Униатская улыбка с лукавым прищуром: к 30-летию восстановления унии. Диакон Сергей Герук
К юбилею реанимации УГКЦ: о встрече Михаила Горбачева с папой Римским в 1989 году, возрождении УГКЦ, и о том, что из этого вышло.
Лидер украинских униатов «блаженнейший Верховный Архиепископ УГКЦ» Святослав Шевчук в который раз заявил о претензиях на древнюю православную святыню – собор Софии Киевской, воздвигнутый в ХІ веке киевским великим князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.
Здесь же, на территории Софии, последние 200 лет (до 1918 г.) находилась резиденция Киевских митрополитов. С иезуитским лукавством Шевчук заявил, дескать «святая София является нашим материнским кафедральным храмом, поскольку к нему имеют отношение все ветви украинского христианства». И аргументировал свои измышления тем, что Киев назван вторым Иерусалимом, а вот де храм Гроба Господнего в Иерусалиме не принадлежит ни одной из конфессий, а «является общехристианским». При этом, снова таки, лукаво умалчивает о том, что в храме Гроба Господнего молились и копты, и армяне, и католики еще до отпадения от единой Церкви. А греко-католики возникли в результате пресловутой Брестской унии 1596 г., через полтысячелетия после возведения святой Софии Киевской.
В ногу с политическим и военным демаршем
«Блаженнейший Верховный Архиепископ УГКЦ» Святослав Шевчук
Любопытно, что все всплески греко-католической экспансии всегда проходили и происходят в атмосфере политических кризисов и потрясений с участием западных европейских, а сейчас и американских «благодетелей». Напомним, что и само рождение унии на территории нынешней Украины было продиктовано политикой Речи Посполитой, под игом которой пребывало Православие украинского правобережья.
Известно, в каком бедственном положении пребывала правобережная Малороссия после принятии в 1596 году злосчастной Брестской (Берестецкой) церковной унии, породившей нынешнюю УГКЦ, согласно которой ряд епископов-предателей во главе с митрополитом Михаилом Рогозой перешли в подчинение папе Римскому. Исторические документы свидетельствуют, что четверть века православные правобережной Малороссии, находившейся под властью Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, были жестоко гонимы, мучимы и убиваемы, четверть века они оставались без митрополита.
Православная Киевская митрополия была восстановлена лишь в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания Православной Церкви со стороны государства. Кстати говоря, в 1686 году патриархом Константинопольским Дионисием IV был предоставлен тот самый «томос» о присоединении Киевской митрополии к Московской патриархии (март 1686 — 17 октября 1687 года), который 11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата из Стамбула посчитал незаконным и «отозвал» его. Что и стало причиной возникновения на нынешней Украине новой раскольничьей структуры ПЦУ во главе с раскольником и самозванцем Епифанием.
О чем рассказывают дневники Петра Могилы
В 2011 году по инициативе Киевской Духовной Академии и Семинарии были изданы дневниковые «Записки святителя Петра Могилы». В предисловии митрополита Владимира (Сабодана; +2014) говорится, что дневники Петра Могилы «являются уникальным трудом святителя, так как не только иллюстрируют различные виды его деятельности по защите Православия от еретиков-униатов, но и открывают для нас внутренний мир этого выдающегося церковного, культурного и государственного деятеля».
«Собственноручные записки» Владыки Петра – это уникальный памятник церковной истории и литературы. Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, — также цитируется в начале указанной книге С. Голубев, — Петр Могила с не меньшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдово-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних» 3.
Святитель Пётр Могила, митрополит Киевский
Есть множество удивительных фрагментов, рассказывающих о том, как Господь срамил униатов, захвативших практически всю правобережную Украину, показывая наивному люду, приходившему на униатские службы, что в «таинствах» греко-католиков не то что нет благодати Божией, но они являются кощунственной хулой на Святого Духа.
В Дневнике Святителя приведены сказания, обличающие заблуждения католицизма, в частности, учение о чистилище, которое якобы проходят души после смерти, и введение новостильного календаря. Приведем одно из них:
«Некий влиятельный пан, перешедший в католицизм, стал, по совету ксендзов, требовать от православных священников, чтобы они праздновали Рождество Христово по новому стилю. Он требовал дать разрешение на ядение мяса. Когда же священники решительно отказались, их посадили в тюрьму. Находясь в заключении, служители Божии стали усердно молиться Господу: «да не оставит Он веру святую православную в смех и поругание мерзкому отступнику, но вскоре да отмстит озлобление их». Еще не была окончена молитва, как защитник нового календаря жестоко заболел и через несколько часов скончался». (Со временем, униаты, «маскируясь» под православных, перешли на юлианский календарный стиль. – авт.).
Есть и еще одна запись — о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Святитель Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду. Подобных примеров, с указанием дат, приходов, имен духовенства и мирян, в Записках великое множество.
Позднее святитель Петр Могила вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение — маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита. Ныне – известный мужской монастырь – Голосеевская пустынь.
С распадом Союза
Вернемся в ХХ-й век. Образование независимой Украины в результате распада Советского Союза также сопровождалось массовыми захватами православных храмов греко-католиками на территории всей Западной Украины.
Точнее, это началось еще в преддверии развала СССР, после визита Михаила Горбачева в Ватикан и встречи с римским папой Иоанном Павлом ІІ в ноябре-декабре 1989 года, после чего на территории Украинской ССР была легализована Украинская греко-католическая церковь, прекратившая свое существование после окончания Второй мировой войны. УГКЦ всячески поддерживала гитлеровский режим на оккупированной территории западно-украинских земель, благословляла добровольцев дивизии СС «Галичина», воевавшей в составе войск нацистской Германии.
В 1946 году во Львове прошел собор УГКЦ под председательством протопресвитера Гавриила Костельника, на котором присутствовал митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), патриарший экзарх РПЦ (+1968). На соборе был провозглашен исторический акт ликвидации Брестской унии 1596 г. и «возвращения верующего населения западно-украинских земель из долговекового униатского плена к православной вере его предков – той веры, в которой оно крестилось и жило до 1596 года».
Несмотря на жесткий советский контроль, униатский дух жил и тлел в националистических «катакомбах» Западной Украины. И во весь голос заявил о себе после распада Союза СССР.
Встреча Михаила Горбачева с папой Иоанном Павлом ІІ в Ватикане 1 декабря 1989 г.
Интересен также факт 30-летней давности: накануне этой знаменательной встречи советского президента с папой Римским, в Ивано-Франковске вышедшими из полувекового подполья униатами был захвачен Воскресенский кафедральный собор. Кто сообщил о грядущем знаменательном акте возрождения УГКЦ националистическим группировкам догадаться нетрудно, учитывая сегодняшний заокеанский контроль религиозной ситуации на Украине. Но тогдашний Ивано-Франковской архиепископ Макарий (Свистун, +2007) в знак протеста закрылся в соборе и объявил бессрочную голодовку, о чем тут же оповестили мир «вражеские голоса» – радиостанции «Голос Америки», «Свободная Европа» и Би-би-си.
Перепуганный (тогда еще законный) будущий раскольник митрополит Филарет (Денисенко) получил за это, надо полагать, немалую взбучку от Леонида Кравчука, на тот момент занимавшего высокую должность в Политбюро УССР заведующего идеологическим отделом, секретаря ЦК Компартии Украины.
Архиепископ Макарий был смещен с кафедры, греко-католики воссели в захваченном соборе, в Ивано-Франковской епархии за короткий срок униатами были захвачены многие сотни православных храмов Западной Украины. Через некоторое время, потерпевший фиаско на патриарших выборах в РПЦ Филарет, будет инициировать предоставление Украинской Православной Церкви автокефалии, и главным аргументом для этого станет именно факты греко-католической экспансии.
Сегодня
Характерно, что начало строительства нового патриаршего собора униатов в столице Украины состоялось в преддверии первого Майдана в 2004 г., а перенос патриаршего центра УГКЦ из Львова в Киев произошел накануне Дня независимости, 21 августа 2005 г., при правлении президента Виктора Ющенко.
Патриарший Воскресенский собор УГКЦ в Киеве
После второго Майдана 2014 г., при правлении Петра Порошенко, когда на востоке страны вспыхнули боевые действия, униаты возымели желание служить в древней православной святыни – Софии Киевской (ХІ в.), пребывающей в распоряжении государства в качестве культурно-исторического заповедника.
К огорчению Святослава Шевчука, очередная попытка заполучить право служения в древнейшем православном храме Киевской Руси на Благовещение 2019 года ему все же не удалась, хотя разрешение от Минкульта, курирующего религиозную жизнь Украины, было получено. Под предлогом срочных реставрационных работ литургия греко-католиков в Софии была отменена, очевидно, в связи с грядущими президентскими выборами, и без того накалившими религиозную обстановку на Украине с новоявленным Томосом и признанием Константинопольским патриархатом раскольников УПЦ КП и УАПЦ. А еще писали в СМИ, якобы сам Филарет лично обратился к президенту Порошенко с требованием не допустить греко-католиков до Софии Киевской, хотя они и были приглашены сюда на так называемую интронизацию Епифания 3 февраля декабря 2019 года.
И, вот, новые заявления лидера униатов по поводу предоставления Софии Киевской «всем христианским деноминациям», поскольку эта святыня «общенациональная» и является по выражению «верховного архиепископа» греко-католиков «нашим материнським кафедральним храмом».
Те же аргументы высказывались неоднократно частью политической элиты по поводу общего пользования Почаевской и Киево-Печерской лаврами. Чаяния униатов всячески поддерживаются ныне политиками националистического толка всех рангов, считая УГКЦ «самой патриотической церковью Украины, исторической наследницей и выразительницей лучших национальных идей». Но история, как было замечено выше, свидетельствует об обратном.
«Нас порізнили, розвели»: о послании Тараса Шевченко латинянам
Известно, что великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был замечательным художником. Пребывая в Киеве, он любил бродить по его отдаленным уголкам и окраинам, делая карандашные зарисовки храмов и монастырей, которые потом превращались в акварели.
Одна из них – «Аскольдова могила» - Никольский храм на кладбище в урочище, неподалёку от Киево-Печерской лавры, где, согласно преданию был убит киевский князь Аскольд (+конец ІХ в.). Не мог он знать, конечно, что через сто с лишним лет, в феврале 1990 года, в результате той самой упомянутой встречи в Ватикане Михаила Горбачёва с папой Иоанном Павлом ІІ, первым храмом в Киеве, переданным греко-католикам (в Киеве греко-католических церквей не было никогда), станет именно эта небольшая Никольская церковь на Аскольдовой могиле.
Т. Г. Шевченко. «Аскольдова могила». 1846 год. Акварель
Ровно через год после написания упомянутой акварели из-под поэтического пера Шевченко родились строки известного стихотворения «Ще як були ми козаками»
Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвіли,
Неначе лілії, дівчата.
Пишалася синами мати,
Синами вольними... Росли,
Росли сини і веселили
Старії скорбнії літа...
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли...
Поникли голови козачі,
Неначе стоптана трава,
Украйна плаче, стогне-плаче!
За головою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: «Te Deum! Алілуя!..»
Отак-то, ляше, друже, брате!
Неситії ксьондзи, магнати
Нас порізнили, розвели,
А ми б і досі так жили.
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.
Думается, не мешало бы перечесть эти поэтические мысли классика украинской поэзии и всем, кто действительно желает мира Украине, в том числе и религиозного.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/65018-uniatskaja-ulybka-s-lukavym-pri...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии