Учащиеся православных школ – граждане России или маргиналы в сфере образования?
«Ведется диалог с Правительством г. Москвы по вопросу государственного финансирования православных общеобразовательных учебных заведений. К сожалению, пока эта проблема не решена окончательно».
Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2011 года.
В эти дни широко обсуждается письмо Владимиру Владимировичу Путину о необходимости финансирования негосударственных общеобразовательных школ, которое в конце декабря 2011 года православная общественность направила Председателю Правительства Российской Федерации, кандидату в Президенты РФ.
Что заставило родителей писать письмо Путину? В самом ли деле московские чиновники принимают дискриминационные меры в отношении православного образования? Действительно ли сокращение финансирования грозит развалом православной школе? Мы попробовали разобраться в этом, беседуя с учителями и родителями старшейших московских православных гимназий.
Как известно, с января 2012 года государственные школы Москвы будут финансироваться из бюджета столицы по нормативам, составляющим в год на учащегося от 80 000 рублей (в начальной школе) до 120 000 рублей (в старшей школе). Для православных общеобразовательных школ, являющихся негосударственными, некоммерческими образовательными организациями и учреждениями, власти планируют сохранить действовавший с 2010 года норматив в размере 63112 рублей. Финансирования аккредитованных дошкольных отделений вообще не предусматривается. Впервые за последние годы для православных школ устанавливается норматив, который ниже норматива для государственных общеобразовательных школ в 1,5 – 2 раза. По мнению директора Православной Свято-Петровской школы, иерея Андрея Пастернака, сокращение финансирования для православных образовательных учреждений равносильно смерти.
Как могло получиться что, несмотря на предпринимаемые церковной общественностью попытки диалога и обещания чиновников, принятые официальные решения настолько расходятся с ожиданиями православных граждан? Рассказывает один из директоров православных школ:
– Еще в октябре 2011 года состоялась встреча директоров православных школ с руководителем Департамента образования Калиной Иосифом Исааковичем, где был поднят вопрос о нормативах финансирования негосударственного образования на 2012 г. Поскольку все православные школы – негосударственные, на встрече мы озвучили свою обеспокоенность тем, что принцип равного нормативного финансирования для государственных и православных школ не соблюдается. Иосиф Исаакович тогда заверил нас, что готов положительно решить этот вопрос. По его словам, необходимо лишь уточнить для этого основания. К сожалению, этот разговор остался лишь разговором. И все же именно тогда была создана рабочая группа по взаимодействию Русской Православной Церкви и Департамента образования г. Москвы. Прошло несколько встреч группы, в рамках которых церковные люди неоднократно задавали вопросы чиновникам, входившим в группу от Департамента, о том, как именно будет осуществляться финансирование наших школ. И вот на декабрьском совещании прошлого года, когда вопрос финансирования был поднят в очередной раз, мы получили ответ о том, что для нас в бюджете заложена старая цифра – 63112. Это прозвучало как гром среди ясного неба. Ведь для части московских государственных школ (примерно трети от общего числа) повышенные нормативы, заложенные на 12-й год, начали действовать еще в 11-м. И мы уже тогда почувствовали реакцию на это событие. Наши сотрудники начали переходить в другие школы, только потому, что уровень заработной платы превышал наш почти в два раза. Это, как Вы понимаете, разрушающе действует на рабочую обстановку. И вот в 2012 году финансирование снова сокращается.
Чиновники, однако, уверяют, что как только на Федеральном уровне будет принята поправка, призванная узаконить равные права государственных и негосударственных школ в отношении этого норматива, цифры станут одинаковыми. Обращение к депутатам Госдумы, работающим над поправкой, однако дало возможность уточнить тот факт, что если она и будет принята, то не ранее конца лета 2012.года. А далее события, скорее всего, будут развиваться таким образом, бюджет года на момент принятия поправки к закону уже будет заложен, и закон в новом качестве вступит в действие в лучшем случае только в 13-м году.
Договор о финансировании негосударственные школы подписывают один раз в год, и его никогда не пересматривают в Департаменте образования, если появляется возможность увеличить размер финансирования. К сожалению, это уже сложившаяся практика. Хотя известно, что в государственных школах индексация повышения тарифов оплаты труда, например, в связи с изменением нормативов проводилась порой и по два раза в год: в первый раз в мае, а потом в сентябре.
Работники Департамента образования называют учеников государственных школ «наши дети», а учеников негосударственных школ «не наши дети». Таким образом, православные дети для чиновников не являются своими. Но неужели при этом юные христиане не являются детьми граждан и налогоплательщиков? А если это не так, то дети граждан точно имеют право на равный объем бюджетного финансирования, гарантированный государством, в какой бы школе они ни учились.
– Сегодня деньги идут за ребенком, – рассуждает наш собеседник, педагог православной школы. – Финансирование направляется туда, куда родители отдают своих детей, а детей отдают в школы, где преподают квалифицированные педагоги, потому что именно они способны обеспечить высокое качество образования. Православным гимназиям перекрывают саму возможность дальнейшей работы над качеством. Чиновники говорят нам: «Пусть ваши дети переходят в государственные школы и там получают весь причитающийся им норматив». Но ведь мы, как православные граждане, имеем право давать своим детям образование в соответствии с собственным мировоззрением. Государственная школа не предоставляет сегодня такой возможности учащимся, так как вся система здесь строится на иной мировоззренческой базе. В православных же школах полностью реализуется и тот государственный стандарт образования, который утвержден для всех образовательных учреждений. Наши школы лицензированы и аккредитованы, поэтому дети здесь имеют право на все то, что получают ученики государственных школ.
Впрочем, и на это есть ответ в Департаменте образования. В этом случае чиновники ссылаются на законодательную норму о том, что финансирование негосударственного образования является правом субъектов федерации. И по факту получается, что Департамент может финансировать или не финансировать православные школы, руководствуясь собственными соображениями. «Да, – отвечают чиновники докучливым православным, – мы не будем вас финансировать, и это в рамках закона. По действующему законодательству мы имеем полное право не финансировать негосударственные учреждения. Вот выйдет поправка, которая будет вменять нам это в обязанность, тогда другое дело. А пока этой поправки нет, увы…».
Что тут скажешь? Закон есть закон, и пока он действует ни поручение Президента, ни письма Святейшего Патриарха не имеют веса для московских чиновников. Чтобы не быть голословными, обратимся к фактам. На официальном правительственном сайте 15 марта 2011 года опубликован утвержденный перечень поручений Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева по итогам совещания о формировании международного финансового центра. Совещание состоялось 4 марта 2011 года.
В пункте 3 полного текста документа мы читаем:
Правительству г. Москвы:
а) определить перечень международных образовательных систем, стандарты которых будут получать поддержку при внедрении в школах Москвы;
б) принять меры направленные на:
- обеспечение равенства прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования;
- стимулирование расширения сети негосударственных образовательных учреждений, в том числе путем предоставления помещений и земельных участков...
Срок – 30 июня 2011 г. Ответственные: Собянин С. С.
Впрочем, как говорят в Департаменте образования, лишь 20 % поручений Президента исполняется. Знает ли об этом Президент?
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоривший на Епархиальном собрании о нерешенной в рамках диалога о финансировании негосударственного образования проблеме, конечно же, знает о том, что обратившись, например, в письме к Правительству Москвы с просьбой вернуть долг за 2010 и 2011 гг. девяти православным школам, финансирование которых должно было осуществляться в соответствии с их повышенным статусом, можно получить ответ совсем на другой вопрос (см.: Ответ Его Святейшеству из Департамента образования от 13 октября 2011 г. за подписью Собянина С. С.). Вопрос о долгах в письменном ответе Патриарху чиновники просто проигнорировали.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125- Ф3 (в ред. Федерального закона от 26.03. 2000 № 45- ФЗ); Федеральным законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266 - 1 (в ред. Федерального закона 13.01.1996 №12-Ф3, от 16.11.19976 №144-Ф3, от 20.07.2000 №102- ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» православные граждане России все же имеют право на получение образования в соответствии со своими религиозными убеждениями, – убеждена мама выпускника православной гимназии на юге столицы. – В апреле 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 5.04.10 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально- ориентированных некоммерческих организаций». На наш взгляд, все православные школы, несомненно, являются социально-ориентированными организациями, уже потому, что от 50 % до 70 % детей по разным данным, обучающихся в них, - это дети из многодетных и малообеспеченных семей. Однако пока для чиновников от образования это, увы, неочевидно. Православные школы не являются коммерческими учреждениями, однако, именно отождествление понятий «негосударственное» и «коммерческое», видимо, и поспособствовало возникновению иллюзии отсутствия необходимости финансирования православных школ.
Действительно, в мае прошлого года вроде бы блеснула надежда на изменения к лучшему: были приняты поправки к закону об образовании г. Москвы, согласно которому государственное финансирование будут получать школы включенные в реестр социально-ориентированных. Однако на данный момент этот реестр нигде не опубликован, по какому принципу он составляется, и какие школы туда попадают, неясно. Так «воз и ныне там».
А самый, пожалуй, пикантный вопрос этой проблемы заключается в том, что ежегодно Департамент образования у всех без исключения образовательных учреждений запрашивает данные на следующий год о предполагаемом количестве учащихся. Эти сведения, как государственные, так и негосударственные школы передают в Департамент финансов с тем, чтобы на всех учтенных детей было выделено определенное количество денег в соответствии с нормативами и расчетами, которые существуют в этих ведомствах. На каждого ребенка выделяют одинаковое количество бюджетных средств. Есть, очевидно, и специальная система расчетов. Департамент образования в этом случае является только распорядителем средств, но не их собственником. Однако в результате, заложив определенную цифру и получив в полном объеме средства от Департамента финансов на всех детей, детям, которые учатся в негосударственных школах, передают почему-то только часть их. Куда же деваются остальные? Классическая парадигма российского общества была описана в бессмертном произведении Гоголя «Мертвые души». Но известно, что на ребенка из негосударственной школы средств не должно выделяться меньше. Это означает, что деньги просто-напросто остаются в Департаменте и расходуются, со слов одного из бухгалтеров, чиновниками по собственному усмотрению. Другими словами, на православных детях, оказывается можно экономить. Или все же нельзя?
Ответ на этот вопрос и является краеугольным камнем домостроительства нашего общества. Чиновник, обладающий государственным мышлением, призван действовать на благо государства, а не во вред ему. Такой чиновник понимает, что православные школы воспитывают людей нравственных, патриотов своей страны. Здесь учатся дети, которым с малых лет прививают любовь к Отечеству, и которым родители не говорят о том, что из «этой страны» надо уезжать. Не хотим сказать о том, что во всех других школах дело обстоит иначе, но уровень коррупции и безнравственности в нашей стране, ярко свидетельствует о том, что прежняя система воспитания и образования принесла свои плоды и должна претерпеть изменения. Вопрос финансирования православных школ надо решать сообща, если, конечно, мы имеем цель давать образование и тем, кто верит в то, что человек сотворен по образу и подобию Божию, стремится жить по заповедям Божиим, изучать духовное наследие своего государства и, значит, является и подлинным гражданином своей страны.
Представитель общественности православных школ города Москвы Екатерина Орлова.
27.01.2012 Информационно-аналитическая служба ОРОиК РПЦ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии