Украину переводят в новую «духовную реальность»? Ярослав Нивкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Украину переносят в западную
Украину переносят в западную "духовную ойкумену". Фото: СПЖ

ПЦУ и УГКЦ переходят на новый календарь. Все говорит, что следующий этап – их объединение. Может, власть гонит УПЦ не из-за «связи» с РФ, а чтобы принудить к новой унии?

Православную Украину активно и целенаправленно двигают в западную религиозную сферу. И этот сдвиг может стать мощнее, чем уния с католичеством в XVI веке. Почему мы так говорим? Давайте разбираться.

В УГКЦ приняли решение о переходе на григорианский календарь. Это произойдет с первого сентября 2023 года.

В мае такое же решение готовятся принять и в ПЦУ. Ее спикер Евстратий Зоря говорит, что «есть все аргументы для положительного решения». Еще накануне 2023 года руководители униатов и ПЦУ встретились и синхронизировали переход на новый стиль. И можно сказать, что это их внутренние дела и к верующим Украинской Православной Церкви не имеют никакого отношения. Но это совсем не так.

Еще совсем недавно в УГКЦ и у Думенко говорили, что переход на новый стиль выгоден только Москве, поскольку он вызовет раскол и законсервирует его на ближайшее столетие.

Евстратий Зоря: «Этот вопрос разделяет больше, чем объединяет. Если мы хотим законсервировать то состояние разделения, что мы видим сейчас, то давайте завтра проведем эту календарную реформу. Заменим календарь, получим старокалендарный раскол и законсервируем ситуацию еще на ближайшие 100 лет, чего, собственно, хотела бы Москва. Будем мы ей делать такой подарок, или будем немного мудрее?»

Сейчас ответ – да, подарок Москве будет, календарь решили срочно менять. Якобы война изменила запросы верующих, и все резко захотели на новый стиль. И Зоря с прежним пылом уже рассказывает о важности перехода на новый календарь.

И это вовсе не решение только ПЦУ и УГКЦ. В команде с ними играет украинская власть. Перед Новым годом Министерство культуры и информполитики вместе с Министерством цифровой трансформации запустили в приложении «Дия» голосование-опрос, когда украинцам нужно праздновать Рождество. Почему именно Рождество? Ответ простой – потому что этот праздник уже несколько лет обсуждается как переходная точка к полной смене календаря.

И инициатива власти вызвала множество вопросов, поскольку Дия – это электронный сервис административных государственных услуг. То есть это то же, как если бы вам вдруг предложили в админцентре проголосовать о церкви при получении паспорта или свидетельства о браке.

Такое внимание к религиозным вопросам в стране, где Церковь по Конституции отделена от государства, поражает. Но это только на первый взгляд. Подобные инициативы просто так не появляются. И тут важно, в каком свете подавался опрос.

Ткаченко: «Для Украины следование юлианскому календарю – это наследие российской империи. Однако последнее время все больше людей переходят на празднование Рождества 25 декабря, вместе с христианами мира, а некоторые вообще празднуют две даты, что разрешено у нас законом… Этот процесс ускоряется, в том числе и потому, что никто не хочет праздновать Рождество вместе с Москвой».

По юлианскому календарю сегодня живут Иерусалимская, Польская, Грузинская, Русская, Сербская, Украинская Церкви и гора Афон. Но наша власть об этом не говорит. В ее устах юлианский календарь – «плохой», это Москва и российская империя, а новый календарь – «хороший», это христиане всего мира.

Потому мы видим нехитрую политтехнологию в два хода:

  • сначала людям навязывается идея нового церковного календаря;
  • затем про эту идею говорится уже как о запросе общества. Мол, люди сами этого хотят.

Александр Ткаченко: «Я не вижу тут никаких дискуссий. Тут есть ожидания общества, нами был проведен опрос в Дие».

А чуть позже министр пишет: «Реформа Литургического календаря уже назрела, и сегодня самое время внедрять решительные изменения».

Но почему власть так плотно озаботилась церковным календарем? На это отвечает Андрей Юраш, бывший глава Госдепартамента по делам религий, а сейчас – посол в Ватикане. Оказывается, переход на новый стиль – это вопрос идеологии и политики. И это благодарность Украины Западу за поддержку в войне.

Андрей Юраш: «Это вопрос культурно-идеологический. Мы все – часть западного мира. И мы должны подтвердить эту принадлежность. Это еще и форма определенной благодарности, которую наша держава ощущает от большинства стран западной духовной ойкумены в этой ужасной борьбе. Это очень мощный импульс, который будет иметь отклик для всего духовного пространства нашего государства».

В XVI-XVII веках, когда правобережная Украина была под властью Речи Посполитой, уже предпринимались попытки сделать украинцев частью западной духовной ойкумены. Говоря проще – уничтожить здесь православие и сделать Украину католической. Тогда лишь заступничество запорожских казаков помогло сохранить здесь православную веру. Переформатирование народа не удалось.

Сейчас из-за вторжения РФ мы видим новую попытку. Но сегодня ситуация совсем иная. Сегодня Константинополь и Рим вовсю говорят о скором сослужении и объединении. Готовится оно на 2025, год юбилея I Вселенского собора. На эту дату папа и патриарх Варфоломей наметили общее празднование Пасхи. Они сделали уже десятки заявлений о будущем единстве. И не только между Римом и Фанаром. Папа Франциск призывает к единству все конфессии. К тому же призывает британские конфессии патриарх Варфоломей. Но это дело далекого будущего. А объединение структур Рима и Фанара должно тестироваться в Украине уже завтра. Об этом говорит глава униатов Святослав Шевчук.

Святослав Шевчук: «Наша Церковь соревнуется, чтобы те достижения, которые очевидны на вселенском уровне, мы могли воплощать на нашем местном уровне. Как поместная церковь украинского народа, мы хотим внести те плоды поиска вселенского единства в христианский церковный контекст нашей родины. Диалог, который окончательно привел бы нас к полному и видимому единству».

Получается, сегодня в Украине реализуется масштабный религиозно-политический проект, где участвуют Рим, Фанар, униаты, ПЦУ и светские власти Украины. И, возможно, именно этим проектом объясняются репрессии властей на УПЦ, а вовсе не ее мифической связью с Москвой. Ведь если удастся загнать верующих в ПЦУ, а потом – объединить с униатами, то вся Украина станет глобальным полигоном по обкатке некой единой конфессии.

И христианин скажет: так ведь единство – это же хорошо, надо только радоваться. И это правда, если в Церковь возвращаются те, кто от нее отпал. Но сейчас не так, сейчас может быть создана некая единая солянка конфессий, где все сохранят свои ереси и заблуждения.

Например, глава Архиепископии Фанара в США считает, что «все религии – это мириады тропинок, ведущие к одному месту». Глава Фанара считает, что его задача – навести мосты между различными верами. А экуменические службы сегодня стали вообще обычным делом.

Вот в тернопольском соборе ПЦУ на литургии служит католик в облачении. Вот в Гамбурге проходит единая евхаристия ПЦУ и лютеран. А экуменические службы проходят сейчас чуть ли не каждую неделю. Вот патриарх Варфоломей и иерархи Фанара молятся в англиканском соборе Лондона. Вот сослужение Фанара, Рима, ПЦУ и УГКЦ в Киеве. Вот служба Фанара, католиков и протестантов в Нью-Йорке, вот служба ПЦУ, католиков, Фанара и протестантов в Стамбуле.

Все это окна Овертона. Они размывают само понятие Христовой Церкви. Ведь если все религии равнозначны, то зачем придерживаться православной веры? Да и точно ли нужно опираться на Священное Писание? Например, в отношении к содомскому греху.

В начале февраля Синод Англиканской церкви принял решение о благословении в храмах ЛГБТ-пар. Сейчас власти усиленно склоняют ее к одобрению ассистированного самоубийства, эвтаназии. Аналогичные процессы вовсю идут и у католиков, и у протестантов. А ведь все это та самая западная «духовная ойкумена», частью которой приготовили стать и нам, украинцам.

Нужно ли нам такое будущее? Может, лучше ценить то великое богатство православной веры, которое мы получили от преподобных Печерских, Иова Почаевского, Ионы Киевского, Кукши Одесского и многих других великих святых нашей земли? Может, это как раз «западная ойкумена» должна искать мудрости в наших православных храмах и монастырях?

Так получилось, что христианство сегодня оказалось в кризисе. Русская Церковь стала придатком государственной военной машины, большая часть западного христианства покорилась насаждаемой идеологии гендера и ЛГБТ. В Украине Церковь Христова гонима, но от этого она становится только крепче и сплоченнее. Да, у власти на нас свои планы. Но если Бог за нас, кто против нас?

https://spzh.news/ru/zashhita-very/72056-ukrainu-perevodjat-v-novuju-duk...