Убийство оккупанта: грех или нет? Василий Можевельный

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Нужно ли идти на исповедь после убийства оккупанта? Фото: СПЖ

Из уст политиков и журналистов звучат призывы к уничтожению оккупантов, верхушка ПЦУ заявляет, что убивать их не грех. А что говорит по этому вопросу Церковь Христова?

В Украине три недели продолжается война. Гибнут сотни и тысячи граждан Украины. Мы теряем близких, свои дома, разлучаемся с родными. В наших сердцах бушует праведный гнев к оккупанту. Но существуют ли границы этого гнева? Позволительно ли убивать семьи агрессора, его детей? И как быть христианину? Может ли убивать оккупанта человек, живущий по Евангелию? Является ли это грехом? Можно ли найти компромисс между Христовыми заповедями и необходимостью защищать страну?

12 марта 2022 г. ведущий «24 канала» Фахрудин Шарафмал, сообщая о смерти своего друга, процитировал слова одного из идеологов немецкого нацизма Адольфа Эйхмана:

«Для того, чтобы уничтожить нацию, нужно уничтожать в первую очередь детей, потому что, убивая их родителей, дети вырастут и обязательно будут мстить, а убивая детей, они никогда не вырастут и нация исчезнет». При этом Шарафмал добавил: «Вооруженные Силы Украины не могут уничтожать российских детей, поскольку это запрещено правилами войны и разными конвенциями, в том числе Женевскими. Но я не из ВСУ, и когда мне выпадет случай расправиться с россиянами, я обязательно это сделаю. Я придержусь доктрины Адольфа Эйхмана и сделаю все, что от меня зависит, чтобы ни вы, ни ваши дети никогда не жили на этой земле <…> Нам нужна победа, и если для этого придется вырезать все ваши семьи, я буду одним из первых, кто это сделает».

Скриншот Youtube-канала «24 канал»

Справедливости ради нужно сказать, что через несколько дней он извинился за свои слова, хотя и в своеобразной форме: «Я прошу прощения, потому что это было недопустимо с точки зрения журналиста и с точки зрения человеческой. Украинцы – это не такие нелюди, как россияне, в первую очередь мы люди».

Схожие угрозы женам и детям оккупантов появились 17 марта на Facebook-странице главы Государственной погранслужбы Сергея Дейнеки после гибели группы украинских пограничников. Правда, позже Дейнека заявил, что его страницу взломали.

Приведенные примеры – вовсе не исключение, гнев и ненависть, вызванные смертью товарищей, встречаются сейчас среди украинцев очень часто. И по-человечески их можно понять. Но это – люди светские. А что же христиане?

7 марта «митрополит» ПЦУ Михаил Зинкевич заявил, что убивать «рашистов» не грех и что после этого даже не нужно исповедоваться: «Если враг стреляет по твоему дому, стреляет по ближним твоим, то это уже враг Божий… Этот враг должен быть уничтожен. Никакого греха в этом нет. Даже к исповеди не нужно идти».

Примерно то же самое заявил и глава ПЦУ Сергей Думенко в эфире телемарафона: «Мы не стремимся убивать наших соседей. Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою Родину, а защищать, убивать врага – не грех».

С точки зрения патриота, защищающегося от агрессора, слова «иерархов» звучат убедительно. А с христианской? Действительно ли убивать на войне – не грех?

Святые отцы об убийстве на войне

Несмотря на то, что большинство святых отцов не отождествляли заповедь «не убий» с убийством на войне, есть среди них и такие, кто категорически отрицал для христиан возможность убивать и даже заниматься военным делом.

Святитель Ипполит Римский (170 – 235 гг.) под страхом анафемы запрещает христианам поступать на воинскую службу. А тем, кто все же является воином, запрещает убивать: «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ». Для тех же, кто виновен в пролитии крови, святитель предусматривает эпитимию: «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься».

Если кровь прольется, пусть воин будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься. 

Святитель Ипполит Римский

В то же время другие святые отцы не только оправдывают убийства на войне, но хвалят воинов, защищающих отечество с оружием в руках. Так, святитель Афанасий Великий (IV в.) в «Послании к монаху Амуну» пишет: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».

Блаженный Августин выражает аналогичное мнение: «Поэтому заповедь не убий отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в силу Его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного распоряжения) представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью».

Некоторые святые отцы проводят различие между участием в справедливой и несправедливой войне. Так, преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих».

К этому можно добавить, что в книге Второзакония после заповеди «не убий» идет повеление уничтожить народы, населявшие Палестину: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя» (Втор 7:16), а также целый список преступлений, за которые виновного следовало убить.

Самым преступным при этом считалось идолослужение: «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его» (Втор 13:6-10).

Исходя из всего вышесказанного может создаться впечатление, что правы представители ПЦУ, которые говорят, что убийство российских военнослужащих – это не грех. Однако это не так.

Дело в том, что еще со времен Ветхого Завета отнятие человеческой жизни при любых обстоятельствах понималось как такое, что противоречит замыслу Божию о человеке. Даже на справедливой войне совершающий убийство берет на себя грех и нуждается в покаянии и очищении.

Даже на справедливой войне совершающий убийство берет на себя грех и нуждается в покаянии и очищении.

Преподобный Исидор Пелусиот (IV- V в.) пишет: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно (умерщвление) не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». Здесь речь идет о том, что после войны израильтян против мадианитян, которая была начата по прямому повелению Божию, пророк Моисей говорит воинам следующее: «Пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день…» (Чис 31:19).

Точно так же святитель Василий Великий предписывает эпитимию пришедшим с войны: «Убийства, совершенные на войне, наши отцы не считали убийствами: по-моему, они хотели наделить прощением тех, кто воевал во имя благоразумия и любви. Но возможно им (воинам) надо посоветовать воздерживаться от причастия всего на три года, так как у них не чистые руки».

Канонист XIII века Матфей Властарь комментирует это Правило так: «Необходимо, чтобы и проводящие жизнь в сражениях и обагряющие свои руки в крови иноплеменников прежде очистились врачеством покаяния и огнем его попалили соединенные с таковым занятием скверны и таким образом приступили к таинствам нового Адама».

Воинам надо посоветовать воздерживаться от причастия всего на три года, так как у них не чистые руки.

Святитель Василий Великий

Весьма показательная история произошла в X в. в Византии, когда император Никифор Фока, ведший многочисленные войны на востоке против арабов, для поднятия боевого духа своих солдат просил Константинопольского патриарха и Синод приравнять убитых на войне к святым мученикам. С его точки зрения это было оправдано, поскольку его противники-мусульмане с радостью шли на смерть, веря, что мусульманин, погибший во время джихада, сразу попадает в рай. Однако православные иерархи ответили отказом и при этом сослались на Правило Василия Великого.

Таким образом, можно сформулировать церковное учение об этом вопросе так: убийство врага на справедливой войне является нарушением Божественного замысла о человеке. И хотя оно оправдывается необходимостью защитить свой народ, воин, как и обычный убийца, нуждается в покаянии и очищении.

Дай мне твое сердце

«Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26), – говорит Господь в Ветхом Завете; «Блажени чистии сердцем, говорит Спаситель, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8); «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав о6нови во утробе моей» (Пс. 50:12), – говорит Давид; апостол Павел желает, чтобы в сердце христиан вселился Христос (Ср.: Еф. 3:17).

Можно долго цитировать слова отцов Церкви про воинов и войну. Но необходимо понять следующее – главное для человека, в том числе и воина, – мир и любовь в его сердце. Убийство врага едва ли возможно без гнева и ненависти в душе. А этим страстям не место в душе христианина.

Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Господь вовсе этой заповеди ("Не убий" – Ред.) не давал, а только привел эту заповедь из Ветхого Завета: "Вы слышали, что сказано древним (то есть в Ветхом Завете): не убивай" (Мф. 5:21). Подлинная же заповедь Господа следующая: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф. 5:22). Вот видите, что Господь запрещает не убийство, запрещенное еще в Ветхом Завете, а, как Совершитель закона, старается искоренить из сердца человеческого саму страсть гнева, от чего люди доходят иногда и до убийства».

В этих словах и содержится ответ на вопрос: грешно ли убивать на войне или нет? Господь говорит не столько о конкретных поступках человека, сколько о состоянии его души, что и будет иметь решающее значение на Суде Божием. Человек может иметь в своем сердце злость, гнев и ненависть и, исходя из этих греховных страстей, убивать врагов на войне, а может иметь чувство сострадания к ближним, жертвенную любовь к ним, желание оградить их от зла, смиренное подчинение власти – и при этом также убивать врагов на войне. Действие может быть одним и тем же, а последствия для человеческой души – совсем разные. Греховная страсть, по учению святых отцов, подлежит наказанию Божию, если человек принесет покаяние.

Позиция УПЦ

Украинская Православная Церковь призывает своих верующих становиться на защиту Отечества. В Обращении Священного Синода к украинскому народу говорится: «В такой непростой ситуации призываем всех быть мужественными, усилить молитву и объединиться вокруг защиты нашей Родины. Обращаясь сегодня ко всем нашим защитникам, хотим засвидетельствовать, что мы чтим вас и молимся за вас, ведь вы, жертвенно рискуя своей жизнью, действенно свидетельствуете о том, как можно исполнить слова Господа нашего Иисуса Христа "Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих" (Ин. 15: 13)».

При этом УПЦ напоминает, что мы не должны позволить греховным страстям охватить нашу душу, но, наоборот, должны сохранить мир, любовь и добродетель.

«Украинский народ, братья и сестры! Надеемся, что здравый смысл победит, и эта война скоро закончится. Просим каждого из вас сохранять мир между собой и не поддаваться провокациям. Оказывайте друг другу помощь, берегите друг друга. Также важно не разжигать вражду между собой. Только в единстве наша сила. Молим Господа, чтобы Он просветил правителей светом благодати Своей. Верим, что человеколюбивый Господь примет наш молитвенный труд, простит нам грехи наши. И в ближайшее время мир Божий снова воцарится на нашей благословенной украинской земле!», – говорится в Обращении Синода.

Можно сравнить эти слова с тем, к чему призывают представители иных украинских конфессий и сделать вывод, кто является истинным пастырем Христова стада, а кто – нет.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/87126-ubijstvo-okkupanta-greh-ili-net