УПЦ и диаспора: оправдано ли открытие приходов за границей. Ярослав Нивкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В результате войны Украина может потерять свыше 5 млн, большинство из которых – верующие УПЦ. Фото: СПЖ

Украину покинули уже 7 миллионов людей. Страна теряет граждан, УПЦ – своих верующих. Что нас ждет впереди, как Церкви существовать в новых условиях?

Одним из пунктов в постановлениях Собора УПЦ (п. 8) было решение об окормлении диаспоры. В нем говорится, что из-за войны Украину покинуло 6 миллионов человек, большинство из которых – верующие УПЦ:

«Поэтому в Киевскую Митрополию УПЦ приходят обращения из разных стран с просьбами открыть украинские православные приходы. Очевидно, что многие соотечественники вернутся на Родину, но немало и останется на постоянное проживание за рубежом. В этой связи Собор выражает глубокое убеждение, что Украинская Православная Церковь не может оставлять своих верных без духовной опеки, должна находиться рядом с ними в их испытаниях и организовывать церковные общины в диаспоре».

И это одно из важнейших решений Собора УПЦ в Феофании. Критики увидели в нем лишь попытку присвоить себе права автокефальной Церкви, но в реальности открытие приходов за рубежом – это насущная необходимость, и в первую очередь – необходимость для верующих. Ведь указанная Собором УПЦ цифра беженцев в 6 миллионов за короткое время уже успела устареть. По данным ООН, Украину с начала войны покинуло уже более 7 миллионов жителей. Конечно, кто-то из них захочет вернуться, но если война затянется, то, по словам директора Института демографии и социсследований Эллы Либановой, Украина может потерять около 5 миллионов человек. И очень важно осознать кто эти миллионы. А это – молодые женщины с детьми – будущее нашей страны.

Журналист и писатель Елена Сачко пишет:

«Я знаю, что многие не вернутся никогда. Даже если сейчас они так не думают. Но не вернутся. Хотя бы потому, что сейчас они начинают все с нуля. И через три месяца, полгода, год у них уже будет не нолик, а хотя бы единичка. А у кого-то и тройка. А кто-то и в десятку выстрелит. А вернувшись, они будут вынуждены будут опять обнулиться. Захотят ли? Вряд ли. Это ресурс, а он не бесконечный.

Начинать каждый раз с нуля – это очень тяжело. Да и когда дети начнут щебетать по-польски, по-немецки, по-венгерски, обязательно мелькнет мысль: они уже здешние, зачем им назад? Что это значит для меня? ... То, что генофонд страны обеднеет. То, что наш маленький мир, здешний мир, действительно никогда не будет прежним».

Да, когда-то война закончится, но уже уехавшие – не единственные наши возможные потери. «Когда снимут запрет на выезд мужчинам, то многие мужчины из этих семей поедут к ним туда. Семьи воссоединятся, но не в Украине», – утверждает Либанова.

Когда человек получает тяжелую травму или ранение, первое время он пребывает в состоянии болевого шока и не в состоянии осознать, что с ним будет дальше. Украинцы пока находятся именно в таком состоянии. Но нам уже сейчас необходимо попытаться заглянуть в свое «завтра», понять – как нам жить в новых, поствоенных условиях.

Нас давно не 52 миллиона

В начале 90-х, на заре независимости Украины на билбордах и телеканалах транслировался слоган социальной рекламы «Нас має бути 52 мільйони. Кохаймося!»

Соцреклама 90-х в Ужгороде. Фото: 4studio.com.ua

С тех пор указанная цифра стала недосягаемой мечтой. По данным Госстата, последний раз прирост населения наблюдался в Украине еще во времена СССР – в 1990-м году, с тех пор оно только уменьшается. Без всяких войн население Украины катастрофически сокращалось. В 2020 году министр Кабмина Дмитрий Дубилет озвучил цифру в 37 миллионов. Но по мнению многих экспертов и она была чересчур оптимистична. И тому было много причин.

По заявлению директора Киевского городского центра репродуктологии и перинатальной медицины Вячеслава Каминского, все годы независимости в Украине постепенно нарастал демографический кризис. После Евромайдана смертность в Украине превысила рождаемость вдвое. Советник председателя Госкомитета статистики Украины Наталья Власенко утверждает, что в последние 8 лет наша страна ежегодно теряла больше 350 тысяч человек. Если в 1991 году в стране было около 12 миллионов детей, то в 2021 – только 7. И вот теперь больше половины от этой цифры покинуло страну в колоннах беженцев.

В ООН говорят, что настолько широкомасштабных перемещений детей и мирных жителей в такой короткий период мир не видел со времен Второй мировой войны.

«Семьи и громады были разрушены и уничтожены. За чуть больше трех месяцев около 14 миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома, большинство из них женщины и дети – масштабов и скорости такого перемещения еще не знала история», – в заявлении кризисного координатора Организации Объединенных Наций в Украине Амина Авада.

А поскольку никаких предпосылок к окончанию войны в Украине мы пока не видим, можно с уверенностью говорить – такие перемещения, в том числе и эмиграция из страны, продолжатся.

Вызовы перед УПЦ

Но в центре Европы территории никогда не будут оставаться пустыми. Если их покинут украинцы – придет кто-то другой.

Еще в мирное время замдиректора Института демографии и социсследований Александр Гладун заявлял, что из-за демографического кризиса существует угроза постепенного замещения украинской нации мигрантами из регионов Азии. У нас уже сейчас достаточно много покинутых сел (ежегодно их исчезает около 20), которые постепенно будут заполняться не украинцами. Существует огромная вероятность, что иммигранты не будут даже христианами.

Потому и государство, и Церковь столкнутся с двумя серьезными, но связанными между собой проблемами.

  1. Массовая эмиграция украинцев в другие страны.
  2. Замена уехавших украинцев «чужаками» – людьми другой культуры, менталитета и веры.

И эти проблемы ставят перед Церковью очень сложные задачи. Если миссионерство среди «чужаков» – дело завтрашнего дня, то поддержка уехавшим прихожанам нужна уже сейчас.

Сегодня практически на каждом приходе УПЦ в центре и юго-востоке Украины – большие потери. Мужчины воюют на фронте, а женщины с детьми – находятся за границей. И перед УПЦ стоит очень серьезная задача – как не потерять своих прихожан, как не дать им на чужбине отдалиться от Церкви, как их духовно поддержать и т. д.

Приходы УПЦ за границей: можно или нет?

Итак, около 7 миллионов украинцев с начала войны уехали за границу, есть огромная вероятность, что около 5 миллионов там и останутся. Что делать УПЦ? Ведь до последнего времени она могла действовать за рубежом только как часть Русской Церкви.

Есть множество свидетельств, что украинские беженцы или отказываются посещать храмы РПЦ в Европе, или делают это с большим нежеланием. Безусловно, с точки зрения христианства это неправильно, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же». Но многим людям пока очень тяжело переступить через себя. Если человек в результате вторжения РФ потерял близких, если война разрушила его дом, то для утишения внутренних бурь ему нужно время. Слово «русский» у него вызывает лишь негатив, даже если это Церковь. Да, можно таких людей гневно обличать, но они больше других нуждаются в поддержке, утешении, нуждаются в Боге.

Как мы знаем, Церковь Христова в мире одна. Поместные Церкви в Сербии, Польше, Чехии и т. д. – это части, которые вместе образуют единую вселенскую Православную Церковь. Соответственно, если верующие УПЦ выехали в другую страну, на территорию другой Поместной Церкви, они точно так же могут исповедоваться, причащаться и участвовать в других таинствах. Но, будем откровенны, не так-то легко влиться в общину в другой стране, особенно, если ты не знаешь язык. Потому Украинская Православная Церковь и организовывает для беженцев приходы за рубежом.

Как говорит глава ОВЦС УПЦ о. Николай Данилевич, «у нас есть принцип, мы открываем приходы нашей Церкви только в тех странах, где нет автокефальных Православных Церквей, в частности, в Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Франции и т. п. Если речь идет о Европе, то это около 19 стран». На территории этих стран за время войны открыто уже 10 приходов, еще 10 – в процессе организации. Однако открываются украинские приходы и на территории «православных» стран: Польши, Сербии, Румынии. По словам о. Николая, при организации таких общин «юрисдикционные вопросы решаются. Поместные Церкви идут нам на встречу».

Если беженцы в какой-то стране хотят открыть приход, они пишут прошение на имя Блаженнейшего Онуфрия с подписями и им присылают священника. «Чтобы община состоялась, во-первых, нужно, чтобы были люди; во-вторых – чтобы был священник; и в-третьих, чтобы было место для служения, которое уже подыскивается после того, как выполнены первые два условия», – говорит глава ОВЦС УПЦ.

Интересно, что в таких приходах меняется и роль священника, который не просто приходит в храм и проводит богослужение. Он становится для людей духовной опорой, пастырем.

«Специфика работы и миссии священника заграницей состоит в том, что он не должен сидеть в храме и ждать, когда к нему кто-нибудь придет, а сам должен идти к людям, искать их, общаться с ними, ходить по местам раздачи гуманитарной помощи, по местам, куда прибывают автобусы из Украины, где собираются люди. Фактически это миссионерское, апостольское служение в том смысле, что апостол означает «посланный» – вот потому и ссылаются священники за границу для того, чтобы собирать людей, оказывать им духовную помощь», – говорит о. Николай.

***

Украинская Православная Церковь находится в самом начале своего «диаспорного» пути. Не она этот путь инициировала, не она заставила миллионы украинцев покидать свои дома и искать спасение на чужбине. Потому вряд ли уместно сейчас водить пальцам по строкам церковных уставов, поучая, кто имеет право опекать украинцев за рубежом, а кто – нет. УПЦ не может бросить своих чад в трудную минуту. А ведь сейчас именно такой момент – люди особо нуждаются и в церковных таинствах, и в мудром слове и просто утешении.

Мы надеемся, что война скоро закончится, надеемся, что наши соотечественники за границей смогут вернуться домой в свои родные храмы, мы их тут очень ждем. Но если этого не случится, они должны иметь возможность жить полноценной церковной жизнью в тех обстоятельствах, в которых они оказались не по своей воле. И они должны знать, что Украинская Православная Церковь заботится о каждом своем верующем, что это Церковь украинского народа. Даже если этот народ – не в своей стране.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/89033-upc-i-diaspora-opravdano-li-otk...