ТЫ НИСХОДИШЬ ЯКО ДОЖДЬ НА РУНО. Священник Валерий Духанин
Рождество Христово
Я не знал Тебя. Но меня Ты взыскал. Нашел, как обретают драхму потерянную. Или вот как отбившегося ягненка добрый пастух, прижав к сердцу, несет, возвращает к пастбищу.
Мы ждали Тебя веками, тысячелетиями. И малое пророческое слово было утешением для ожидающих
Мы ждали Тебя веками, тысячелетиями. И малое пророческое слово было утешением для ожидающих. «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17). Так когда-то сказал тот, который прозрел «звезду, восходящую от Иакова» (Чис. 24:17). Прозревший не был совершенен, ибо в конце концов пал, но и он тосковал без Тебя. Кто виноват? Мы сами ушли. Но как же нам хочется, чтобы за нами, ушедшими, пришел именно Ты. Так капризный ребенок, убегающий от родителя, в сердце желает, чтобы родитель непременно пришел.
В Твоем Писании я однажды прочел, и эти слова пронзили мое сердце болью. Ты выразил Твое отношение к нам. Сказано у пророка: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). «Издали» – потому что мы вдали от Тебя, хотя Сам Ты ближе, чем воздух, которым дышим, чем свет, который согревает всех нас. «Вечною» – потому что Ты вечен, Господи. «Любовью», потому что Ты Сам есть Любовь.
Мы жаждем чистой как утренний луч, искренней как пение соловья, беззаветной как улыбка ребенка, единственной и неповторимой любви. И вот, Ты возлюбил нас любовью вечной. Твоя любовь – сладость райская, неизреченна и несказанна, как веяние благодати Духа Святого. Твоя любовь слаще Рая, ибо сам Рай сладок только Тобой, Господи, а Ты весь – Любовь.
Но разве Любящий оставит любимых? Вот, Ты пришел.
Ты нисходишь «яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71:6). Дождь нисходит на руно бесшумно. Не в молнии или громе пришествие Твое. Не в трясении гор, не в извержении лавы. Тихо, безмолвно пришествие Твое. Ибо не судить мир Ты идешь. Царство Твое – не в демонстрации внешних величий. Гордость криклива. Где страсти – там шум. Смирение же рождает мир. А где мир, там и безмолвие. Льна курящегося Ты не угасишь и трости надломленной не переломишь.
В лоне Пречистой Духом Святым Ты исткал Себе плоть, дабы все носящие плоть приобщились Духу Святому. Здесь Твоя мудрость и тайна Святого святых. Твоя плоть стала завесой Твоего Божества. Ибо не может человек увидеть Бога и остаться живым (Исх. 33:20). Но Ты явил «великую благочестия тайну»: показал Себя не только Ангелам, но и людям (срв. 1 Тим. 3:16).
Своей десницей Ты держишь весь мир, «в Твоей руке душа всего живущего» (Иов. 12:10), и вот – Тебя держат ласковые руки Твоей Мамы. Ты одел небо облаками, а теперь самыми простыми пеленами одевают Тебя. Небо не вместит Беспредельного, и вот – Тебя полагают в ясли – кормушку для ягнят и телят, «потому что не было места в гостинице» (Лк. 2:7). Не ради земных дворцов пришел на землю Небесный Царь, а ради нас, призванных к Небесному, хотя и живущих на земле.
Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю
Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю. Потому о Вифлееме сказано: «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (См. Мф. 2:6 и Мих. 5:2). Ты освятил время самой жизнью Твоей. История разделилась на «до» и «после» Твоего Рождения. «Воссияет во днех Твоих правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7).
«Что же есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5-6). Я же не раз, огорченный неправдами мира, в исступлении моем говорил: «Всякий человек – ложь» (Пс. 115:2). Видя подлость и ложь, мы оскудеваем в любви и начинаем усматривать вокруг только лживое. Но как же нам трудно понять Тебя! – Ради человека Ты Сам стал человеком, и ради сынов человеческих ныне Ты – Человеческий Сын. Хотя Ты же предвечно – Сын Божий. Ты облекся в наши руки и ноги, в нашу плоть с ее пятерицею чувств. Нашу душу – ум, сердце, волю – Ты тоже воспринял.
Своими ногами Ты поспешишь в храм, ибо должно пребывать Тебе в том, что принадлежит Отцу Твоему (Лк. 2:49). Своими ногами Ты исходишь всю ту землю, и именно поэтому мы ее называем Святой. Исходишь, потому что Тебе негде будет главы преклонить. А руками Ты будешь, как и мнимый Твой папа Иосиф, плотничать, мастерить столы и скамьи. Своими руками Ты прикоснешься колосьев пшеницы, радуясь наступлению времени жатвы. А чуть погодя Ты объявишь приближение новой жатвы, ибо нивы побелели, осталось только подготовить жнецов (Ин. 4:35-38).
Этими же самыми руками Ты чудесно приумножишь пять хлебов и две малые рыбки, чтобы напитать тысячи людей. Ими же Ты прикоснешься к больным – и очи слепых откроются, уши глухих станут слышать, а хромой, вскочив, будет прыгать от радости и в ликовании души танцевать. Ибо как человек Ты прикоснешься больному, а как Бог прекратишь в нем болезнь. Ты много благ дашь людям Твоими руками. Сейчас Твои маленькие ручки прижимаются к Маме. Она нянчит Тебя и нежно на Тебя глядит – в чистых глазах Пречистой отражается чистое небо. Но когда-то злолюбивые, забывшие Небо и поправшие чистоту люди пронзят Твои щедрые, всеисцеляющие руки страшными гранеными гвоздями. Матерь Твоя будет смотреть на Тебя терзаемого, и в глазах Ее отразится горе, безграничное и необъятное подобно нашей Вселенной.
Люди злолюбивы, и даже избранные Тобою быть жнецами, собирателями Райской пажити, и они почти все бросят Тебя в самом начале жатвы. Тогда мне вновь захочется сказать: всякий человек – ложь. Но вот незадача – Ты Сам ни на кого не держишь зла. Разве может воплощенное Добро держать на кого-либо зло? Добру противоположно зло, и там, где есть одно, совершенно точно нет другого. Где чистота, там нет грязи. Где смирение, там нет гордости. Где любовь, там отсутствует ненависть.
Вот он, совершенно непонятный мне парадокс Твоих поступков: Ты ради того и пришел, родился маленьким, беззащитным младенцем, чтобы принять муки, страдания и смерть ради всех.
В этом страшно признаться: Ты родился, чтобы умереть
Верно сказано: чем больше любовь, тем больше и страдание. Любовь бесконечная, всеобъемлющая, жертвенная – а таков Ты и есть – такая Любовь пойдет за погибшими даже до ада преисподнего. Оттуда Ты выведешь тех, кто сохранил хотя бы крупицу любви, кто ждал Тебя как чаяние языков. Да, в этом страшно признаться: Ты родился, чтобы умереть. Но умереть, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
В мире много завоевателей, надменных, самоуверенных слепцов. Один из них, мелкий ростом, но смотревший на всех свысока и умевший побеждать великанов, закончил, впрочем, как и все остальные. Не знал он тогда, что «лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притч. 16:19). Лишь на острове Святой Елены он начал читать Писания Твои и вдруг что-то прозрел. Восхищенный, он признавался близким людям: «Многие пытались основывать громадные империи. Но на чем держалась наша власть? На насилии. Я еще не умер, а дело мое уже разрушилось. Все завоеватели со всеми их талантами потерпели крушение, ведь, покоряя мир, они не обрели ни одного друга. И только Иисус Христос основал Свое царство на любви. И в настоящее время тысячи людей отдали бы с радостью за Него свою жизнь. Чудно! Все, которые веруют в Него, испытывают замечательную любовь к Нему. Время, этот великий разрушитель, не в силах погасить это святое пламя. Вот это довольно убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа».
Темная пещера – место Твоего первого пристанища, ибо Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму
Ты приходишь тогда, когда Тебя ждут только самые-самые. Ты приходишь там, где и помыслить никто не мог. Темная пещера – место Твоего первого пристанища. Ибо собственно Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).
Ночь. Тишина. Пастухи, а затем и волхвы. Одним является непосредственно Ангел – ради их простоты, ради нелукавого сердца и бесхитростной веры: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Другим, ввиду их многоученой сложности, дана звезда, и путь дальний и трудный: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Они не знают, но Промышляющий обо всех, Он и их приведет. Так и мы разными дорогами жизни идем к Тебе, Господи.
Зло еще остается в злолюбивом мире. Руки ненавидящих Тебя ищут убить Тебя. Но Ты пришел – и мир стал иным. Иным, потому что в мире теперь Царь мира. И с Тобою Царство Божие не где-то там, оно уже здесь обретается.
На земле мир, и слава в вышних Богу, в человецех благоволение!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии