УЧИТЬ И ПРИЧАЩАТЬ. ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

Толкование на 5-е воскресное зачало

Литургия условно делится на Литургию Слова и Литургию верных, органично сплавленных в единое словесное Жертвоприношение. Свести службу к одной лишь Жертве, – значит, принудить народ со временем онеметь. Но и остаться при псалмах, при Апостольских и Евангельских чтениях и проповеди без Бескровной Жертвы тоже означает лишиться Литургии и свести ее к расширенному варианту обедницы. Нужно то и другое – Слово и Жертва. Связь эту можно заметить на примере одного воскресного зачала. А именно – 5-го от Луки, глава 24 стихи с 12-го по 35-й.

 

Дорога в Еммаус

Там говорится о двух учениках, которые по дороге в некое селение Эммаус рассуждали между собою обо всем, произошедшем в Иерусалиме. К ним приблизился уже воскресший Иисус и, будучи неузнанным, вступил в разговор.

Отвлекаясь на время от темы, скажем, что эта неузнанность Иисуса, это, точнее, постоянное неузнавание Его после Воскресения, подобно некоему знаку. Именно так мы постоянно «не узнаем» Его и не замечаем. Это при том, что Он – «с нами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Итак, Он идет с двумя учениками и беседует «о всех сих приключшихся». Из разговора ясно, что мысли учеников о Нем далеки от совершенства. Они считают, что Он должен был «избавить Израиля», что Он – «пророк, сильный в слове и деле», но не более того. И весть о воскресении уже принесена женами, но ученики все еще в смущении и недоумении. В общем – ничего торжествующего и светлого, но вместо веры – один клубок вопросов и сомнений. И вот тут начинается Литургия Слова.

Христос вначале укоряет учеников, называя их «несмысленными и медлительными сердцем». Это взбадривание учеников может быть обидным, и тот священник, который не будит людей, потому что боится их ненароком обидеть, рискует никого ничему не научить. Далее, взбодрив их, Он «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).

 

Проповедь митрополита Иосифа (Чернова)

Человеку, таким образом, необходимо объяснить все сказанное о Христе, начиная с Моисея и всех пророков. Апостольская благодать как раз и характерна тем, что Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). Писание нужно вначале изучать с ближайшей стороны – с буквы. Затем доискиваться скрытого смысла и осторожно заныривать в глубины. Оттуда, из глубин, извлекши жемчуг, нужно затем и слушателей обогащать. Так надо. И восшествие по ступеням иерархии должно быть знаком внутреннего освоения смыслов Писания. Но это еще не все.

Далее следует Преломление хлеба. Лука и Клеопа на Тайной Вечери не были, «примите, ядите» не слышали. И вот Христос совершает с ними Священную трапезу уже после Своей победы над смертью.

«Когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Там же 24:30-31).

Узнавание Христа происходит не ранее принятия Евхаристии из Его рук. До этого сердце может гореть в груди или сладко таять при слушании Святых слов, но полной веры еще нет, нет и узнавания. Только Евхаристия возводит жизнь во Христе на пик, откуда все видно и все ясно.

Теперь еще раз вернемся к теме. Свое общение с учениками Христос делит на две рано необходимые части, расположенные в строгом порядке. Вначале – Писания «яже о Нем». В случае апостолов это – только Ветхий Завет, так как Новый Завет в виде книги еще не существовал. В случае нашем – Ветхий и Новый Завет. Затем – Евхаристия. Именно она дает возможность узнать Христа, видеть и исповедовать Его воскресение.

 

 

Отметим также, что если Ветхий Завет есть Книга по преимуществу, то Новый Завет есть в первую очередь Чаша и Кровь, и лишь затем – Книга. «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:20).

Церковное богослужение, таким образом, в точности соответствует Новозаветному откровению, согласно с которым людей нужно учить и причащать. Сначала учить, а уже затем причащать. Целью подобного порядка действий является приобщение каждого верующего человека к апостольскому опыту. Так, чтобы каждый из нас мог при необходимости свидетельствовать, что воскресший из мертвых Иисус Христос «был узнан им в преломлении хлеба» (Лук. 24:35).

http://www.pravoslavie.ru/put/58345.htm