УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВИЛЬНО ПОСТИТЬСЯ?
Первое, что приходит на ум, когда говорю или слышу слово «пост», это мысль о том, что мы не умеем правильно поститься. У нас, зачастую, отсутствуют духовный опыт и духовная школа поста.
Либо пост превращается в некое абстрактное теоретизирование, при котором явно игнорируется преображающее плоть значение аскетизма поста. Либо пост сводится к области гастрономической и превращается в некую форму диеты, которая, как утверждают диетологи, не только не служит «умерщвлению плоти», но, напротив, идёт бренной плоти на пользу.
Об этом для портала «Православная жизнь» — кандидат богословия архимандрит Феогност (Пушков).
Между тем, человек представляет собою единое психофизическое целое: жизнь души участвует в жизни тела, а жизнь тела реализует потенциал жизни души. Простейший пример: человек услышал взволновавшую его душу весть и получил инсульт или инфаркт. Так что не стоит разграничивать душу и тело. Обе стороны человеческой природы подвержены разрушительному действию греха, обе нуждаются в очищении и освящении.
При этом сегодня в ходу совершенно нелепые варианты «объяснения» необходимости поста. Так, одна пользовательница Живого Журнала несколько лет тому назад, накануне Великого Поста, написала: "Для меня пост – это (насколько хватает силы воли) воздержание от всякого зла. Поэтому, естественно, он у меня вечный и пожизненный. Других не знаю"1. Ну прямо хоть сегодня на канонизацию документы подавай! Откуда ж такая "святость"-то между нами, грешными? Это мы, глупые, вслед за Христом (постившимся самым строгим образом) и Апостолами ограничиваем себя в еде, питье и удовольствиях, а современные "святые", оказывается, могут, ничтоже сумняшеся, заявить, что их пост длится ни много, ни мало – всю жизнь, и при этом не предполагает участия плоти в воздержании от пищи и супружеского удовольствия.
В процитированном мною лозунге либеральной дамы (а это именно был лозунг) нет определения природы поста. Поэтому наша задача – определить не духовно-нравственные условия постящегося [этому вопросу освящена моя прошлогодняя статья «Как, постясь, не стать невротиком»?2], а именно сам феномен поста, по существу. Сказать несколько слов о самой природе поста очень важно в настоящее время, когда все больше делается неверный спиритуалистический акцент на «посте духовном». Особенно меня умиляет, когда я слышу, что во время поста «нельзя злиться и ссориться». А что, вне поста — можно? Люди, пропагандирующие «духовный пост», в сущности отрицают пост как таковой. Ведь бороться с грехом человек должен всегда. Чем время поста отличается от непостного времени?
Итак, что же такое «ПОСТ»?
1. Стояние пред Богом.
В христианской богослужебной и святоотеческой литературе пост сравнивается с воинской службой, да и само название «пост» восходит к понятию «стоять на посту». Еще в III в. церковный писатель Тертуллиан писал, что во время поста народ христианский несет «всеобщую воинскую повинность» и более конкретно – «караульную службу». Такое служение подразумевает напряжение всех психофизических ресурсов человека: его воли, ума, рассудка, чувственных сил. 48 дней Великого Поста – это достаточно продолжительное время для подобного подвига, хотя, строго по канонам, все это время и должно быть «отдано» Богу как «десятина» от всего времени года3.
2. Жертва («десятина»).
В Киеве при князе Владимире, Крестителе Руси, была построена «Десятинная Церковь». Это был, так сказать, «домашний» храм княжеского двора, а потому на его строительство и дальнейшее содержание выделялось 10 % от всех великокняжеских доходов. «Десятина» была обязательной повинностью для каждого мужчины в Ветхом Завете. Это был материальный (деньги или натуральная продукция) «налог на религию». Еще в конце III в. святитель Григорий Чудотворец называл пост Великой Четыредесятницы «десятиной Богу от дней всего года». Эта идея «жертвы десятины» от дней всего года ярко выражена в ирмосе 2-й песни второго трипеснеца второго вторника Четыредесятницы: «Видите, видите: Я – Бог ваш, освятивший для вас начаток, приятный Мне из дней года: Отделивший десятину». Этими словами Церковь подчеркивает богоустановленность и всеобщую необходимость поста, обязательной «повинности» для христиан.
3. Траур кающегося грешника.
«Терпение приносит Господу печальные одежды со скудостью питания, довольствуясь простою пищею и одним питьем воды, когда оно прилагает пост на пост, когда пребывает в пепле и рубище. Такое терпение тела делает угодными наши моления, утверждает наши прошения. Оно отверзает для нас слух Христа Бога, отвращает строгость, привлекает милосердие. Так, этот царь Вавилонский; оскорбивши Бога, жил в продолжении семи лет в грязи и нечистоте, вне человеческой формы существования. И, принесши жертву терпения в отношении к своему телу, он и царство вновь получил, и, что гораздо желательнее для человека, принес удовлетворение Богу»4. Великопостное время – время покаянной скорби. В богослужебных текстах этого времени постоянно подчеркивается мысль, что нашу душу, «убитую страстями», мы просим Бога воскресить к любви, к вере, к подлинному чувству духовной радости и единства с Богом.
4. Всеобщая литургическая повинность.
Греческое слово «литургия» известно большинству православных в узком смысле – как обозначение Евхаристии. Между тем, слово «литургия» имеет более общий смысл. Взято это слово из римской повинности для всех свободных граждан. В Риме было множество рабов и свободные граждане не могли быть принуждены выполнять «черный труд». Но когда наступал период кризиса, император издавал предписание о «литургии», т.е. о всеобщей повинности на благо Рима. Касался этот указ именно свободных граждан. Известны предписания о «литургии» (т.е. всеобщей повинности) на строительство мостов и каналов Рима. В Христианстве это слово стало обозначать всеобщую богослужебную «повинность» (отсюда «литургика» – название научной дисциплины, изучающей правила общественного богослужения). Пост не «частное дело» постящегося (как учат многие современные «либеральные христиане», мол, «хочу» – пощусь, а «не хочу» – и не пощусь). Пост есть долг каждого члена Церкви. И «освобожден» от этой повинности человек может быть не по причине своего желания или нежелания, а только лишь по объективным причинам (болезнь, воинская служба, беременность). Еще точнее будет сказать, что постится не тот или иной человек, постится Сама Церковь, и каждый ее верный сын должен участвовать в этом покаянном служении. В качестве жертвы мы приносим дань времени, сил, плотских удовольствий, материальных ресурсов, которые должны быть розданы постящимися на милостыню во имя любви Христовой.
Любой, кто зайдет в период Великого Поста в православные храмы, увидит, что последние убраны в «скорбную ризу поста», да и сами богослужебные мелодии (распевы) становятся «косными» (медленными, скорбными, низкотональными). Но ведь богослужение – не театр, после выхода из которого можно, при желании, выбросить из головы все, что там пелось и читалось. Богослужение есть своего рода «камертон» нашей жизни, нашего бытового уклада. Мы в нашей личной и семейной жизни должны пронести эту «музыку поста» до самой Пасхи, тогда и Пасхальные песнопения будут иметь совершенно особое «звучание», которое недоступно тому, кто не постился.
В предисловии к своей замечательной книге о Крещении прот. А.Шмеман назвал «религиозной шизофренией» разлад между «религиозной» жизнью (к которой человек приобщается в храме) и «личной» (которую многие «либеральные христиане» считают не связанной за порогом храма с религией). Этот же диссонанс едко, но метко высмеивает Тертуллиан: «Неужели нам подобает молиться о прощении грехов в розовом платье и тирийском пурпуре? Подай булавки для украшения волос и порошок для чистки зубов… Пусть положит на губы и щеки то, что придает поддельный блеск, искусственную краску. Кроме того, поищи приятных ванн, поселившись в садах, или при море; умножь расходы; поищи наилучше откормленную птицу; отцеживай старое вино. А если кто тебя спросит, для кого ты это уготовляешь, скажи: "Согрешил против Бога и боюсь на веки погибнуть. Посему ныне обессиливаю себя и сокрушаюсь, и мучусь, чтобы мне примириться с Богом, Которого оскорбил грехом"»5. Если человек действительно ощущает себя кающимся грешником, у него и в мысли не придет «прихорашиваться», смеяться, пустословить, тщеславиться и модничать. Василий Великий дает предписание постящемуся носить «одежду простую, без украшения, но чистую; волосы и ногти держать в чистоте, а вид иметь степенным». Христианин должен полноценно дышать «воздухом поста». При этом траур христианского поста не должен быть показным и искусственным. Мы не должны ходить унылыми, но должны быть серьезными и сосредоточенными.
5. Стояние на Голгофе.
Пост у первых христиане был связан с днями «крестными» – средой, пятницей и седмицей перед Пасхой. Но в сущности своей любой пост обращает постящегося лицом к Распятому Спасителю. Вот почему не только в конце, но и в самом начале Великого Поста, в утренней стиховной стихире одного из первых постных дней, Церковь призывает нас «помышлять о себе, что стоим на Голгофе». А значит к «трауру» о личных грехах присоединяется еще и то чувство, которое выражено в «Последовании службы и акафиста Божественным Страстям Христовым»: «Знаю, Господи, кто распял Тебя на Голгофе: я, я своим невоздержанием пригвоздил Тебя на Крест». До радости ли тут? До увеселений ли при таких откровениях о своей жизни? Да если мы всем существом своим прочувствуем глубокую правду этих слов, нам и кусок хлеба в рот не полезет!
6. Борьба со своими физическими запросами.
В «Триоди Постной» (основной богослужебной книге на Великий Пост) постоянно подчеркивается не только покаянный характер поста, но и его роль «обуздателя естественных желаний»: «Отложим угождение плоти», «отсечем всякое сластолюбие» и т.д. Еще будучи студентом ПСТБИ, в далеком 2000 году автор этих строк услышал на проповеди в одном московском храме поразительно точное определение поста в этой сфере: «Мы должны взвесить и разделить сейчас все, что есть в нашей жизни – чувства, желания, дела, запросы — на две неравные части. Одна будет называться "хочу", а другая – "жизненно необходимо". Первая часть до самой Пасхи должна быть нами исключена из сферы нашей деятельности. Никакого потакания своим "хочу". Допускается только самое необходимое». В какой-то мере, это суровая «спартанская» аскеза. Но она необходима для полноценной религиозной жизни, когда человек ограничивает все свои желания, чтобы служить Единому Богу и в Нем Одном находить утешение среди невзгод и испытаний.
7. Ангельская чистота (супружеское воздержание).
К сожалению, современный «либеральный христианин», строго по Фрейду, «может пожертвовать многим, только не сексуальным удовольствием». И потому «этот пунктик», бывший самоочевидным для наших прадедов, стал сегодня «необязательным» для многих «современных» постящихся. Между тем, человек, ясно понимающий психологию и природу поста, не может отрицать необходимость супружеского воздержания в постовое время. Мы сейчас не станем повторять здесь определения канонов и святых отцов по этому вопросу – достаточно будет сослаться на емкую и четкую «Каноническую Справку», опубликованную на официальном сайте Екатеринбургской Епархии6. «Пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом»7. «Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся; взаимно ободряют и руководят друг другом. Они равны в церкви и в общении с Богом, равно делят пост и обилие»8. Считаем целесообразным пояснить, что предписанное апостолом Павлом воздержание супругов «по согласию» относилось к первохристианской действительности, когда не было длительных общецерковных постов (кроме среды и пятницы да седмицы перед Пасхой), а пост был «индивидуальной» формой христианского благочестия. Вот в семейных условиях Павел и предписал, чтобы один из супругов не начинал поста без согласия другой своей половины потрудиться в посте и молитвы. Но при этом первохристианская письменность (Ерм, Мужи Апостольские, Климент Александрийский, Тертулиан, Лактаций, Иустин Философ, Минуций Феликс) отмечает, что христиане с радостью постились и даже проводили в посте большую часть года. Однако с IV в. Церковь, видя угасание пламенного духа первохристиан, решила заменить оскудевающую «естественную» форму поста (порожденную живым религиозным чувством) особым «уставным» постом. В этих условиях оговорка Павла «по согласию» так же неприменима, как неприменимы его разрешения для епископа иметь семью (см. 1Тим. 3:2) в рамках современного канонического права Церкви, требующего от епископа безбрачия. Сейчас всеобщая обязанность поститься (в т.ч. и в христианском браке) является канонической нормой, а не делом «частного благочестия». Нам не следует впадать в протестантский критицизм и буквализм. Не всё, что писал или советовал Павел, является непререкаемым на века. Кое-что было им сказано «по обстоятельствам того времени».
Суммируя всё вышесказанное, целесообразно заключить:
Пост — не просто сумма тех или иных дел, но — период времени в жизни человека, когда он должен жить совершенно иным «образом жизни». Этот образ жизни требует концентрации всех психофизических ресурсов нашего организма (а отнюдь не только, душевных ресурсов, как мы уже убедились). Лаконично, но ярко учение Церкви о таком образе жизни выражено в утреннем седальне второго вторника Великого Поста: «Обуздав страсти уздою непорочного поста, потрудимся окрылить ум совершенной верой к священным созерцаниям. Презрев же влекущую долу сладость жития (!), получим небесную жизнь и божественное осияние». «В пост не только воздержание от пищи, но и всякого пристрастия к вещественному совершим отчуждение» (вторник первый четыредесятницы), «помышляя, что предстоим Распятому Спасителю» (Среда сырная, утренний самогласен на стиховне). Когда человек всем своим существом проникнется духом Голгофских страданий, он сам с радостью и с любовью оставит все тленное, страстное и сладостное, чтобы предстоять Господу, Распятому ради нас.
1 http://la-tisana.livejournal.com/119543.html
2 http://prichod.ru/the-word-of-the-pastor/13341/
3 Строгие рамки всегда не только дисциплинируют, но и обостряют в человеке работу всех его ресурсов, а в т.ч. и нервной системы. Эта сторона вопроса тоже важна, и ей была посвящена вышеуказанная статья.
4 Тертуллиан. О терпении, 13.
5 Тертуллиан. О покаянии, 11.
6 О супружеском воздержании в дни Великого Поста и перед причащением Святых Таин [http://orthodox.etel.ru/2009/12/_suprugi.htm]. К тому же, на днях мы представим свой, более детальный, историко-канонический очерк по данному вопросу, т.к. эта сторона поста (к слову, более важная, чем «гастрономическая») подвергается сегодня наибольшему ущербу.
7 Василий Великий. О посте, слово 1.
8 Тертуллиан. К жене, 9.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии