационные степени: старший учитель, методист и эксперт.
Уроки православной веры преподаются в русскоязычных школах. В настоящее время в них трудятся около 50 дипломированных специалистов. Тогда как в начале 90-х специалистов вовсе не было. В школы пошли добровольцы – представители местной русскоязычной интеллигенции, для которых преподавание религии стало своеобразным миссионерством. Многие из них имели только высшее техническое образование, поэтому им пришлось срочно переквалифицироваться, чтоб быть допущенными в государственные общеобразовательные учебные заведения. Их вера, готовность потрудиться во имя возрождения духовности среди детей и подростков принесли свои плоды. Эти уроки дали многим детям возможность приобщиться к православной вере. Нередкими были случаи, когда воцерковившиеся дети приводили в храм и своих родителей.
Опыт Литвы показывает, что религиозное просвещение в общеобразовательных школах не противоречит развитию светского государства, не препятствует изучению естественных наук и способствует формированию в детях моральных и общечеловеческих ценностей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии