УПЦ и «а где вы были восемь лет». Назар Головко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Действительно ли УПЦ благословляла АТО? Фото: СПЖ

С началом войны в Украине возникла «мода» обвинять УПЦ и ее Предстоятеля в молчаливом одобрении АТО на Донбассе, длившейся с 2014 года. Справедливы ли такие обвинения?

После начала войны в Украине, а в особенности после Собора в Феофании, внезапно посыпались обвинения в сторону Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля, мол, УПЦ и Митрополит Онуфрий никогда не протестовали против войны на Донбассе и чуть ли не благословляли ее. 

Эти обвинения можно рассматривать как реакцию на волну «непоминовения» Патриарха Кирилла, которая началась в УПЦ вскоре после вторжения РФ. Ведь «непоминающие» во многом оправдывали свои действия несогласием с позицией Патриарха, который, скажем так, публично не выражал недовольство «специальной военной операцией».

Сейчас настойчиво продвигается тезис, что Блаженнейший Онуфрий с 2014 года никак не протестовал против войны на Донбассе, а потому украинцам стоит провести параллели и «успокоиться».

Например, московский священник и блогер Георгий Максимов заявил в одном из своих видео, что ему неизвестны слова Митрополита Онуфрия с требованиями мира и прекращения войны на Донбассе, что Блаженнейший молчал, даже когда захватывали и разрушали храмы УПЦ. А раз тогда молчал Митрополит Онуфрий, значит, сейчас у украинцев не может быть никаких претензий к Патриарху РПЦ.

И мы сейчас никоим образом не оправдываем «непоминающих» и тем более не критикуем Патриарха Кирилла – он имеет право действовать так, как считает правильным для Церкви. Но тезис о молчании с 2014 года УПЦ и Блаженнейшего Онуфрия нуждается в уточнении.

Ведь Максимов такой не один. Сейчас среди одобряющих «СВО» политиков, ЛОМов и блогеров немало таких, кто начал говорить в адрес УПЦ одну и ту же фразу – «а где-вы-были-восемь-лет»? Суть ее можно свести к набору стандартных вопросов-возражений, которыми определенная часть людей пытается оправдать войну в Украине: почему УПЦ все эти годы молчала? Почему молчал Блаженнейший Митрополит Онуфрий? Что сделала УПЦ для того, чтобы остановить АТО? Как и чем помогала Церковь жителям Донбасса? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Почему УПЦ молчала все восемь лет войны на Донбассе?

Как-то даже удивительно, что приходится напоминать еще вчера очевидные факты, что именно из-за позиции по донбасскому вопросу УПЦ хулили и хулят все ее недруги во власти и так называемые «патриоты».

Среди одобряющих «СВО» политиков, ЛОМов и блогеров немало таких, кто начал говорить в адрес УПЦ одну и ту же фразу – «а где-вы-были-восемь-лет»?

С самого начала конфликта на Донбассе наша Церковь заявляла, что ее верующие – по обе стороны фронта, а сама война носит характер братоубийственной. Именно позиция УПЦ позволила огромному количеству людей, проживающих в зоне конфликта, не утратить веру в Бога, не потерять человечность и остаться с канонической Церковью. Более того, они смогли убедиться в том, что УПЦ является той единственной силой, которая способна «сшить» разорванную войной Украину.

Отношение Церкви к конфликту прекрасно демонстрируется в обращении епископата УПЦ по случаю 1030-летия со дня Крещения Руси: «Наши особые слова сегодня обращены к тем чадам Украинской Православной Церкви, которые проживают на Донбассе и страдают от боевых действий: Братья и сестры! Вы не одиноки в ваших испытаниях. Вся наша Церковь ныне молится, сопереживает, помогает и будет продолжать молиться, сопереживать и помогать вам. Ваши страдания и ваша боль отзывается болью в наших сердцах. По словам апостола Павла, "страдает один член, с ним страдают все члены" тела, то есть Церкви Христовой (1Кор. 12, 26). Выражаем благодарность архипастырям, пастырям, монашествующим и всем мирянам той части Донбасса, где полыхает пламя войны, за ваше мужество, за пребывание со своей паствой, за терпеливое несение испытаний, которые выпали на вашу долю. Молимся Всемилостивому Богу и верим, что война скоро закончится и Бог всякую слезу с очей ваших сотрет (Откр. 21, 4)».

И это не только слова. Потому что за 8 лет конфликта Церковь отправила на Донбасс тысячи тонн гуманитарной помощи, постоянно призывала стороны конфликта к переговорам, принимала самое деятельное участие в освобождении пленных. В то время даже власти, настроенные негативно по отношению к Церкви, прекрасно понимали, что без посредничества УПЦ освободить пленных не удастся, так как только наша Церковь обладает моральным авторитетом по обе стороны фронта. И результаты, как мы знаем, были. Сотни пленных были освобождены, что вынудило даже такого врага Церкви, как Порошенко, поблагодарить УПЦ за самое деятельное участие в этом процессе.

При этом Украинская Православная Церковь постоянно подчеркивала, что ее миссия «в условиях конфликтов и войн заключается в примирении сторон», а митрополит Антоний (Паканич) отмечал, что «если Церковь в сложившихся условиях пытается быть с людьми, с гражданами Украины, по обе стороны линии фронта, независимо от их политических или идеологических взглядов, если Церковь сохранила возможность для диалога, который позволил сделать реальным этот обмен пленными, то это следует ценить». Никто, конечно, не ценил. Ни тогда, ни сейчас.

На протяжении многих лет от УПЦ требовали осудить РФ, назвать Россию агрессором и занять исключительно одну, «правильную» сторону в конфликте на Донбассе. На что Церковь неизменно отвечала, что в ее функции не входит обязанность давать политические оценки происходящим событиям. Такая позиция не позволила, по словам Патриарха Кирилла, «втянуть Церковь в конфликт ни на одной из его сторон». Более того, он подчеркнул, что «в миротворческом подвиге Украинской Православной Церкви проявляется ее любовь к Украине, ее подлинный патриотизм», а «события последних лет подтверждают, что Украинская Православная Церковь остается единственной силой, способной объединять украинское общество».

И Церковь действительно пыталась это общество объединить, например, через проведение Всеукраинского крестного хода 2016 года. Тогда из Святогорской и Почаевской лавр вышли две огромные колонны паломников и, пройдя через 12 епархий Украинской Православной Церкви, встретились в Киеве, чтобы продемонстрировать церковное единство Украины. А ведь то шествие вызвало настоящую истерику и среди воинствующих политиков, и среди «патриотов», и в СМИ. Крестоходцев не пускали в города, «минировали» дороги, устраивали физические нападения. И все именно потому, что крестный ход шел против войны на Донбассе, за мир в стране.

Крестоходцев не пускали в города, «минировали» дороги, устраивали физические нападения. И все именно потому, что крестный ход шел против войны на Донбассе, за мир в стране.

Из всех этих выборочных примеров становится очевидно, что Церковь не только не молчала, а делала все возможное, чтобы остановить конфликт. Но это почему-то забыли те, кто поддерживает нынешнюю войну в Украине. Как забыли и то, что на протяжении 8 лет делал для мира на Донбассе Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Молчал ли Предстоятель УПЦ?

С самых первых дней вооруженного противостояния на Востоке Предстоятель УПЦ благословил во всех храмах нашей Церкви усиленную молитву за мир в Украине. Во время всех Великих постов, имевших место за это время, молитва за мир усугублялась чтением Псалтыри, Евангелия и личной аскезой. Человек верующий понимает, что молитва – это не формальность, а главное оружие христианина, его главное дело и самое сильное средство для достижения мира.

Были и прямые обращения Митрополита к политикам, к тому же Порошенко и Путину. Например, в 2017 году он просил «повлиять на ситуацию, которая сегодня сложилась на Донбасской земле, и сделать все, чтобы прекратить стрельбу на Праздник Пасхи Христовой и следующую Светлую неделю. А для всех пленных сделать духовную пасхальную акцию: "Открой дверь для священника"».

Предстоятель УПЦ четко демонстрировал, что в войне на Донбассе он придерживается позиции мира и справедливости, даже если эта позиция вызывала шквалы негатива со стороны власти и общества.

«Эта война (на Донбассе, – Ред.) гражданская. Это я знаю от епископов, которые там служат. Отец – в Нацгвардии, сын – в повстанской армии. Брат на одной стороне, другой брат – на другой. Это война братоубийственная. И Церковь, как после революции 1917 года, так и 2013-2014 всегда призывала, чтобы люди примирились друг с другом, простили друг другу. На основе войны и крови ничего хорошего возвести нельзя», – так говорил Митрополит Онуфрий в 2015 году, в разгар боевых действий, когда любое отрицание агрессии РФ могло человеку стоить очень дорого.

На основе войны и крови ничего хорошего возвести нельзя.

Митрополит Онуфрий

Митрополиту Онуфрию до сих пор вспоминают его «сидение» в Верховной Раде 28 мая 2015 года, когда он не встал вместе со всеми во время чествования погибших в АТО военных, получивших звание «Героев Украины». Позже Блаженнейший заявил, что этот поступок он совершил в знак протеста против войны «как явления», и отметил, что УПЦ хочет ее прекращения: «Мы не встали, потому что это был наш знак протеста против войны как явления. Мы не хотим, чтобы война продолжалась на нашей земле. Мы не хотим, чтобы люди убивали друг друга. Мы хотим мира и чтобы на нашей земле было Божье благословение».

А ведь за призывы к миру тогда людей сажали в тюрьму, как это произошло с журналистом Русланом Коцабой.

Достижение мира в Украине всегда было самым большим желанием Митрополита Онуфрия. И если быть честными до конца, то никто в Украине не сделал больше чем Блаженнейший для облегчения страданий людей, оказавшихся в зоне конфликта. Материальная помощь, медикаменты, одежда, продукты питания – все это регулярно тоннами отправляли на Восток по благословению своего Предстоятеля верующие УПЦ. Он всегда подчеркивал, что война на Донбассе – «это наша боль». И сейчас спрашивать у Митрополита Онуфрия, где он был на протяжении 8 лет войны на Востоке Украины, может или человек без совести, или страдающий полной амнезией.

***

Для нашей Церкви война в Украине началась не 24 февраля 2022 года, а еще в 2014 году, когда прогремели первые взрывы в Донецкой и Луганской областях. Все эти годы Церковь сострадала всем матерям – и тем, кто терял своих сыновей в Донецке и Луганске, и тем, чьих сыновьей посылали туда воевать. Все эти годы Церковь делала все, что могла, для достижения мира на этих территориях. Не изменила она своей позиции и сейчас, когда война охватила большую часть Украины. Не изменила потому, что Христос сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

https://spzh.news/ru/zashhita-very/88907-upc-i-a-gde-vy-byli-vosemy-let