Учение преп. Марка Подвижника о таинстве Крещения. Ашмарин А. А.
Статья выпускника Московской духовной академии Ашмарина Андрея посвящена анализу богословия преп. Марка Подвижника относительно таинства Крещения.
Центральное место в учении о спасении преп. Марка занимает учение о таинстве Крещения. Это, вероятно, было вызвано его полемикой с мессалианами, которые, обесценивая значение таинств, считали, что все преуспеяние человека зависит исключительно от усердно совершаемой молитвы[1].
По учению преп. Марка, напротив, все преуспевание в христианской жизни есть раскрытие даров таинства Крещения. Подвизаясь и восходя к совершенству, никто не может приобрести более того, что уже получил через Крещение, то есть Христа.[2] Само восхождение происходит по благодати, полученной в Крещении[3]. Благодать дается таинственно ( μυστικῶς ) и находится в крещенном сокровенно ( κρυπτῶς). Причем и у верных благодать Крещения первоначально скрыта и открывается постепенно, по мере исполнения заповедей[4]. Сходно о благодати Крещения учил современник преп. Марка блж. Диадох, еп. Фотикийский: «Благодать скрывает свое присутствие у крещаемых, ожидая произволения души»[5]. В XIV веке учение о совершенном даре Крещения, открывающемся по мере исполнения заповедей, со ссылкой на преп. Марка, повторяли свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы[6], преп. Григорий Синаит[7].
Говоря иной раз, что в Крещение обретается Христос, в другой – что подается Святой Дух, преп. Марк поясняет, что в Крещении приемлются все Лица Пресвятой Троицы. Подтверждают это слова Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14. 23), а также то, что Св. Дух именуется как Духом Божиим, то есть Духом Отца, так и Духом Христовым.[8] Слова апостола Павла, что христиане имеют начало Духа (Рим. 8. 23), преп. Марк разъясняет так, что дары Духа действуют в земной жизни лишь отчасти. Святой Дух не делится и не изменяется, но действует в каждом в той мере, в которой человек способен Его воспринять.[9]
Утверждая, что в Крещении обретается Бог, преп. Марк не считал, что происходит это механически:«твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении; неверующим ( ἄπιστος ) же и зловерным и по Крещении не дается»[10]. Под неверующим преп. Марк понимает не только тех, кто не верит в Бога, но и тех, кто в жизни не руководствуется этой верой. Верующий, для преп. Марка это тот, кто исполняет Христовы заповеди[11].
Преп. Марк не отрицает действительность Крещения, совершенного над теми, кого он называл неверующими и зловерными. По учению преподобного, все люди в Крещении становятся способными ( δεκτικός ) к принятию действий и даров Святого Духа[12]. В этом учение преп. Марка схоже с тем, о чём писал преп. Максим Исповедник, который реальность таинства Крещения описывает через учение о двойственности рождения от Бога. Первое рождение совершается в таинстве Крещения и подает благодать усыновления в состоянии возможности ( δύναμις ), а второе рождение есть приведение этой возможности в состояние осуществления ( ἐνέργεια ).[13]
Преп. Марк раскрывает учение о дарах, которые даются христианину в таинстве Крещения. Одним из них является сила ( δύναμις ) к исполнению заповедей, имея которую, человек может освободиться от власти греха[14]. Заповеди, свобода совершать которые даруется в Крещении, преп. Марк, вслед за ап. Иаковым (Иак. 2. 12), именует «законом свободы» ( νόμοςἐλευθερίας ), а также «заповедями свободы» ( ἐντολὴ ἐλευθερίας )[15]. Свящ. Писание, по словам преп. Марка, дела возрожденного человека называет «делами обновления, свободы и света», тем самым давая понять, что происходят они от благодати, данной в Крещении, а не являются тем способом, с помощью которого человек самостоятельно истребляет грех[16], как о том учили мессалиане.
Крестившись, люди, по словам преп. Марка, становится должниками делания ( ὀφειλέταιτῆςἐργασίας )[17]. И всё, что может человек сделать на пути ко спасению, является долгом или заповедями, как, например, молитва, борьба с помыслами, пост, бдение, покаяние и даже смерть или крест. При этом все эти подвиги «лишь хранят пределы данной нам свободы»[18], то есть не дают уклониться к порокам. Получив же возможность освобождения, но не ведя жизни по заповедям, человек вновь предает себя в рабство греху[19], тем самым утрачивая дарованную ему свободу. Поэтому любой помысл ( λογισμός ), господствующий и обладающий умом, и даже тот, который в данный момент и ненавидим, есть следствие произошедшего уже после Крещения[20], а не греха Адама[21].
Преп. Марк, ссылаясь на ап. Павла (Рим. 8. 2), пишет о таком даре Крещения как освобождение от смерти[22]. На вопрос оппонента, что если от Адама властвует смерть, то значит и власть лукавых помыслов, преп. Марк указывает на Пришествие Христово, которое для верующих упразднило и то и другое. Ведь если, по словам преп. Марка, смерть, происшедшая от Адама, властвует без участия нашего зловерия ( κακοπιστία ), то и пришествие Господне и Крещение уже не есть совершенно.[23]
Утвердилось мнение, что преп. Марк учил о том, что после Крещения люди обретают бессмертие, теряя его вследствие собственных грехов[24]. И даже делается вывод, что по учению преподобного после Крещения люди восстанавливаются в состояние Адама до грехопадения[25]. Но такая интерпретация не может быть верной, так как, по учению преп. Марка, желающие достигнуть совершенства «должны сделать все вообще: общая же (совокупность) всех заповедей есть отречение от своей души, то есть смерть»[26]. А если смерть необходима для достижения совершенства, то бессмертие не может быть дано сразу после Крещения.
Такой дар Крещения, как освобождение от смерти, в соответствии с учением преп. Марка, можно понимать двояко. Во-первых, как дар физического бессмертия, но даруемый, как и прочие дары, по мере произволения человека, полностью проявляясь лишь в будущем веке. А во-вторых, как освобождение от смерти духовной, то есть от жизни без Бога, жизни во грехах.
О смерти, как о смерти духовной, которая является следствием греха, преп. Марк пишет, разъясняя слова ап. Иакова «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1. 15). Так от греха «происходит совершение сообразного тому действия, которое Писание именует смертью»[27]. Преподобный пишет не просто о смерти, а о том, что Писание называет ( ὀνομάζω ) смертью, под смертью понимая прежде всего смерть духовную[28]. Еще более очевидно о смерти, как о смерти духовной, преп. Марк пишет так: «нельзя было нам [происшедшим] от мертвых быть живыми, пока не пришел Господь и не оживотворил всех верующих в Него»[29]. Именно такую смерть, которая сокрыта внутри человека, считал истинной смертью преп. Макарий Великий, говоря о том, что те, кто сокровенно «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5. 24), живут во веки и не умирают, хотя тела их и будут разрушены на время[30].
Схоже с преп. Марком о действии Крещения учил свт. Василий Великий, говоря об освобождении от смерти как освобождении от власти греха: «так и мы, крестившиеся в смерть в подобии …больше уже не умираем, то есть больше уже не согрешаем, потому что душа согрешающая, та умрет (Иез. 18. 4)»[31]. Как об освобождении от насилия смерти о Крещении писал свт. Иоанн Златоуст: «Ты облекся в ризу …чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти»[32].
Подводя итог, можно сделать вывод, что по учению преп. Марка в Крещении человек получает способность к восприятию Бога и восхождению к совершенству, тем самым обретая утраченную через грехопадение прародителей свободу. По мере исполнения заповедей, которые через Крещение человек получает возможность совершать, действия и дары Божии, таинственно полученные в Крещении, становятся явными. Если же христианин остается порабощенным греху, то причина этого кроется в том, что он не ведет жизни, заповеданной Евангелием. В Крещении даётся и освобождения от смерти, что есть как освобождение от смерти духовной, которая есть отлучение от Бога, так и смерти физической, но являемой, как и прочие дары, лишь в эсхатологической перспективе.
[1]Timotheus, Contantinopolitanus. De Receptione Haereticorum // PG. 86a. Col. 48; Joannes Damascenus. De haeresibus. 80.
[2]De baptismo. 17.(ДалееBapt.)
[3]Ibid. 5,17.
[4]Ibid. 5.
[5]Capitula centum de perfection spirituali.85; Добротолюбие. Т. 3. 1900. С. 59.
[6]Methodus et regula cum Deo accuratissima. 6 // PG. 147.Col. 641-644.
[7]De quiete et oratione. 3 // PG. 150. Col. 1308.
[8]Bapt. 6.
[9]Ibid. 9.
[10]Ibid. 5.
[11]См., например, Ibidem, Adversus Nestorianos.42 идр.
[12]Bapt. 9.
[13]Quaestiones ad Thalassium.6.
[14]Bapt. 2-3.
[15]Ibid. 2.
[16]Ibid. 9.
[17]Ibid. 5.
[18]Ibid. 3.
[19]Ibid. 2.
[20]Ibid. 3.
[21]Ibid. 5.
[22]Ibid. 2, 5.
[23]Ibid. 17.
[24]Например: Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. 2003. С. 92-93; Макарий Египетский, преп. Духовные слова и послания / Предисловие А. Г. Дунаева. 2002. С. 214.
[25]Ware K. T.The Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk // StudiaPatristica 1970. 10:1. P. 448.
[26]Bapt. 5.
[27]Ibid. 5.
[28]Ibid. 5.
[29]Ibid. 17.
[30]Homily. 45. 3 (collectionB).
[31]De baptismo.I. 2. 16; Василий Великий, свт. Творения. 2009. Т. 2. С. 398-399.
[32] Иоанн Златоуст, свт. Творения. 1900. Т. 6 (1).C. 469.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии