УПЦ пред вопросом спасения. Дмитрий Скворцов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Дмитрий Скворцов

Кого изберут на архиерейском соборе? Не стоит расслабляться, разделяя оптимизм верующих во "стопроцентное избрание" нынешнего местоблюстителя

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил УПЦ в тот момент, когда к войне против «московської церкві» подключилась даже государственная власть. Президент Кравчук, создающий под себя «национальную церковь» во главе с Филаретом, лично звонил с разного рода угрозами членам архиерейского собора 1992 г., на котором полностью дискредитировавший себя Филарет был смещен с должности, а предстоятелем избран митрополит Владимир. Тогда Президиум Верховной Рады опубликовал заявление (предполагалось постановление, но «вето» наложил вице-спикер Владимир Гринев) о признании неправомерным избрания митрополита Владимира главой УПЦ. Беспрецедентный с точки зрения вмешательства государства в дела церкви документ подписали также руководители силовых ведомств (что также не знает примеров), а подчиненные руководителя СБУ Марчука пытались уговорами и угрозами снять направлявшегося в Киев митрополита с поезда. Владыка не уступил давлению. На вокзале долгожданного нового предстоятеля встречало с цветами и церковными гимнами более 50 тыс. человек.

Любовь церковного народа сохранил Блаженнейший до конца своих дней. Сегодня о его упокоении молятся миллионы. Редакция «2000» разделяет скорбь всех, кому дорог митрополит Владимир.

«Геть від Москви» окольными путями

В последние несколько лет – в годы тяжелой болезни – в особое доверие к Предстоятелю УПЦ втерлись его секретари. Развращенные повышенным вниманием украинских политиков самого высокого ранга, они пытались подтолкнуть церковный корабль к смене курса на более выгодный светской власти, нежели верующим, видящим в Церкви прежде всего средство спасения души. Так часть священноначалия стала поддерживать усилия Ющенко на объединение с отлученным от церкви «патриархом Филаретом» в «Единую украинскую первоапостольскую (sic!) церковь», а затем «богословски» обосновывала «благость» продвигаемой Януковичем евроинтеграции.

Собственно, от того, какая из групп (поддерживаемая властью, либо опирающаяся на верующих, как минимум, не усматривающих в единстве с Московским патриархатом препятствий для спасения души) победит, и зависит, в каком направлении идти УПЦ. Вернее, даже – оставаться ли ей частью вселенской Церкви, либо превращаться в общественно-политический институт, не имеющий отношения к главной задаче, которую ставит перед собой церковь – сохранение для человека возможности жизни вечной. Спасение душ через церковные таинства (а не через держание свеч на христианские праздники, как полагают высокопоставленные «подсвечники»), возможно, по церковным законам, лишь в канонической церкви. Таковыми являются поместные церкви, получившие автокефалию (независимый статус) каноническим способом. А он состоит в выполнении нескольких условий.

Во-первых, даровать автокефалию может лишь Церковь-Мать (каковой для УПЦ является Русская православная церковь). Самочинно автокефалия не «виборюється». Иначе она не будет признана всей полнотой вселенского православия (то есть всеми поместными церквами). И это второе условие. В третьих даровать автокефалию Церковь-Мать имеет право только в том случае, если желание отделения от нее будет всеобщим. А подавляющее большинство мирян и большинство духовенства УПЦ – категорически против такого отделения (все, для кого «национальность» Церкви превыше ее единства – еще с начала 90-х в «Киевском патриархате» и т.п. структурах). В-четвертых, автокефалия дается только «цветущей ветви Церкви», чего об «украинском православии», раздираемом разорами и интригами не скажешь.


При несоблюдении этих канонических правил новообразованная структура утратила благодатность спасительных таинств. То есть, прекращает свое существование как Церковь.

Поэтому чтобы соблюсти хоть какую-нибудь видимость канонической автокефалии власть в первые же дни после победы Евромайдана попыталась реализовать план, очевидно, разработанный под омофором госдепа (хотя бы потому, что вне контроля госдепартамента США в Киеве сейчас ничего не происходит) Константинопольским патриархатом, «Киевским патриархатом» и автокефалистским крылом УПЦ (из Киевской митрополии УПЦ и произошла утечка подробностей в редакцию «2000»).

Итак, Церковью-Матерью объявляется Константинопольский патриархат (только на том основании, что Киевская митрополия 450 лет назад входила в его состав). УПЦ возвращается в Константинопольский патриархат, но уже не как самоуправляемая церковь (статус, которым она обладает в МП), а как «Киевская митрополия КП» (в кавычках, потому что каноничность подобных афер более чем сомнительна). Непризнанный «Киевский патриархат» самоупраздняется, а его «духовенство» и верующие вливаются в эту самую «Киевскую митрополию». Главой новообразованной митрополии назначается «молодой европейски просвещенный» и, главное, канонический митрополит Александр Драбинко, а «патриарх Филарета» уходит на заслуженный покой в почетном статусе «объединителя украинского православия».

Как видим, главное для украинской власти и автокефалистского крыла в УПЦ – не собственно автокефалия, а извечное «геть від Москви».

На правдоподобие данного плана указывают и обращение «Филарета» в первый же день победы Евромайдана к УПЦ с призывом к объединению, подкрепленной блокадой самообороной Майдана и «Правым сектором» Киево-Печерской лавр по призыву «Духовной рады Майдана» и беспрецедентные обращения Константинопольского патриарха к украинскому народу[3] (напрямую – без уведомления Патриарха Кирилла и митрополита Владимира) как к своим «преданным сынам и дочерям».

Впрочем, привлечение Константинополя в эту схему может быть и временным – лишь для создания видимости каноничности. То есть, это может быть и промежуточной задачей – с последующим дарованием УПЦ автокефалии. Тут уж – как удобнее США, у которых на содержании находится Константинопольский патриарх, и которые контролируют политические процессы на Украине.

На этот вариант указывает программный «трактат» от 1 июня 2014 г. «Христианство и империя» за подписью Драбинко, в стилистике «штатного богослова» автокефалистов Андрея Дудченко, подводящий к следующему лживому тезису: «исторический опыт Православия свидетельствует, что создание полноценной в политическом и культурном смысле государственности, как правило, приводит к формированию на её территории самодостаточной в каноническом плане церковной структуры». Данный опус в пух и прах разбит несколькими специалистами в церковной истории, однако на страницах официальных церковных СМИ (контролируемых все-той же автокефалистским крылом) данная полемика своего отражения не нашла.

«Навеки с Москвой» по Божьему определению

Главным препятствием для воплощения автокефалистских сценариев является сегодняшний руководитель УПЦ митрополит Онуфрий, чье избрание на пост местоблюстителя через два дня после победы Евромайдана оказалось весьма неприятным сюрпризом для Порошенко, лично прибывшего на заседание того памятного синода. Митрополит Онуфрий заслуженно пользуется огромнейшим авторитетом у верующих и приходского духовенства УПЦ (да и во всей РПЦ).

О том, чем владыка завоевал любовь паствы, «2000» подробно писали в февральском материале «Церковный ответ на революционный вопрос». Напомним лишь основные моменты. Впервые его имя зазвучало – точнее, прогремело – в феврале 1992 г. Тогда епископы Черновицкий Онуфрий, Тернопольский Сергий и Донецкий Алипий проявили незаурядное мужество, отказавшись поддержать прошение (по сути – требование-шантаж) Митрополита Киевского Филарета  к руководству Русской православной церкви о даровании УПЦ автокефалии. «Бунтовщики» были тут же смещены Филаретом со своих кафедр, и тем самым, стали «знаменем» народного протеста против курса на отрыв от русской церкви.

В 2007 г. владыка не побоялся открыто выступить против «настоятельной рекомендации» президента об организации комиссии по созданию «единой поместной церкви»[4]: «Церковным вопросом должна заниматься Церковь, а не президент. То, что Виктор Ющенко дает рекомендации Церкви, используя свое положение, является нарушением Конституции Украины. У нас уже есть Поместная Церковь… Церковь нашу Православную правильно называть не Украинской, а Христовой Церковью на территории Украины. У нас есть все необходимые канонические, административные и духовные права для совершения вневременной миссии Церкви Христовой. Хотелось бы, чтобы политики занимались своим делом – поднятием экономического уровня, а Церковь, в свою очередь, имеет свои обязанности. Пока в государстве каждый отдельный гражданин не начнет заниматься своим делом, у нас будет царить разруха и нищета».

Еще одно размышление владыки на данную тему[5]: «У нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Главная миссия Церкви ― это спасение человеческих душ. В нашей Церкви ― в Русской Православной Церкви ― эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего,― они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено… Есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти… А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут ― на Украине, или в России, или в Белоруссии ― неважно».

В 2008 г., когда митрополит Онуфрий выступил против концепции «геноцида-голодомора» отметил: «Есть такие силы, которые пытаются сделать голодомор клином между Россией и Украиной, мол, русские, россияне угнетали украинцев. Но, я думаю, в России тогда от голодомора погибло больше народу, чем на Украине».

А меньше месяца тому, накануне подписания Порошенко ассоциации с ЕС владыка недвусмысленно заявил, что у Церкви имеется «немало вопросов» в связи с тем, что нынешние киевские власти, как и правительство Януковича, не советуется с народом в вопросе евроинтеграции». «Законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы, – пояснил он в интервью руководителю пресс-службы УПЦ Василию Анисимову[6]. – Мы не можем содействовать и присоединяться к этому миру. Мы должны держать единство с теми людьми, которые хранят Божественный закон. Дело в том, что если не будет на земле людей, хранящих Божественный порядок жизни, то жизнь человека будет обречена, человечество придет к самоуничтожению… Мы четверть века после богоборческих гонений с нищим, бедствующим народом возрождаем на нашей земле веру Христову и укрепляем Церковь Его, а Европа показывает нам уже конкретный пример жизни без Христа. Там все более поощряется вседозволенность, согласно которой жизнь освящается не законом Божьим, а желаниями человеческими».

Показательно, что интервью местоблюстителя, посвященное такой важной теме, как цивилизационный выбор накануне его совершения также не вышло на интернет-портале УПЦ, контролируемом секретарями предстоятеля протоиереем Георгием Коваленко и митрополитом Александром Драбинко.

«В Москву, в Москву» по-любому

Большинство постоянных членов синода являются сторонниками линии митрополита Онуфрия. Некоторые из них еще в прошлом году также рассматривались претендентами на киевскую кафедру. Это, прежде всего, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел и старейший член синода митрополит Одесский Агафангел. Однако во время Евромайдана они выступили с осуждениями сего действа, и сейчас их выдвижение в претенденты на предстоятельство будет рассматриваться властью как вызов, тогда как «кандидатство» местоблюстителя само собой разумеется.

Противником ценностей «еврореволюции» также представляется митрополит Донецкий Иларион. Но это может оказаться «точкой зрения, зависящей от точки сидения». Поэтому, если переместить «точку сидения» из Донецкого бассейна на Печерские холмы, и он, и архиепископ Луганский Митрофан (также член синода) могут оказаться удобными для власти фигурами, демонстрирующими «единство Востока и остальной Украины» в рамках УПЦ. Эту роль может исправно исполнить и уроженец Тернопольской области митрополит Симферопольский Лазарь, в свое время единственный из епископов, поддержавший раскольника Филарета.

Управляющий делами УПЦ МП с расширенными полномочиями Митрополит Бориспольский Антоний с одной стороны заявлял о себе как сторонник церковного единства с Москвой, с другой – поддерживал нынешнюю власть в ее политике по отношению к Донбассу. Вполне возможно, он может оказаться компромиссной фигурой для Церкви и власти. Отчего Драбинко вот уже несколько месяцев ведет против митр. Антония информационную войну.

Однако Предстоятель УПЦ избирается не синодом, а архиерейским собором (съездом епископов Украины). И здесь у представителя автокефалистов при административном ресурсе власти шансы отнюдь не призрачные. За время пребывания Драбинко личным секретарем предстоятеля чуть ли не треть епископов были поставлены на кафедры при его непосредственном участии. Это, как правило, люди его нравственных норм и возрастной группы (т.н. «младоепископы»). Еще треть – сервилисты, которые займут сторону того, кто в данные момент сильнее. И лишь около трети – сторонники церкового единства.

Не следует забывать и то, что в руках ставленников Драбинко – информобеспечение в виде СМИ, подконтрольных Игорю Коломойскому, с которым митрополит Александр в последнее время наладил связи.

Совсем не случайным в этой связи выглядит недавнее поздравление от Драбинко украинским журналистам в связи с их профессиональным праздником (вы, кстати, можете себе представить поздравление обычного секретаришки – пусть даже президентского – украинским журналистам?).

«То, что мы встречаем этот праздник уже в новой — морально и политически обновленной — стране, во многом заслуга именно украинских журналистов, – пытается заручиться поддержкой неуперов тот, кто от «прошлой страны» получил все земные блага. – Последние годы Украина задыхалась во лжи. Журналистов покупали и перепродавали как невольников на рынках Османской империи. И хотя наша журналистика немало потеряла от этой позорной торговли, в значительной степени именно ей мы обязаны сегодня той свободе слова, которой мы пользуемся сегодня, после событий Киевского Майдана».

Но лестью коллегам по второй древнейшей наш медиа-митрополит не ограничивается, и идет даже на предательство: «Парадоксально, но факт. В то время, когда церковные иерархи и священники не нашли в себе сил и мужества свидетельствовать о правде (и это тогда как о ней «неправильно» свидетельствовали, обличая братоубийственный путч лучшие проповедники УПЦ – от митрополитов до приходских священников, – Д.С.), на ее защиту стали журналисты: известные, чьи имена знала вся страна, и самодеятельные, ведущих репортажи с площади с помощью мобильных телефонов и планшетов. Люди осознали, что их обворовывают, не только материально, но и духовно — отбирая право знать правду и жить по совести. И жертвенно защищая Правду, им удалось не только отстоять свои гражданские права, но и выпрямиться духовно, стать лучше, ближе к Богу».

Упомянув всуе Господа православный митрополит плюет и в спину своим вчерашним благодетелям, из рук которых принимал не только государственные награды: «Не дадим вчерашним тиранам и силам, которые их поддерживают,  посеять в нашей стране зерно гражданской войны… Если мы вспомним опыт первых христианских «журналистов», то увидим, что слово Божие всегда побеждает. Кем были авторы Синоптических Евангелий?». Понятно кем – журналистами (прости, Господи, что «чудо» такое завелось на нашей земле!).

Что же касается церковных СМИ, то их курирует пресс-секретарь покойного Предстоятеля УПЦ, глава синодального информационного отдела протоиерей Георгий Коваленко. Впрочем, Коваленко способен легко предать любого патрона, тем более митрополита Александра, который и сам во время расследования «недостач» на строительстве многомиллионного по стоимости строительства крупнейшего в мире православного собора, пытался свалить всю вину на подельника – Коваленко.

Это далеко не единственная финансовая махинация, имеющая отношение к Драбинко. Об уголовных делах, связанных с его именем мы подробно писали в материале «Пощечина вселенского масштаба». Заметим лишь, что в связи с победой Евромайдана, уголовное дело о похищении монахинь прекращено, все обвиняемые выпущены. Сейчас генпрокуратура активно занимается отмыванием Драбинко, представляя жертвой давления Януковича на Предстоятеля УПЦ МП.

В худшие для Драбинко времена (уголовных и внутрецерковных расследований) претендентом на место Предстоятеля УПЦ МП, способного привести её к автокефалии рассматривался митрополит Винницкий Симеон – лицо особо приближенное к Порошенко, известный насильственным переводом в епархии церковной службы с церковно-славянского языка на украинский. В связи с избранием Порошенко этот вариант вновь актуален. Тем более что сам Драбинко, по отзывам близких к нему людей, более склонен не к кропотливой административной работе, а представительских функций, то есть – возобновления на посту главы ОВЦО, которая позволяет наслаждаться мирскими благами (пышные церемонии-возлияния-славословия) на бесчисленных (в т.ч. и зарубежных) приёмах, практически ничего не делая. Да и сам Порошенко, мягко говоря, испытывает неприязнь к Драбинко (знает ему цену). Вопрос – сможет ли Петр Алексеевич переубедить заокеанских «друзей Украины» сменить фигуру, и продавить «своего» Сименона?

Еще одна фигура, более чем устраивающая власть – Митрополит Черкасский Софроний. В отличие от скрытых автокефалистов, этот человек никогда не скрывал своих взглядов (потому – дабы не «засвечивать» раньше времени – и не был принят в их ряды). С началом гражданской войны на Украине владыка выступил в роли духовного наставника «Правого сектора», позволяя в адрес государственных деятелей РФ выражения свойственные именно лидерам радикалов, нежели архипастырю. Характерно, что на резкое сближение с митрополитом пошел в последние недели Драбинко, хотя именно митрополит Софроний по поручению синода вскрыл многомиллионные недостачи на долгострое кафедрального собора, кураторами строительства которого были Драбинко и Коваленко. Свое возмущение этим кураторством владыка тогда не скрывал и перед митрополитом Владимиром.

До архиерейского собора осталось ждать не так уж и долго. Архиерейский собор намечен на 13 августа. К этому времени с половиной его участников (из числа драбинковых младоепископов и сервилистов) могут провести соответствующую работу как главы госадминистраций, так и сами олигархи – кого подкупить, а кого и о «возможных» проблемах «предупредить». Так что не стал бы я разделять оптимистические настроения верующих по поводу митрополита Онуфрия. Но! Новоизбранного Предстоятеля утверждает Патриарх Московский. Последнее слово – за ним.