УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ПРАВОГО СЕКТОРА» И «КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА» ОСТАЮТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Рассказывает  протоиерей Георгий Прокопчук, представитель Тернопольской епархии по проблемным приходам.

Отец Георгий – настоятель Кременецкого храма Иоанна Предтечи – по благословению правящего архиерея митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия контролирует вопросы захватов храмов, разбойнических нападений с участием боевиков «Правого сектора»,  других правонарушений раскольников, ущемляющих права верующих канонической Церкви в регионе. Как объяснил священник, из 150 приходов епархии более 10 являются проблемными: либо захвачены раскольниками, либо филаретовцы добились незаконного поочередного служения в них, либо ведутся судебные расследования. Наиболее драматическая ситуация в селах Катериновка, Куты, Башуки, Бутын, Новостав, Колосово в  Кременецком, Шумском и Збаражском районах. 

Иезуитский вопрос: «Вы за Украину или за Москву?»

– Отец Георгий, давайте сразу уточним: при каких условиях допустимо поочередное богослужение в храмах, т. е. использование его представителями двух конфессий? Ведь сегодня это самый распространенный способ захватов церковного имущества раскольниками: сперва добиться разрешения на поочередное богослужение, а потом юридически переоформить право собственности на себя?

– Согласно закону, поочередное служение в церкви возможно лишь при условии, когда храм является собственностью государства и находится на балансе государства. И при этом ни один из приходов не имеет на него  права собственности. Дело в том, что разрешения на поочередные богослужения в большинстве случаев принимаются обладминистрацией с нарушением закона, поскольку эти храмы не всегда являются собственностью  государства. Все правовые документы принадлежат общинам Украинской Православной Церкви. Поэтому во всех храмах епархии, где ведется поочередное богослужение, налицо нарушение закона и прав верующих. Более того – в  этих приходах тлеет вражда, ненависть и агрессия. Например, в известной Катериновке, где принято решение о поочередном богослужении, представители УПЦ КП заявили, что община УПЦ, имеющая все законные права на пользование храмом и земельным участком, и все подтверждающие юридические государственные документы на это, будет пользоваться храмом лишь до престольного праздника – дня памяти великомученика Георгия Победоносца, 6 мая.

– Захватчики храмов действуют по одной схеме?

– Как правило – да. Обычный прием рейдерства имеет стандартное «клише». Сначала «Правый сектор» зондирует почву: объезжает приходы, расклеивает листовки, общается с людьми, ищет недовольных. Если находят какую-то зацепочку, собирается сходка села, на которой звучат политические лозунги и призывы голосовать за «украинскую церковь». Потом начинают ходить по домам и спрашивать: «Вы за Украину или за Москву?» Такой иезуитский вопрос задается людям в накаленной политической обстановке, когда все СМИ заполнены антироссийской риторикой. Естественно, люди отвечают – за Украину.

И, в конце концов, большинством голосов – а голосуют, кто хочет – и протестанты, и католики, и грекокатолики, и раскольники, и жители других сел - решают менять юрисдикцию. Несмотря на то, что  у нас есть все документы и право собственности на храм и на землю, зарегистрирован устав прихода Украинской Православной Церкви, они пишут заявление в местную администрацию, требуя добавить две буквы к УПЦ (КП).  И дальше эти противоправные действия находят поддержку в областной Тернопольской госадминистрации.

Господин Кульчицкий Игорь Владимирович, возглавляющий в обладминистрации департамент по религиозным вопросам, подписывает эти заявления. При этом игнорируются решения и постановления судов разных уровней, в которых действия раскольников  признаются незаконными.

На первом месте у раскольников – псевдопатриотизм

– Отец  Георгий, как бы вы охарактеризовали «духовную составляющую» УПЦ КП, ведь, убеждая людей, они находят нужные аргументы?

– По законодательству у нас Церковь отделена от государства, но феномен раскольников состоит в том, что в основе их деятельности лежат политические лозунги, которыми они умело манипулируют. Причем активизация их агрессии и преступности припадает как раз на всплески политических обострений в стране. В их «проповеди», а точнее – пропаганде, лежат не христианские ценности, а политическая риторика, нагнетание ненависти и создание образа врага. На первом месте у них стоит псевдопатриотизм, а главный враг у них не сатана – враг рода человеческого, а каноническая Церковь – Украинская Православная, пребывающая в лоне всемирной Единой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденной и созданной Господом Иисусом Христом. И в своей деятельности раскольники опираются не на догматы, не на Священное Писание, а на политические силы.

–  Какую роль в этом играет «Правый сектор»?

– В нашем Кременецком районе «благочинный» «Киевского патриархата» Владимир  Буграк активно сотрудничает с «Правым сектором, эта же военизированная организация и финансирует раскольников. Точно так же происходит и в каждом селе. Так называемые активисты, а это, как правило, либо вчерашние коммунисты, либо атеисты – люди далекие от веры и Бога, политически заангажированные, разжигаемые политическими страстями, ставят себе целью изгнать из села «московських попів». Причем ни о каких догматах, о независимости и автономии УПЦ они понятия не имеют и слышать не хотят. А тем более не знают людей, к которым они обращаются при проведении своих местных референдумов.

У нас очень сложные  отношения с властями. Недавно я был на сессии сельсовета в соседнем селе Билокрыницы, чтобы согласовать границы земли, выделенной для  небольшой сельской общины, которой все время предъявляют претензии местные раскольники. Большинство депутатов не хотели ничего слушать: были настроены против, выкрикивали лозунги, доказывая, что сейчас такое время, когда УПЦ нужно вообще запретить.

Решения судов игнорируются.  Налицо – беззаконие и произвол.

– Если храм уже передан раскольникам,  что делает община, где она служит?

– Если общине не оставляют возможность служить поочередно – что тоже очень проблематично, верующие служат в каком-нибудь доме, или в палатке, или едут в другие приходы.

– А если начинать строить новый храм?

– Есть и такие примеры. Но согласитесь: вас незаконно изгнали из собственного дома, что вы будете делать? Вы будете пытаться искать защиты у государства, подавать заявление в судебные органы. Верующие так и поступают. И что интересно: в судебных инстанциях  выносятся решения в их пользу. Но в том-то и проблема, что решения судов игнорируются. То есть на лицо – беззаконие и произвол.

Конечно, почти во всех случаях находится поддержка местной власти. Если у них нет законодательной базы, они в бой не рвутся. Сначала находят малейшие зацепки, потом правдой и неправдой добиваются переоформления документов на собственность. У них есть инструкция, каким образом производить рейдерские захваты. «Правый сектор» напрямую связан с раскольниками, он приезжает под видом охраны порядка.  Каждый новый захваченный храм вдохновляет их на новые подвиги. После бойни в Катериновке хвалились, что следующим у них будет храм в Колосовом. Они кричали при этом, что путь на Почаевскую Лавру для них открыт.

– А что милиция? Защищает людей?

– Милиция, как правило, стоит на стороне раскольников. Когда у «капэшников» есть документы, они помогают им зайти в храм, когда у нас есть документы, никакой поддержки мы не получаем.

Выход один: нужно молиться и трудиться

– Какой же выход из ситуации? Что можно противопоставить этим явлениям в существующих условиях?

– Как сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий, прежде всего – молитву. Нужно укреплять свою веру, не поддаваться унынию, не сдаваться. Кроме этого, необходимо идти к людям и объяснять им, что такое наша вера православная, на чем она зиждется. Что такое Символ веры и что такое Соборная Апостольская Церковь. Нужна миссионерская деятельность.

Там, где священник не дорабатывает, не имеет контакта с паствой, не имеет большого опыта общения с прихожанами, мы собираем «группу поддержки», в которую входят представители семинарского хора Почаева. В миссионерскую группу мы пригласили, между прочим, известного кобзаря и барда Василия Надежкина с дочкой. В начале 1990-х он прославился тем, что первым исполнил гимн Украины на одном из музыкальных фестивалей. У него уникальный голос, его знают и слушают во многих странах мира. Уроженец и житель Кременца, Василий прихожанин нашей Церкви, хотя сперва был человеком невоцерковленным. Его участие в наших выездах имеет огромное значение.

С нами ездят также  девочки из детского почаевского хора. Садимся в «бусик», выбираем маршрут и едем в какой-либо проблемный приход. В Кременецком духовном училище я преподаю катехизис, поэтому стараюсь прочитать небольшую лекцию. Например, растолковать главную молитву христиан «Отче наш», разбираем ее, разъясняем, что призыв  «Да приидет царствие Твое» говорит нам не об очередных выборах в местную власть, а о  царстве благодати и царстве славы. Это и есть Царство Христово. Мы просим, чтобы Господь Бог укреплял нашу Церковь, чтобы ереси и расколы упразднялись. Православие – это Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Вот об этом и многом другом мы говорим с людьми.

Знаете, нужно так служить в своем приходе, чтобы люди знали и понимали, что такое Церковь, чтобы любили ее, веровали в нее. Если у людей будет настоящая вера – никакая политическая пропаганда не сможет эту веру отнять. Поэтому всем нам, духовенству, катехизаторам из мирян, нужно много и упорно трудиться.

Беседовал Сергей Герук

http://pravlife.org/content/ugolovnye-prestupleniya-pravogo-sektora-i-ki...